Задачи и функции контроля таможенной стоимости товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ правовых основ контроля таможенной стоимости, рассмотрение его порядка и назначения. Исходя из цели работы, целесообразным становится решение ряда задач:
· рассмотрение понятия, общего механизма и особенностей контроля таможенной стоимости;
· анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;
· выявление проблем в определении и контроле таможенной стоимости.

Содержание

Введение
1. Контроль таможенной стоимости
1.1 Контроль в системе управления
1.2 Контроль таможенной стоимости: понятие, общие подходы, особенности
2. Организационно-правовое обеспечение контроля таможенной стоимости
2.1 Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости
2.2 Организация контроля таможенной стоимости
2.3 Автоматизация процедур контроля таможенной стоимости
3. Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

В то же время, с позиций  участников внешнеторговой деятельности, принципиальное значение имеют следующие  моменты.

Во-первых, реализация любого права, предоставленного лицу Законом, прежде всего, зависит от активной, деятельной позиции этого лица.

Во-вторых, многие права сопряжены  с определенными обязанностями  или даже сами могут выступать  в качестве обязанностей. Например, право декларанта получить товары до завершения процедуры определения  таможенной стоимости в пользование  и / или распоряжение под обеспечение  уплаты таможенных платежей сопряжено  с его обязанностью предоставить таможенным органам указанное обеспечение; право доказать обоснованность применения выбранного метода определения заявленной таможенной стоимости и правильность ее расчета.

В 2006 году таможенными органами России было принято более 275600 решений  о корректировке таможенной стоимости  на сумму 11859828 руб. Судами различных  инстанций было отменено более 7520 решений  таможни по этому вопросу на сумму 1411702 руб.

Рассмотренные положения, характеризующие  права участника внешнеторговой деятельности в рамках процедуры  оценки товаров в таможенных целях, не являются особенными, свойственными  только данным правоотношениям. Аналогичным  образом могут быть охарактеризованы права лиц практически в любых  сферах общественных отношений, особенно в правоотношениях, возникающих  в связи с исполнением лицами публичных обязанностей (каковой  является обязанность уплаты таможенных платежей).

Заинтересован в реализации предоставленных Законом прав в  первую очередь также участник внешнеторговой деятельности, поскольку все возможные  негативные последствия отражаются, прежде всего, на нем (продление сроков таможенного оформления, выпуска  товаров с окончательной таможенной стоимостью, связанные с этим дополнительные расходы, возможно невыполнение обязательств по контрактам и др.). Однако и таможенный орган не является пассивным участником рассматриваемых правоотношений, на него возлагаются обязанности соблюдения прав и законных интересов лиц, обеспечения  реализации ими своих прав, своевременного и полного информирования о принятых решениях по таможенной стоимости и  др.

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация контроля  таможенной стоимости

В настоящее время в  соответствии с Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации[2] проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.

Одним из необходимых и  крайне важных компонентов этой работы является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование  контроля таможенной стоимости –  исходной основы для исчисления адвалорных таможенных платежей. На современной  стадии развития экономики Российской Федерации значимость работы по контролю таможенной стоимости и ее направленность обусловлены двумя основными  макроэкономическими факторами, а  именно:

·          одной из основных составляющих доходной части Федерального бюджета Российской Федерации являются таможенные платежи, и предупреждение недостоверного заявления  налоговой базы для взимания таможенных платежей выступает, таким образом, в качестве одной из задач по обеспечению  экономической деятельности государства;

·          при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательства Российской Федерации будут ограничивать выбор  мер по организации контроля таможенной стоимости и таможенному администрированию  в этой области требованиями, соответствующими нормам и правилам ВТО.

