Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:01, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………2
2. Государственное управление, сущность и особенности……………..3
3. Механизм исполнительной власти…………………………………….7
4. Соотношение исполнительной власти и государственного управления………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Гос-ное упр,исполнительная власть.docx

— 29.07 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Государственное управление, сущность и особенности……………..3
  3. Механизм исполнительной власти…………………………………….7
  4. Соотношение исполнительной власти и государственного управления………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

В условиях, проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран, и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин - исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное управление, сущность и особенности:

 

Термин государственное управление широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе. Более 70 лет он употреблялся и в России, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин -- исполнительная власть. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти три ветви государственной власти самостоятельны, не подчинены друг другу, однако должны находиться во взаимосвязи и взаимодействии. Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти способствует достижению взаимного сдерживания и равновесия между этими функциями, каждая из которых должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно. Соответственно в рамках государственной деятельности происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функций. До 80-х годов оно предполагало, что и находило свое конституционное выражение в Конституции РСФСР 1978 г., выделение органов государственной законодательной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности (законодательную, исполнительную и административную, судебную соответственно).

 

Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

 

1. исполнительно-распорядительным  характером;

 

2. наличием специальных  субъектов, обобщенно обозначаемых  как исполнительно-распорядительные  органы государственной власти  или органы государственного  управления;

 

3. непосредственным оперативным  руководством хозяйственной, социально - культурной и административно - политической деятельностью (непосредственность  такого руководства обусловлена  тем, что именно в ведении органов  государственного управления находилась  основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество  государства как собственника  основных средств производства);

 

4. подзаконностью, т. к. государственное управление осуществляется на основе закона, вторично по отношению к законодательной деятельности.

 

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:

 

- вертикальность (субординационность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке;

 

- предусмотренная действующим  законодательством возможность  административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

 

- включение в механизм (систему) государственного управления  не только исполнительно-распорядительных  органов, но и всех иных звеньев  управленческого аппарата (например, администрации государственных  предприятий) и т.п.

 

Таким образом, приведенные характерные признаки государственного управления позволяют сделать следующие выводы:

 

Во-первых, государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.

 

Во-вторых, государственное управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти при осуществлении ими организационных или управленческих функций. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований, а это и есть процесс исполнения. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения -- законодательный либо исполнительно-распорядительный орган. Государственное управление может быть присуще и общественным организациям или их органам в случае делегирования им исполнительно-распорядительных полномочий со стороны государства, также как и судебным органам, например, председателям суда при руководстве судом.

 

Государственное управление характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду, прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г.Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, т.е. государственное содержание; государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Механизм исполнительной власти:

 

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей».

 

Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

 

- исполнительная власть  представляет собой относительно  самостоятельную ветвь единой  государственной власти Российской  Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной  ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот;

 

- исполнительная власть  самостоятельна только в функционально - компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти);

 

- исполнительная власть  реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного  характера;

 

- исполнительная власть  олицетворяется в деятельности  специальных субъектов, наделенных  исполнительной компетенцией. Таково  одно из непременных требований  разделения властей. Соответственно  исполнительная власть представлена  в государственно-властном механизме  органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные  границы, необходимые для понимания  субъектной характеристики исполнительной  власти;

 

- исполнительная власть  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации организуется  и осуществляется на началах  федерализма. Это означает, что конституционным  или законодательным путем проводится  разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными  исполнительными органами и аналогичными  органами субъектов федерации. Важная  роль при этом принадлежит  Федеративному договору и иным  договорам о разграничении предметов  ведения и полномочий;

 

- исполнительная власть  не может отождествляться с  административной властью. Подобное  отождествление неправомерно, так  как административная власть, как  правило, связывается с реализацией  полномочий внесудебного, т.е. административного  принуждения. Однако административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью;

 

- исполнительная власть  характерна тем, что в непосредственном  распоряжении ее субъектов находятся  все наиболее существенные атрибуты  государственной власти: финансы; важнейшие  средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждении.

 

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. По идее, как это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой деятельности, независимости от Президента. Однако особенность Российской Федерации заключается в том, что формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

 

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:

 

- федеральные;

 

- органы субъектов Федерации;

 

- территориальные органы;

 

- межтерриториальные органы;

 

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России. Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это -- «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

4.Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

 

Характерные признаки и особенности понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Ранее подобный вопрос не возникал, т. к. государственное управление отождествлялось с исполнительно-распорядительной деятельностью. Сейчас он актуален в силу того, что термин «исполнительно- распорядительная деятельность»» уже не применяется в нормативно-правовых актах различной юридической силы. Тем не менее, государственное управление -- реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Система «разделения властей» исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Но в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации ничего не говорится об исполнительной деятельности: субъекты этой деятельности приведены, а характер ее не определен. По мнению авторов учебника «Административное право Российской Федерации» государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление - организационно-правовой.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть