Как следует из изложенного,
финансирование установки и настройки
оборудования и программного обеспечения,
а также подключения к системе электронного
декларирования по технологии ЭД-1 или
ЭД-2 целиком возложено на подключаемые
организации. Высокая стоимость оборудования
и средств криптографической защиты затрудняет
свободный доступ к системе электронного
декларирования.9
При представлении сведений
в электронном виде вне зависимости от
применяемой технологической схемы подлинность
представляемых сведений обеспечивается
использованием электронной цифровой
подписи. Электронная цифровая подпись
- реквизит электронного документа, предназначенный
для защиты данного электронного документа
от подделки, полученный в результате
криптографического преобразования информации
с использованием закрытого ключа электронной
цифровой подписи и позволяющий идентифицировать
владельца сертификата ключа подписи,
а также установить отсутствие искажения
информации в электронном документе (ст.
3 Федерального закона от 10 января 2002 г.
N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
(в ред. Федерального закона от 8 ноября
2007 г. N 258-ФЗ), далее - Федеральный закон
"Об электронной цифровой подписи").
Электронное сообщение, подписанное электронной
цифровой подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу, подписанному
собственноручной подписью, в случаях,
если нормативными правовым актами не
устанавливается или не подразумевается
требование о составлении такого документа
на бумажном носителе (ст. 4 Федерального
закона "Об электронной цифровой подписи",
ст. 11 Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и защите
информации").
Сертификаты ключей электронных
цифровых подписей для использования
в информационных сетях общего пользования
выдаются удостоверяющим центром. В рассматриваемом
случае информационного обмена между
организациями и таможенными органами
удостоверяющим центром выступает Главный
научно-информационный вычислительный
центр ФТС России.10
В Федеральном законе "Об
электронной цифровой подписи" нашли
отражение общие положения, касающиеся
правового статуса электронной цифровой
подписи. Подразумевается, что участники
информационного обмена, в рамках которого
предполагается применять электронные
цифровые подписи, должны согласовать
все иные условия применения электронных
цифровых подписей в соответствующем
договоре (соглашении).
В то же время нередки претензии
участников внешнеэкономической деятельности
к ФТС России в связи с большой длительностью
и непрозрачностью процедуры получения
электронной цифровой подписи. Участниками
внешнеэкономической деятельности также
высказываются претензии к необоснованно
высоким требованиям в части необходимого
оборудования (межсетевые экраны и пр.)
и к требованиям в части необходимого
программного обеспечения (Письмо ФТС
России от 3 сентября 2010 г. N 21-16/43209 "Об
исполнении поручения Президента Российской
Федерации").
Аналитическим управлением
ФТС России отмечено, что решение только
технических вопросов не приведет к серьезному
росту числа участников внешнеэкономической
деятельности, применяющих электронное
декларирование, так как оно не является
обязательным.
В числе факторов, препятствующих
внедрению стопроцентного электронного
декларирования, Аналитическим управлением
ФТС России названы следующие:
в среднем до 40% участников ВЭД
осуществляют декларирование не более
одного раза и впоследствии внешнеэкономическую
деятельность не возобновляют, соответственно,
такие декларанты не заинтересованы в
соблюдении условий и выполнении требований,
необходимых для производства декларирования
в электронном виде;
для подтверждения обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов
налога на добавленную стоимость в отношении
экспортированных товаров налоговые органы
требуют представлять таможенную декларацию
в бумажном виде, соответственно, проблематично
заинтересовать в применении электронного
декларирования экспортеров российских
товаров.
Очевидно, что электронное декларирование
с использованием сети Интернет (технология
ЭД-2) в силах реализовать только крупные
участники внешнеэкономической деятельности,
а также таможенные брокеры. Примечательно,
что сложность подключения к системе электронного
декларирования вынуждает участников
внешнеэкономической деятельности обращаться
к услугам посредников в передаче электронной
информации таможенным органам - информационным
операторам.11
В настоящее время законодательно
статус информационного оператора нормативно
не определен. Наиболее близкое по содержанию
определение закреплено в ст. 2 Федерального
закона "Об информации, информационных
технологиях и защите информации": оператор
информационной системы - гражданин или
юридическое лицо, осуществляющие деятельность
по эксплуатации информационной системы,
в том числе по обработке информации, содержащейся
в ее базах данных. Понятие информационного
оператора более узкое, нежели понятие
оператора информационной системы. Информационный
оператор является организацией, с которой
Главный научно-информационный вычислительный
центр заключил Соглашение об информационном
взаимодействии при представлении сведений
в электронной форме с использованием
международной ассоциации сетей Интернет.
