Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:18, реферат
Актуальности темы в то, что Европейское Сообщество - самый крупный и самый высокоразвитый таможенный союз в мировой истории. Таможенный союз, согласно Римскому договору, стал основой функционирования Сообщества, отправной точкой для дальнейшей экономической интеграции государств-членов. Опыт ЕС, накопленный при создании и развитии таможенного союза, приобретает огромную ценность для стран-участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Введение 3
1. Понятие таможенного права европейского союза 4
2. Источники таможенного права европейского союза 5
3. Таможенные режимы и процедуры в европейском союзе 6
Заключение 7
Список литературы 8
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Понятие таможенного права европейского союза |
4 |
2. Источники таможенного права европейского союза |
5 |
3. Таможенные режимы и процедуры в европейском союзе |
6 |
Заключение |
7 |
Список литературы |
8 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности темы в то, что Европейское Сообщество - самый крупный и самый высокоразвитый таможенный союз в мировой истории. Таможенный союз, согласно Римскому договору, стал основой функционирования Сообщества, отправной точкой для дальнейшей экономической интеграции государств-членов. Опыт ЕС, накопленный при создании и развитии таможенного союза, приобретает огромную ценность для стран-участников интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Россия вместе с четырьмя странами СНГ участвует в соглашении о таможенном союзе, который берет свое начало с российско-белорусского соглашения 1995 г. В 2000 г. таможенный союз пяти стран перешел на качественно новый уровень - создано Евразийское экономическое сообщество. Очевидно (даже из названия нового сообщества), что опыт европейской интеграции станет первоочередным ориентиром для формирования и развития интеграционных объединений внутри СНГ.
Таможенное право Европейского Союза, помимо регламентирования механизма таможенно-тарифных отношений с третьими странами, формирует целый блок норм и принципов, направленных на урегулирование взаимоотношений государств-членов внутри таможенного союза. Сюда относятся нормы о запрещении таможенных пошлин, количественных ограничений, других равнозначных по своему эффекту сборов и мер, о создании единых принципов в области косвенного налогообложения с целью исключения налоговой дискриминации товаров, о ликвидации пограничных и технических барьеров для свободного перемещения товаров внутри союза и т. д. Кроме соответствующих статей учредительных договоров, целого массива нормативно-правовых актов «вторичного» права, существует значительное число решений Суда Европейских сообществ, формулирующих важнейшие принципы таможенного союза ЕС. За долгие годы развития таможенного союза в Сообществе была выработана всеобъемлющая и эффективная система правового регулирования как внутренних, так и внешних аспектов его функционирования. Для создания подобной системы в интеграционных объединениях с участием России опыт таможенного союза ЕС невозможно недооценить.
1 ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Таможенное право ЕС, подобно
национальному таможенному
Выделяют две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами права ЕС:
1) отношения внутри таможенного
союза, образованного
2) отношения, регулирующие торговый товарооборот ЕС с третьими странами.
Термин «таможенное право ЕС» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Сообществ, так и нормы, принятые в рамках второй и третьей опор ЕС (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т. п.). Однако последние не обладают особенностями норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой.
В литературе встречается и термин «европейское таможенное право» , который может означать:
1) эквивалент понятия «таможенное право ЕС»;
2) совокупность региональных международно-правовых норм, включая таможенное право ЕС, международные соглашения ЕС с европейскими государствами, не входящими в ЕС, и их интеграционными объединениями. Договор о ЕС устанавливает исключительную компетенцию ЕС в сфере таможенного и внешнеторгового регулирования. В некоторых случаях государства-члены вправе принимать собственные нормативно-правовые акты. К таким случаям относятся:
1) запреты и ограничения
импорта и экспорта на
2) меры по охране окружающей
среды и защите прав
3) меры, принимаемые в
интересах безопасности
4) меры, предпринимаемые
государствами членами в
5) реализация прав и обязанностей, вытекающих из соглашений государств-членов с третьими странами, заключенных до 1 января 1958 г. (для новых государств членов – до даты их присоединения к ЕС).
2 ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Система источников таможенного права ЕС включает:
1) учредительные договоры ЕС;
2) нормативно-правовые акты институтов ЕС;
3) судебные решения;
4) международные договоры ЕС и государств членов.