К настоящему моменту в  области контроля таможенной стоимости  сложилась ситуация, когда необходимо принятие принципиального решения  по формированию четкой концепции организации  контроля таможенной стоимости и  выработке приоритетов, адекватных характеру стоящих задач и  достигнутому уровню развития таможенной системы. Актуальность такого решения  обусловлена следующими обстоятельствами:

а) изменения в законодательных  актах. К настоящему времени сложились  объективные предпосылки к формированию концепции контроля таможенной стоимости  в связи с разработкой новых  законодательных актов как собственно по таможенной стоимости, так и по таможенному законодательству в  целом. Кроме того, уже принятые к  настоящему времени новые главы  Налогового кодекса Российской Федерации  и поправки по ряду его статей, Гражданский  кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  также требуют либо определенных новых решений, либо корректировки  существующих процедур и технологий контроля таможенной стоимости;

б) необходимость выработки  новых форм и методов контроля, учитывающих специфику современной  ситуации в области внешнеторговой деятельности и базирующихся на новых  прогрессивных технологиях таможенного  контроля.

В настоящее время реализация механизма контроля таможенной стоимости  должна осуществляться в ситуации, характеризующейся следующими особенностями, учет которых необходим при выборе наиболее эффективных форм организации  работ по контролю таможенной стоимости:

·          появление новых форм торговли (например, электронная торговля);

·          наличие предпосылок к сохранению высокого уровня криминогенности внешнеторговой деятельности, сохранение тенденции к росту нарушений в области таможенной стоимости, классификации, происхождения товаров, осуществляемых путем использования фальшивых документов (так называемая «система двойных счетов», форм скрытых расчетов и т.п.) и наиболее трудно выявляемых при таможенном оформлении. Это требует разработки соответствующих технологий контроля, которые ориентированы как на выявление и доказательство злоупотреблений, так и на пресечение подобных явлений (недостатком этих технологий является их большая трудоемкость);

·          отсутствие достаточных регуляторов  и «ограничителей» по осуществлению  внешнеторговой деятельности, что способствует появлению и функционированию в  этой сфере как фирм «однодневок», создаваемых под конкретную сделку, так и подставных фирм, формально  выступающих в качестве импортеров, но не имеющих соответствующего имущественного обеспечения. Это снижает возможность  для эффективного последующего контроля, в том числе возможность до взыскивания таможенных платежей;

·          недостаточное развитие таможенной инспекции, слабое взаимодействие с  налоговыми органами (в связи с  этим невозможность в необходимых  случаях должного обеспечения последующего контроля), неиспользование в рамках последующего контроля проверок с помощью  методов аудита, как это делается таможенными органами многих стран;

·          появление и развитие технологий таможенного контроля, базирующихся на использовании систем анализа  и управления рисками и оперативного мониторинга перемещения товаров, а также в связи с разработкой  Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли;

·          развитие информационных систем, резкое возрастание степени информированности  коммерческих кругов об изменяющейся ситуации на рынке и в таможенной сфере, а также скорости информационных процессов;

·          комплексность системы контроля, включая наличие и функционирование отработанных схем взаимодействия всех необходимых звеньев (как внутриведомственного, так и межведомственного).

Кроме того, в настоящее  время имеется существенный разрыв между требованиями к эффективности  системы контроля таможенной стоимости  и ее потенциальными возможностями, что также требует новых решений  в организации контроля таможенной стоимости.

в) Необходимость значительного  повышения эффективности работ  по контролю таможенной стоимости. Учитывая большое значение правильного определения  таможенной стоимости для эффективной  и справедливой организации внешнеторговой деятельности, с одной стороны, а  также для обеспечения рационального  государственного регулирования внешнеторговой деятельности – с другой, требования к эффективности контроля таможенной стоимости постоянно возрастают.

г) Состояние организации  контроля таможенной стоимости. Задачи предыдущих этапов развития системы  таможенной оценки в основном выполнены, и имевшиеся резервы эффективности  исчерпаны. В связи с этим без  соответствующей корректировки  подходов к организации контроля таможенной стоимости неизбежна  стагнация и определенный «откат»  назад. В настоящее время уже  наблюдаются отдельные признаки «разбалансировки» существующей системы  контроля таможенной стоимости:

·          ослаблена координация взаимодействия подразделений (как по вертикали, так  и по горизонтали) таможенной системы;

·          имеет место дублирование функций  управленческого воздействия на нижестоящие звенья;

·          снижается четкость в определении  приоритетов и стратегических задач  контроля таможенной стоимости, а также  согласованность и единообразие в выработке и реализации оперативных  мер;

·          прослеживаются определенные диспропорции между требованиями и задачами контроля таможенной стоимости, поставленными  перед таможенными органами, и  имеющимися возможностями последних  для обеспечения их выполнения.