Информационный оператор предоставляет
участнику внешнеэкономической деятельности
возможность представлять таможенным
органам сведения в электронной форме
с использованием сети Интернет. Для этого
информационный оператор создает автоматизированные
рабочие места для работы в системе электронного
декларирования ЭД-2 либо организует подключение
удаленных рабочих мест участника внешнеэкономической
деятельности к своей системе передачи
данных таможенным органам. Информационный
оператор, будучи связующим звеном между
таможенными органами (в частности, Главным
научно-информационным вычислительным
центром ФТС России) и участником внешнеэкономической
деятельности, возлагает на себя все необходимые
расходы по приобретению, установке, монтажу,
настройке криптографического оборудования,
программного обеспечения, иных защитных
средств и пр. Участнику внешнеэкономической
деятельности требуется получить электронную
цифровую подпись и при желании осуществлять
декларирование с удаленных рабочих мест
(собственных рабочих станций), установить
на такие рабочие станции криптографическое
программное обеспечение для создания
безопасного удаленного соединения с
информационным оператором. Схема осуществления электронного декларирования
показана на рис.1.1.
Рис. 1.3 Действующая технология электронного
декларирования
Описанная схема взаимодействия
участников внешнеэкономической деятельности
и таможенных органов при посредничестве
информационных операторов существенно
снижает расходы на применение системы
электронного декларирования для декларанта:
получение электронной цифровой подписи
бесплатно; стоимость криптографического
программного обеспечения невелика по
сравнению с аппаратной частью, приобретаемой
и монтируемой информационным оператором.
Данная технология удобна и таможенным
органам: информационный обмен осуществляется
через организацию, оборудованную необходимыми
аппаратно-программными средствами, исключающими
проникновение какой-либо информационной
угрозы в единую автоматизированную информационную
сеть таможенных органов.
В то же время, как было упомянуто,
велика доля участников внешнеэкономической
деятельности, которые проводят таможенное
оформление единожды, впоследствии не
возобновляя внешнеэкономическую деятельность,
либо которые осуществляют разовые поставки
товаров. Для таких лиц получение электронной
цифровой подписи для проведения таможенного
оформления товара будет непреодолимой
бюрократической процедурой, существование
которой заставит усомниться в целесообразности
осуществления внешнеэкономической деятельности.12
Полагаем также, что столь высокие
требования к аппаратно-программному
обеспечению лиц, намеренных воспользоваться
технологией электронного декларирования
по технологии ЭД-2, чрезмерны. Целью создания
технологии электронного декларирования
ЭД-2 было повышение доступности электронного
декларирования, упрощение процедуры
подключения к данной технологии участников
внешнеэкономической деятельности, в
связи с чем, предъявление к информационной
безопасности крайне высоких требований
представляется нецелесообразным.
1.5 Последовательность
совершения таможенных операций должностным
лицом при электронной форме декларирования
товаров
Таможенное оформление, в части
взаимодействия с информационными системами,
предназначенными для представления участниками
внешнеэкономической деятельности сведений
таможенным органам в электронной форме
осуществляется в автоматизированной
информационной системе «АИСТ-М».13
Декларантом либо его представителем
заполняется электронная декларация на
товары. Заполнение декларации на товары
осуществляется в соответствии с инструкцией,
утвержденной решением Комиссии Таможенного
союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях
по заполнению таможенных деклараций
и формах таможенных деклараций». Заполненная
электронная декларация на товары подписывается
электронной цифровой подписью декларанта
либо его представителя.14
Пользователь ПЗ «Модуль обработки документов»
оперативно уведомляется о получении
ответа на любые отправленные им сообщения
в рамках Интернет-декларирования либо
о возникших при этом ошибках. Уведомления
отображаются по мере поступления ответов
в виде отдельного окна в правой части
экрана (рис.2.2).
Рис. 2.2 Окно уведомлений АИС «АИСТ-М»
Прием электронных деклараций
в систему АИСТ-М, как и весь обмен сообщениями
с АПС «Электронное представление сведений»,
выполняется автоматически на сервере
программной задачей «Модуль автоматической
обработки документов» (рис.2.3).
