Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:15, курсовая работа
В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.
Основные
отличия современных органов
валютного контроля от агентов валютного
контроля состоят в том, что первые
обладают более широкими полномочиями
в сфере валютного контроля. Агенты
валютного контроля производят надзор
(наблюдение, мониторинг) за резидентами
и нерезидентами на предмет соблюдения
последними актов валютного
Механизм
валютного контроля достаточно сложен.
В настоящее время
Банк России не установил порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях валютного законодательства их клиентами -хозяйствующими субъектами и физическими лицами. В связи с этим менее отработанными являются механизмы взаимодействия по линии:
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - уполномоченный банк. Банки отвечают на единичные запросы государственных органов в рамках проводимых проверок, возбужденных дел об административных правонарушениях. Информация о нарушениях клиентами валютного законодательства накапливается в уполномоченных банках, но не всегда передается в Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, уполномочный применять меры ответственности. При этом единого стандарта фиксирования информации нет, и каждый банк фиксирует нарушения в произвольной форме.
Объём документов и информации, который должны предоставлять Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в целях реализации его полномочий иные агенты валютного контроля, устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ, Однако соответствующие акты органов валютного регулирования также отсутствуют. Частично данная проблема решена путём заключения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора соглашений о взаимодействии с Федеральной таможенной службой, о сотрудничестве и информационном взаимодействии с Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля.
Исходя из
вышесказанного, в настоящее время
более тесными являются: взаимодействие
по линии банковского валютного
контроля (Банк России -территориальный
орган Банка России по субъекту Федерации
-уполномоченный банк) и по линии
федеральных органов
В результате принятия новых нормативных документов были нарушены и ранее существовавшие информационные потоки в рамках таможенно-банковского валютного контроля. Сегодня электронная база оформленных и переоформленных паспортов сделок не поступает из уполномоченных банков в таможенные органы для целей осуществления валютного контроля при таможенном оформлении перемещаемых товаров через таможенную границу Российской Федерации. Учёт валютных операций и контроль за их проведением стал осуществлять уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен паспорт сделки. В региональные таможенные управления из Управления валютного контроля ФТС России поступает лишь информация по искусственно разбитым партиям товаров (на сумму менее 5000 долларов), с истёкшими сроками исполнения обязательств по паспортам сделок и т.п. Информацией о поступлении денежных средств на банковские счета участников внешнеэкономической деятельности в оплату перемещаемых товаров таможни сегодня не располагают. Таким образом, механизм взаимодействия по линии уполномоченный банк - таможенный орган также не обеспечен.
Следует заметить,
что не принесло ощутимых результатов
и распространение технологии неплотного
контроля на расчёты и переводы за
выполняемые работы, оказываемые
услуги. Чаще всего уполномоченный
банк узнаёт об исполнении резидентом
обязательств по соответствующим внешнеторговым
договорам, когда клиентом проводятся
валютные операции. Кроме того, нормативный
акт Банка России увязывает срок
предоставления резидентом в банк паспорта
сделки документов, подтверждающих оказание
услуг (выполнение работ и т.д.), с
датой их оформления, а не фактического
осуществления. При этом перечень подтверждающих
документов не конкретизирован; порядок
предоставления документов устанавливается
уполномоченным банком. На практике нередки
случаи несоблюдения резидентами регламента
предоставления подтверждающих документов
по оказанным услугам. Так, в налоговые
органы направляются для возврата налога
на добавленную стоимость акты оказанных
нерезиденту услуг; а в банк для
контроля репатриации иностранной
валюты - инвойсы. При этом интервал
дат между двумя «
Законом распределены
полномочия по сбору информации, но
большинство субъектов
Форма валютного
контроля проявляется как способ
конкретного выражения и
Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются:
а) наблюдение;
б) проверка;
в) обследование;
г) анализ;
д) ревизия.
Наблюдение состоит в ознакомлении с деятельностью объекта контроля без применения сложных приёмов получения и оценки информации. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. Различие между наблюдением и проверкой заключается в том, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность сообщения сведений и их достоверность. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.
Наблюдение
и анализ преследуют цель не столько
выявления правонарушений, сколько
получения общей информации о
ситуации в валютной сфере. Наблюдение
призвано в первую очередь констатировать
правомерное поведение
Сложившаяся,
эффективно действующая, основанная на
четком разграничении полномочий система
контрольных органов полностью
исключает возможность
На сегодняшний день Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного контроля обладает полномочиями, включающими в себя следующее:
а) проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
б) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
в) возбуждение дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.25, 17.7, 17.9,
ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ;
г) проведение проверок полноты, достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
д) применение
установленных
е) выдача предписаний
об устранении выявленных нарушений
актов валютного
Располагая сетью территориальных органов практически во всех регионах Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет валютный контроль независимо от места расположения хозяйствующего субъекта, его представительств и филиалов.
Мировой опыт
осуществления валютного
Одним из возможных
способов выявления нарушений валютного
законодательства является проведение
целевых проверок соблюдения валютного
и таможенного законодательства
РФ участниками
Информационная основа проверок участников внешнеэкономической деятельности (основные группы документов и сведений):
а) документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);
б) документы бухгалтерского учета и отчетности самой проверяемой организации (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская отчетность);
в) сведения
о финансово-хозяйственной
г) финансовые требования и обязательства организации.
В случае выявления
должностными лицами таможенных органов
в указанных проверках
Вопросы ответственности
за нарушение актов валютного
законодательства и актов органов
валютного регулирования
Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 193 - Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).
Невозвращение в крупном
размере из-за границы руководителем
организации средств в
Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Объектом правонарушений,
предусмотренных статьей 15.25 КоАП России,
выступают публичные