Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:18, реферат

Краткое описание

Актуальности темы в то, что Европейское Сообщество - самый крупный и самый высокоразвитый таможенный союз в мировой истории. Таможенный союз, согласно Римскому договору, стал основой функционирования Сообщества, отправной точкой для дальнейшей экономической интеграции государств-членов. Опыт ЕС, накопленный при создании и развитии таможенного союза, приобретает огромную ценность для стран-участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содержание

Введение 3
1. Понятие таможенного права европейского союза 4
2. Источники таможенного права европейского союза 5
3. Таможенные режимы и процедуры в европейском союзе 6
Заключение 7
Список литературы 8

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 24.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

3

1. Понятие таможенного  права европейского союза

4

2. Источники таможенного  права европейского союза

5

3. Таможенные режимы и процедуры в европейском союзе

6

Заключение

7

Список литературы

8


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальности темы в то, что Европейское Сообщество - самый  крупный и самый высокоразвитый таможенный союз в мировой истории. Таможенный союз, согласно Римскому договору, стал основой функционирования Сообщества, отправной точкой для дальнейшей экономической интеграции государств-членов. Опыт ЕС, накопленный при создании и развитии таможенного союза, приобретает  огромную ценность для стран-участников интеграционных процессов на постсоветском  пространстве. Россия вместе с четырьмя странами СНГ участвует в соглашении о таможенном союзе, который берет  свое начало с российско-белорусского соглашения 1995 г. В 2000 г. таможенный союз пяти стран перешел на качественно  новый уровень - создано Евразийское  экономическое сообщество. Очевидно (даже из названия нового сообщества), что опыт европейской интеграции станет первоочередным ориентиром для  формирования и развития интеграционных объединений внутри СНГ.

Таможенное право Европейского Союза, помимо регламентирования механизма  таможенно-тарифных отношений с третьими странами, формирует целый блок норм и принципов, направленных на урегулирование взаимоотношений государств-членов внутри таможенного союза. Сюда относятся нормы о запрещении таможенных пошлин, количественных ограничений, других равнозначных по своему эффекту сборов и мер, о создании единых принципов в области косвенного налогообложения с целью исключения налоговой дискриминации товаров, о ликвидации пограничных и технических барьеров для свободного перемещения товаров внутри союза и т. д. Кроме соответствующих статей учредительных договоров, целого массива нормативно-правовых актов «вторичного» права, существует значительное число решений Суда Европейских сообществ, формулирующих важнейшие принципы таможенного союза ЕС. За долгие годы развития таможенного союза в Сообществе была выработана всеобъемлющая и эффективная система правового регулирования как внутренних, так и внешних аспектов его функционирования. Для создания подобной системы в интеграционных объединениях с участием России опыт таможенного союза ЕС невозможно недооценить.

 

1 ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО  ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

Таможенное право ЕС, подобно  национальному таможенному праву, является отраслью права, а именно отраслью европейского права. Поскольку Европейские  сообщества возникли на основе передачи государствами-членами части своего суверенитета наднациональным структурам, вопросы таможенного регулирования  перешли на основе учредительных  договоров в юрисдикцию интеграционных образований.

Выделяют две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами права ЕС:

1) отношения внутри таможенного  союза, образованного государствами-членами;

2) отношения, регулирующие  торговый товарооборот ЕС с  третьими странами.

Термин «таможенное право  ЕС» охватывает более широкий  круг правовых норм: как нормы права  Сообществ, так и нормы, принятые в рамках второй и третьей опор ЕС (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Однако последние не обладают особенностями  норм права Сообществ, поскольку  не имеют прямого действия, нуждаются  в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой.

В литературе встречается  и термин «европейское таможенное право» , который может означать:

1) эквивалент понятия  «таможенное право ЕС»;

2) совокупность региональных  международно-правовых норм, включая таможенное право ЕС, международные соглашения ЕС с европейскими государствами, не входящими в ЕС, и их интеграционными объединениями. Договор о ЕС устанавливает исключительную компетенцию ЕС в сфере таможенного и внешнеторгового регулирования. В некоторых случаях государства-члены вправе принимать собственные нормативно-правовые акты. К таким случаям относятся:

1) запреты и ограничения  импорта и экспорта на основаниях  общественной морали, публичной  политики и общественной безопасности; защиты жизни и здоровья людей,  охраны животных и растений; охраны  национального художественного,  исторического и археологического  достояния; охраны промышленной  или коммерческой собственности;

2) меры по охране окружающей  среды и защите прав потребителей;

3) меры, принимаемые в  интересах безопасности государств членов (торговля оружием, боеприпасами, товарами двойного назначения);

4) меры, предпринимаемые  государствами членами в случаях  серьезных нарушений правопорядка, в случае войны, а также для  выполнения обязательств по поддержанию  мира и международной безопасности;

5) реализация прав и  обязанностей, вытекающих из соглашений  государств-членов с третьими  странами, заключенных до 1 января 1958 г. (для новых государств членов – до даты их присоединения к ЕС).

 

 

 

 

 

2 ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО  ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

Система источников таможенного  права ЕС включает:

1) учредительные договоры  ЕС;

2) нормативно-правовые акты институтов ЕС;

3) судебные решения;

4) международные договоры  ЕС и государств членов.

