Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:41, доклад
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям .
Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XIX века
Возникновение
Считается общепризнанным, что история
таможенного дела в России ведет свое
начало со времен Древней Руси и напрямую
связана с появлением торгового обмена
и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам,
заключенным князем Олегом с греками в
907 и 911 годах, видно, что такие элементы
таможенного дела, как взимание таможенных
пошлин и порядок таможенного обложения,
существовали на Руси и до принятия христианства.
Следовательно, можно предположить, что
становление таможенного дела и соответственно
организационные и правовые предпосылки
формирования первичных элементов правового
режима его обеспечения берут свое начало
еще до принятия христианства на Руси
.
Кроме того, на Руси взимали торговый
сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через
заставы, пользование местом, отведенным
для торга, за аренду торговых площадей
либо за покровительство, оказываемое
купцам и иным торговым людям .
Таким образом, период конца VIII-XI веков
можно считать первым историческим этапом
возникновения общих контуров правовых
и организационных основ административно-правового
режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии
элементов таможенного режима являются
XII-XIII века. В это время произошел распад
Киевской Руси на отдельные княжества
и последовало появление границ между
ними, на которых стали возникать таможенные
заставы, представлявшие собой прообраз
современных пунктов пропуска через таможенную
границу, а правители новых княжеств в
целях личного обогащения вводили собственные
правила взимания таможенных пошлин при
перемещении товаров.
Из летописных и законодательных источников
известно, что на Руси взимали «мыто» -
торговую и провозную пошлину, за провоз
товара через внешние или внутренние мытные
заставы.
Сборщики мытных пошлин были, как правило,
членами княжеской дружины, и именовались
«мытниками», «мытоимцами», «мытарями».
В Древней Руси таможенные пошлины делились
на проезжие и торговые. За провоз товаров
через внешние или внутренние заставы
взимался мыт («сухой» - за провоз товаров
по суше, «водяной» - за провоз по воде).
За право торговли взимался «замыт», за
наем амбара – «амбарное», за представление
товара на заставу – «явка», за найм торгового
места на гостином дворе – «гостиное»,
а также взимались и другие таможенные
сборы. Существовали «роговая» и «привязная»
пошлины – за привязывание скота в месте
торговли; «узольцовое» - за обвязку товара
с приложением таможенных печатей в качестве
гарантии продажи его только в местах,
где установлены мытные знаки. Сборщика
мытных пошлин и сборов называли «мытник»,
а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы
находились либо при монастырях, либо
в непосредственной близости от них. Мытная
служба была негосударственной, безвозмездной
и почетной.
В период феодальной раздробленности
на Руси в ХII – начале ХIII веков, в связи
с ростом числа княжений и внутренних
границ между ними, мыто становится одной
из самых доходных внутренних торговых
пошлин наряду с «гостиным», «перевозом»,
«пятном», «весом», «пудом», «померным»,
«уроками», «полюдьем», «торговой десятиной».
Одно из самых ранних упоминаний о внутренней
провозной пошлине содержится в Уставной
и жалованной грамоте смоленского князя
Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и
в договоре Смоленска с Ригой и Готским
берегом 1229 года.
Основными нормативными правовыми актами,
закреплявшими правила перемещения товаров
через таможенную границу, порядок таможенного
обложения и устанавливавшими санкции
за уклонение от таможенного обложения,
в то время являлись уставные грамоты,
издававшиеся великими князьями. В этот
период начинают проявляться первичные
признаки такой составной части административно-правового
режима обеспечения таможенного дела,
как правовой режим таможенной границы.
Однако вести речь об общих контурах административно-правового
режима обеспечения таможенного дела
в это время можно лишь с определенной
долей условности.
В период завоевания Древней Руси Золотой
Ордой в русском языке появилось тюркское
слово «тамга», означающее клеймо, тавро,
печать. Выдача ханских ярлыков с печатью
сопровождалась взиманием пошлины, которая
также называлась тамгой. Место на ярмарке,
рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили»
товар, стало называться таможней, а лицо,
взимавшее тамгу, - таможенником.
В период феодальной
раздробленности Русского государства внешнеторговая
деятельность осуществлялась на основе
договорных или духовных грамот великих
и удельных князей, которые заключались
между отдельными княжествами и городами
(свободными городами Новгород, Псков,
Смоленск и др.).
Оплотом развития предпринимательства
на Руси были города, вокруг которых появлялись
торговые и промышленные поселения. «Русские
купцы в ноябре отправлялись в глубь страны,
чтобы распродать византийские товары
и скупить товары для зарубежной торговли
на следующий год» .
В княжествах не существовало единой
системы пошлин. Ставки устанавливались
князем единолично и зависели от ряда
обстоятельств.
Однако подобные меры нельзя рассматривать
как последовательную таможенную политику
Древнерусского государства. Единая таможенная
политика начала складываться позже, после
образования централизованного Московского
государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора
пошлин был централизован, а таможенное
обложение регламентировано .
В государстве постепенно складывается
таможенное законодательство, совершенствуется
правовые нормы, регулирующие продажу
и перемещение товаров, ужесточаются финансовые
сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по
сбору пошлин был централизован, а таможенное
обложение было регламентировано. Таможенники
ставятся под покровительство центральной
власти.
В период царствования Алексея Михайловича
Романова (1645-1676 годы) завершилось становление
новых институтов Московского государства,
получила дальнейшее развитие законодательная
база, была подготовлена, а затем проведена
таможенная реформа.
Предшественницей таможенной
реформы явилось положение
В статьях Соборного Уложения впервые
изложены права и обязанности таможенников
(мытчиков, перевозчиков и мостовщиков)
по осуществлению контроля за перевозом
товаров, грузов и перемещением людей,
а также нормы соблюдения правил установленных
указанным документом.
Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный
дипломат времен царствования Алексея
Михайловича, покровительствовал торговле,
считал ее залогом благосостояния самого
государства, провел целый ряд новых статей
регулировавших торговлю москвичей с
иностранцами. По его инициативе 1667 году
был подготовлен и издан «Новоторговый
устав», который явился завершением первого
таможенной реформы в Российском Государстве
и который считается первым таможенным
тарифом на Руси. Кроме статей, регулировавших
положение торгово-промышленного класса
и поднимавшего благосостояние, в новом
торговом уставе проводились о необходимости
поднятия благосостояния народных масс
в интересах государства.
В конце царствования Петра
I в 1724 году был принят первый в России
таможенный тариф. Жестко протекционистский,
он создавал благоприятные условия
для развития отечественной мануфактуры.
Преобладание экономической цели в этом
тарифе видно из того, что «пошлины в нем
назначены вообще тем выше, чем привозной
предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу
тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых
продуктов ни один не допущен к беспошлинному
вывозу» .
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались
от 25% до 75% , вывозимые товары облагались
по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов,
необходимых для российских производителей,
был запрещен.
Но повышенное обложение важнейших западноевропейских
товаров и предметов роскоши вызвало сильное
недовольство крупного русского купечества.
Поэтому в 1731 году был принят новый тариф,
по сути отменивший покровительственную
систему Петра I . Достаточно сказать, что
пошлины на некоторые виды привозных товаров
из чугуна и стали, на селитру, азотную
кислоту, инструменты были снижены с 75%
до 10%
Информация о работе Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XIX века