Кроме того, намечается определенный дисбаланс между объемом работ  по контролю таможенной стоимости и  их ресурсным обеспечением: при значительном увеличении объема работ по контролю таможенной стоимости и возрастании их сложности имеет место тенденция как абсолютного, так и относительного уменьшения численности «вертикали» по таможенной стоимости, при одновременном снижении уровня профессиональной квалификации персонала и падении престижности данного направления деятельности таможенных органов.

Основными объективными причинами, не позволяющими в полной мере использовать потенциал таможенных органов при  сложившейся организации контроля таможенной стоимости являются:

·          недостаточность ресурсного обеспечения, в первую очередь, трудового (численность) и технического, обусловившая определенные диспропорции между возможностями  контроля таможенной стоимости и  других направлений таможенного  контроля;

·          рассредоточенность и дублирование контрольно-аналитических функций по таможенной стоимости между различными подразделениями таможенной службы;

·          преобладание в работе по таможенной стоимости разовых, зачастую не связанных  между собой оперативных мероприятий, отсутствие единой долгосрочной стратегии  развития данного направления и, соответственно, определения приоритетных задач всех уровней и звеньев  таможенной системы.

Все эти факторы и обстоятельства в совокупности создают объективные  предпосылки для совершенствования  организации контроля таможенной стоимости  товаров.

 

2.3 Автоматизация процедур  контроля таможенной стоимости

Процесс контроля таможенной стоимости по своей природе является информационно-аналитическим процессом. Для принятия взвешенных и обоснованных решений о таможенной стоимости товаров, как при их декларировании, так и при проведении комплексных аналитических работ на всех уровнях таможенной вертикали, необходима автоматизация процессов анализа и обработки больших массивов разнообразной по своей природе информации. Автоматизация процедур таможенного контроля с использованием новых информационных технологий обеспечит создание единого информационного пространства, организацию прямой и обратной связи между различными этапами и уровнями таможенного контроля.

В рамках проводимой ФТС России информационно-технической политики среди первоочередных задач и  проектов приоритетно создание, поддержание  и последующая модернизация автоматизированной системы контроля таможенной стоимости. Предполагается, что она будет  охватывать все уровни вертикали  контроля таможенной стоимости и  включать в себя блок оперативного управления процессами таможенного  контроля и информационно-аналитический  блок, обеспечивающий выработку обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на минимизацию  рисков различного рода таможенных правонарушений, связанных с занижением таможенной стоимости товаров. Соотношение  этих двух блоков на разных уровнях  иерархии таможенной системы (таможенный пост – таможня – РТУ –  ФТС России) должно быть различным, причем, чем выше уровень управления, тем большим должен быть удельный вес информационно-аналитических  задач. Следовательно, с повышением уровня управления меняется состав входной  информации, увеличивается доля информации, поступающей из различных внешних  источников.

Учитывая многофакторный подход к контролю таможенной стоимости  и комплексный анализ различных  источников информации, важно обеспечить «горизонтальные» информационные связи  автоматизированной системы контроля таможенной стоимости с другими  автоматизированными системами  таможенных органов. Это позволит эффективно использовать результаты работы различных  подразделений для выработки  обоснованных управленческих решений, сократить время на поиск и  выработку оптимальных решений.

Практическое применение систем определения и контроля таможенной стоимости можно проиллюстрировать  на примерах компаний «Интертек» (Великобритания) и «Бивак Интернешнл / Бюро Веритас» (Франция), которые презентовали в 2006 году программные продукты компаний «АДВАНТАС» и, соответственно, «РАМЗЕС» на встречах с руководящими работниками Федеральной таможенной службе России.

Информация о работе Задачи и функции контроля таможенной стоимости товара