Государственное регулирование внешней торговой деятельности и ее законодательная база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:20, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение ГРВЭД и ее нормативно правовой базы.
Задачи: Раскрыть понятие, определить сущность и виды ГРВЭД; Изучить принципы и методы государственного регулирования ВЭД; Дать понятие внешней торговой деятельности; Проанализировать законодательную базу ВЭД.
Объектом реферата является законодательная база государственного регулирования внешней торговой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование внешней торговли как
составляющая часть ВЭД………………………………………………………….5
1.1 Государственное регулирование ВЭД: понятие, сущность, виды……..5
1.2 Принципы и методы государственного регулирования…….……………7
1.3 Принципы и средства регламентации внешней торговли……………….10
1.4 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли…12
Глава 2.Законодательная база внешней торговой деятельности России……….14
2.1 Нормативные документы на международном уровне…………………14
2.2 Нормативные документы на национальном уровне……………………16
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованных источников……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

манзура гос рег реферат.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

2. Присоединение к ВТО позволит  стабилизировать российское внешнеторговое  законодательство, сделать правила  игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно  способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику.

3. В качестве члена ВТО Россия  сможет использовать специальный  механизм для разрешения торговых  споров.

4. Российские экспортеры и импортеры  должны будут выучить правила  игры на рынке. Это будет способствовать  развитию нормальных форм участия  во внешнеэкономической деятельности  и в конечном итоге может  снизить утечку капитала, повысить  добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных  органов по реагированию на  запросы отечественных производителей  и потребителей.

5. Наличие ограниченного во времени  переходного периода по отдельным  отраслям заставит их активнее  заниматься развитием производства  и повышением конкурентоспособности  своей продукции. Ослабится отраслевое  и региональное лоббирование  новых законов.

Минусы:

1. Резкое усиление конкуренции  со стороны иностранных производителей  товаров и услуг на внутреннем  рынке, которое может привести  к спаду промышленного и сельскохозяйственного  производства, еще более усилится  сырьевая специализация России;

2. Ухудшение торгового и платежного  балансов, обострение проблемы обслуживания  государственного внешнего и  внутреннего долга;

3. Серьезные проблемы возникнут  в области интеграционных процессов  стран - членов СНГ и Таможенного  союза в связи с необходимостью  изменять всю систему предоставляемых  в рамках Содружества преференций  в области торговли и оказания услуг.[9]

 

1.4 Тарифные и  нетарифные методы   регулирования  внешней торговли

 

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

"Добровольные" ограничения  экспорта означают, что страна-экспортер  обязуется ограничивать экспорт  в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается, как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

    • внешнеторговая квота в ВНП;
    • доля экспорта в производстве;
    • доля импорта в производстве;
    • удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

 

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Нормативные  документы на международном уровне

 

1. Таможенный кодекс таможенного  союза (приложение к Договору  о Таможенном   Кодексе таможенного союза, принятому  решением межгосударственного  Совета  ЕврАзЭС на уровне  глав государств от 27.11.2009 №17(ред.от 16.04.2010)

Таможенный кодекс Таможенного союза - законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс таможенного союза регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного контроля, устанавливает ответственность за нарушение таможенных правил, содержит правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

   Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО — это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г.    ГАТТ - выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось  центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого  Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовым основ международных торговых отношений. Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ - это возможность его совершенствования, развития правовых Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей.

Основная цель — содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем:

  • ликвидации таможенных ограничений;
  • устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;
  • повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

  • осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режим;
  • защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;
  • сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;
  • предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;
  • развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
  • предоставление льготного режима для развивающихся стран;
  • заключение региональных торговых соглашений;
  • установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижении тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

 

2.2 Нормативные  документы на национальном уровне

 

Реформирование внешней торговли связано с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере.

Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 (ред. от 27.10.1992) «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.

На формирование законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли оказывают следующие факторы: свободное рыночное ценообразование, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка.

Федеральные законы, составляющие в настоящее время основу российского законодательства по внешней торговле:

1.Федеральный закон от 08.12.2003 №164 (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Федеральный  закон от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 06.12.2011) « О таможенном тарифе»

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О валютном регулировании и валютном контроле».

4.Федеральный закон от 14.04.1998 №63 (ред. от 16.12.2004) «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

В Законе «О таможенном тарифе» содержатся основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком, даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, определению страны происхождения товара. Закон предусматривает предоставление тарифных льгот и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Указанный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

Принятые в последнее время законодательные акты способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя, что позволило России жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».  Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

Регулирование внешней торговли осуществляется:

- экономической политикой  страны;

-  по двусторонним договоренностям государств;

- в рамках региональных союзов;

- на многосторонней основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Нормативные  документы

  1. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), (Заключено 30.10.1947).
  2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору  о Таможенном   Кодексе таможенного союза, принятому  решением межгосударственного  Совета  ЕвраАзЭС на уровне  глав государств от 27.11.2009 №17(ред.от 16.04.2010)
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 №164(ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  4. Федеральный  закон от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 06.12.2011) « О таможенном тарифе»
  5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (ред. от 05.06.2012) "О валютном регулировании и валютном контроле».
  6. Федеральный закон от 14.04.1998 №63 (ред. от 16.12.2004) «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговой деятельности и ее законодательная база