Рис. 2.3 Управление модулем автоматической
обработки документов
Для того чтобы взаимодействие
производилось в штатном режиме, ПЗ «Модуль
автоматической обработки документов»
должна быть обязательно запущена и указанные
ниже этапы должны находиться в состоянии
ожидания обработки
(активны):
«Автоматический обмен сообщениями
с АПС»,
«Авто прием от КПС Интеллект
маршрутизация»,
«ДТ возвращенные декларанту».
После того как пакет с новой
поданной декларацией был принят от АПС
«Электронное представление сведений»
и был сформирован новый документ в АИС
«АИСТ-М», он помещается на этап «Очередь
на подачу ДТ» (рис.2.4).
Рис. 2.4 Модуль обработки документов
Отправка на номер. Как и при
оформлении обычных ДТ, при выборе данного
пункта производится присвоение декларации
порядкового номера, при этом формируется
сообщение с уведомлением о регистрации
для системы декларанта. После этого происходит
отправка декларации на сервер на обработку
в ПЗ «Модуль автоматической обработки
документов».
Возврат (отказ в приеме). При
выборе данного пункта декларанту будет
сформировано и отправлено уведомление
об отказе в приеме ДТ. При выборе данного
действия необходимо обязательно заполнить
поле «Примечание»: сообщение из данного
поля будет отправлено декларанту в качестве
объяснения причин отказа в приеме. Сама
декларация перемещается на этап «Архив
отказанных в приеме ДТ». Подача исправленной
ДТ должна осуществляться в рамках той
же процедуры.
Отложить в очереди на подачу.
При выборе данного пункта ДТ остается
на том же этапе («Очередь на подачу ДТ»)
и перемещается в конец очереди. Декларанту
при этом никакая информация не отправляется.
Возврат декларанту протокола
ошибок. При выборе данного пункта декларанту
будет отправлен протокол ошибок, а сама
декларация будет перемещена на этап «ДТ
возвращенные декларанту», где будет находиться
до того времени, пока от декларанта не
поступит исправленная декларация.
Как только декларант внесет
требуемые изменения в ДТ и направит ее
на таможенное оформление, декларация
автоматически переместится с этапа «ДТ
возвращенные декларанту» на этап «Очередь
на подачу ДТ».
Начало обработки ДТ
После присвоения номера и обработки
декларации ПЗ «Модуль автоматической
обработки документов» ДТ перемещается
на этап «Очередь ДТ на контроле ФЛК».
Как только данная декларация будет взята
в обработку любым инспектором, автоматически
формируется сообщение о начале обработки
ДТ, которое будет отправлено декларанту
даже в том случае, если инспектор отменит
обработку данной декларации. После перехода
на данный этап откроется окно, в котором
можно работать с ДТ (рис.2.5 - 2.6).
Рис. 2.5 Окно работы с ДТ
Рис. 2.6 Электронная форма декларации
на товары
После взятия ДТ в обработку
и списания таможенных сборов осуществляется
запрос электронных документов.
Выделяют два типа документов
при формировании запроса:
запрос документов из архива
декларанта;
запрос документов лично у декларанта.
В архив декларант помещает
документы, которые имеют большой срок
действия. В описи, приложенной к декларации,
такие документы отмечаются специальным
значком
.
Для запроса электронных документов
используется экранная форма редактирования
требования документов (рис.2.7). Попавшие в систему документы
отображаются в окне электронных документов
(рис.2.8).
Рис. 2.7 Редактирование требования
электронных документов
Рис. 2.8 Редактирование требования
электронных документов
Глава 2 Влияние систем
электронного декларирования на повышение
эффективности таможенного дела
2.1 Проблемы, тормозящие
развитие системы электронного декларирования
Во-первых, мешает человеческий
фактор. Инспектор, принимающий решение
о выпуске товара, не может переложить
свою ответственность на некий обезличенный
электронный процесс. Может быть, психологически
инспектору трудно принять на себя ответственность,
не видя всех бумажных документов с мастичными
печатями. Может быть, инспектор не до
конца осознаёт, какое значение несёт
электронная цифровая подпись (ЭЦП) декларанта.
В процессе таможенного электронного
оформления он постоянно испытывает необходимость
в бумажных документах.
Во-вторых,
существуют технологические проблемы
таможенного оформления. О технологии
таможенной очистки в России,
в целом, можно утверждать, что
пока она создаёт, а не снимает
препоны в процессе международного
товарообмена.