Учредительные договоры обладают высшей юридической силой в системе источников европейского права вообще и таможенного права ЕС в частности. Акты первичного права заложили основы таможенного союза, сформулировали условия реализации принципа свободы перемещения товаров и единой внешнеторговой политики ЕС.
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. стал первым правовым актом, установившим общие начала в таможенно-тарифном регулировании государствчленов. Первостепенное место среди источников таможенного права ЕС занимает Договор о Европейском сообществе 1957 г. Он устанавливает процедуры принятия решений в сфере таможенного регулирования. Решения принимает Совет квалифицированным большинством, за исключением решений по ст. 95 и 187.
Сферы применения актов, изданных институтами ЕС в сфере таможенного регулирования:
1) таможенные правила и таможенный тариф;
2) торговая политика;
3) сельскохозяйственная политика;
4) меры по охране здоровья и безопасности людей, охране животных и растений;
5) охрана прав потребителей;
6) защита промышленной и коммерческой собственности;
7) налогообложение импорта и экспорта.
Среди актов вторичного права
наибольшее значение для формирования
таможенного права ЕС имеют регламенты.
В форме регламентов
Директивы активно используются как инструмент гармонизации национального законодательства стран ЕС, в частности в области таможенной политики. Решения являются актами индивидуального характера, обязательными для субъектов права, к которым они адресованы.
Особой группой источников
таможенного права ЕС являются многочисленные
решения Суда ЕС и Суда первой инстанции
в области таможенного
Международноправовые акты ЕС подразделяются на три типа:
1) международные договоры, заключаемые ЕС либо совместно ЕС и государствами-членами с третьими странами;
2) международные договоры,
заключаемые государствами-
3) международные договоры
(конвенции), заключаемые между
3 ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ И ПРОЦЕДУРЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Все товары независимо от их
природы, количества, страны происхождения,
страны отправления и места
Существует пять таможенных режимов (один из режимов объединяет восемь таможенных процедур):
1) помещение товара под одну из таможенных процедур:
а) выпуск товара в свободное обращение (придание иностранному товару статуса товаров ЕС);
б) транзит товара (ввоз иностранных товаров на территорию ЕС с целью их транспортировки до места таможенного оформления внутри таможенной территории либо для последующего вывоза с территории);
в) помещение товара на таможенный склад (обеспечение хранения товаров, не подлежащих свободному перемещению на территории);
г) переработка товара внутри таможенной территории (процедура переработки иностранных товаров на таможенной территории ЕС без взимания таможенных пошлин и применения других мер торговой политики, если продукты переработки этих товаров подлежат обратному вывозу за пределы ЕС);
д) переработка под таможенным контролем (изменение природы или состояния иностранного товара на таможенной территории ЕС, но без уплаты импортных пошлин и без применения других мер торговой политики);
е) временный ввоз (ввоз в ЕС иностранных товаров, подлежащих реэкспорту без изменения своего состояния, с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин);
ж) переработка товара за пределами таможенной территории (временный вывоз товаров ЕС для переработки за пределами таможенной территории ЕС);
з) экспорт товара (товары ЕС покидают таможенную территорию ЕС и лишаются своего таможенного статуса);
2) помещение товаров в
свободную зону или на
3) реэкспорт товаров из
таможенной территории
4) уничтожение товаров;
5) отказ от товаров.
Таможенные процедуры классифицируют следующим образом:
а) отлагательные процедуры: внешний транзит, таможенный склад, внутренняя переработка по отлагательной системе, переработка под таможенным контролем, временный ввоз; данные процедуры предполагают возможность «отложить» уплату таможенных пошлин до соблюдения определенных условий;
б) экономические процедуры:
три процедуры переработки, временный
ввоз, таможенный склад; их реализация
затрагивает экономические
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенное право Европейского
Союза играет огромную роль для развития
европейской интеграции. Нормы, относящиеся
к таможенному союзу, заложили основу
Европейских сообществ, создав условия
для формирования общего, а затем
и единого рынка ЕС. С помощью
инструментов таможенного регулирования
Сообщество реализует общую торговую
политику, общую сельскохозяйственную
политику, формирует собственные
финансовые ресурсы. Таможенное право
ЕС позволяет рассматривать
Принимая во внимание развитие
интеграционных процессов с участием
России, в частности, образование
Таможенного союза и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