Учредительные договоры обладают высшей юридической силой в системе  источников европейского права вообще и таможенного права ЕС в частности. Акты первичного права заложили основы таможенного союза, сформулировали условия реализации принципа свободы перемещения товаров и единой внешнеторговой политики ЕС.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. стал первым правовым актом, установившим общие  начала в таможенно-тарифном регулировании государствчленов. Первостепенное место среди источников таможенного права ЕС занимает Договор о Европейском сообществе 1957 г. Он устанавливает процедуры принятия решений в сфере таможенного регулирования. Решения принимает Совет квалифицированным большинством, за исключением решений по ст. 95 и 187.

Сферы применения актов, изданных институтами ЕС в сфере таможенного  регулирования:

1) таможенные правила  и таможенный тариф;

2) торговая политика;

3) сельскохозяйственная  политика;

4) меры по охране здоровья  и безопасности людей, охране  животных и растений;

5) охрана прав потребителей;

6) защита промышленной  и коммерческой собственности;

7) налогообложение импорта  и экспорта.

Среди актов вторичного права  наибольшее значение для формирования таможенного права ЕС имеют регламенты. В форме регламентов реализуется  Общий таможенный тариф ЕС.

Директивы активно используются как инструмент гармонизации национального  законодательства стран ЕС, в частности  в области таможенной политики. Решения  являются актами индивидуального характера, обязательными для субъектов  права, к которым они адресованы.

Особой группой источников таможенного права ЕС являются многочисленные решения Суда ЕС и Суда первой инстанции  в области таможенного регулирования. Судебные решения, помимо правоприменительной  функции, играют важнейшую роль в  толковании, детализации и восполнении  пробелов учредительных договоров  и актов вторичного права ЕС.

Международноправовые акты ЕС подразделяются на три типа:

1) международные договоры, заключаемые ЕС либо совместно  ЕС и государствами-членами с  третьими странами;

2) международные договоры, заключаемые государствами-членами  с третьими странами или международными  организациями и затрагивающие  юрисдикцию ЕС;

3) международные договоры (конвенции), заключаемые между государствами-членами.

 

3 ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ  И ПРОЦЕДУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ  СОЮЗЕ

 

Все товары независимо от их природы, количества, страны происхождения, страны отправления и места назначения, при соблюдении определенных условий  в любое время могут быть помещены под один из таможенных режимов.

Существует пять таможенных режимов (один из режимов объединяет восемь таможенных процедур):

1) помещение товара под  одну из таможенных процедур:

а) выпуск товара в свободное  обращение (придание иностранному товару статуса товаров ЕС);

б) транзит товара (ввоз иностранных  товаров на территорию ЕС с целью  их транспортировки до места таможенного  оформления внутри таможенной территории либо для последующего вывоза с территории);

в) помещение товара на таможенный склад (обеспечение хранения товаров, не подлежащих свободному перемещению  на территории);

г) переработка товара внутри таможенной территории (процедура переработки  иностранных товаров на таможенной территории ЕС без взимания таможенных пошлин и применения других мер торговой политики, если продукты переработки  этих товаров подлежат обратному  вывозу за пределы ЕС);

д) переработка под таможенным контролем (изменение природы или состояния иностранного товара на таможенной территории ЕС, но без уплаты импортных пошлин и без применения других мер торговой политики);

е) временный ввоз (ввоз в  ЕС иностранных товаров, подлежащих реэкспорту без изменения своего состояния, с полным или частичным  освобождением от уплаты таможенных пошлин);

ж) переработка товара за пределами таможенной территории (временный  вывоз товаров ЕС для переработки  за пределами таможенной территории ЕС);

з) экспорт товара (товары ЕС покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса);

2) помещение товаров в  свободную зону или на свободный  склад;

3) реэкспорт товаров из  таможенной территории Сообщества;

4) уничтожение товаров;

5) отказ от товаров.

Таможенные процедуры  классифицируют следующим образом:

а) отлагательные процедуры: внешний транзит, таможенный склад, внутренняя переработка по отлагательной  системе, переработка под таможенным контролем, временный ввоз; данные процедуры  предполагают возможность «отложить» уплату таможенных пошлин до соблюдения определенных условий;

б) экономические процедуры: три процедуры переработки, временный  ввоз, таможенный склад; их реализация затрагивает экономические интересы ЕС и, помимо волеизъявления декларанта, требует разрешения таможенных органов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенное право Европейского Союза играет огромную роль для развития европейской интеграции. Нормы, относящиеся  к таможенному союзу, заложили основу Европейских сообществ, создав условия  для формирования общего, а затем  и единого рынка ЕС. С помощью  инструментов таможенного регулирования  Сообщество реализует общую торговую политику, общую сельскохозяйственную политику, формирует собственные  финансовые ресурсы. Таможенное право  ЕС позволяет рассматривать Европейский  Союз как наднациональное образование, обладающее чертами «квазигосударства».

Принимая во внимание развитие интеграционных процессов с участием России, в частности, образование  Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, опыт формирования и эволюции таможенного союза  ЕС приобретает важнейшее значение для нашей страны. Более того, изучение и применение опыта таможенного регулирования в ЕС обретает особую важность для развития торгово-экономических России и Европейского Союза, а также способствует вступлению России во Всемирную торговую организацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Источники таможенного права Европейского Союза Ю. А АФАНАСЬЕВ.
  2. Европейское право Учебник для вузов. Под ред. Энтина Л. М - М, НОРМА, 2000 г Глава «Таможенное право ЕС»
  3. Таможенное право ЕС Учебное пособие. - М., МГИМО, 2000.
  4. http://zakonrus.ru/vlad_st/eu_law.htm
  5. http://www.coolreferat.com/Лекция_по_Европейскому_праву_часть=13
  6. http://www.likebook.ru/books/view/24533/?page=4

 

 


Информация о работе Европейский союз