Информатизация таможенных
органов
1.1
Информационные аспекты правоохранительной
деятельности таможенных органов
Законодательством Российской
Федерации таможенные органы
отнесены к правоохранительным
органам, что требует от таможенной
службы выработки эффективных
механизмов противодействия правонарушениям
в сфере таможенного дела, их
своевременного выявления, пресечения
и раскрытия. Одним из путей
создания и повышения эффективности
этих механизмов является развитие
информационно-аналитического обеспечения
деятельности правоохранительных
подразделений таможенных органов
и совершенствование форм и
технологий информационного взаимодействия
с правоохранительными структурами
Российской Федерации и других
(в первую очередь сопредельных)
государств.
Особенностью создания
систем информационно-аналитического
обеспечения для правоохранительных
подразделений является необходимость
учета таких принципов их деятельности,
как сочетание гласности и
профессиональной (служебной) тайны, гласных
и негласных методов и средств
деятельности, конспирация. Оптимальное
формирование информационных баз
данных, создание удобных инструментальных
средств и инфраструктуры для
оперативного получения и анализа
необходимой информации значительно
повышают эффективность правоохранительной
деятельности таможенных органов,
обеспечивают целенаправленность
проводимых мероприятий, систематизацию
информации, получаемой оперативным
путем. К новым направлениям деятельности
правоохранительных подразделений
с использованием информационных
технологий можно отнести:
компьютерную разведку
и компьютерный поиск, предусматривающие
получение информации о преступной
деятельности электронными средствами
как в процессе оперативно-розыскных
и оперативно-аналитических мероприятий,
так и в процессе следствия
и общего контроля за развитием ситуации;
аналитическую разведку
и оперативно-аналитический поиск,
предусматривающие компьютерную
обработку информации об известных
преступных группировках;
информационно-психологическое
давление на окружение преступных
группировок с целью их компрометации,
изоляции, показа неприглядных сторон,
создания с помощью различных
каналов массовой информации
общего морально-психологического
фона нетерпимости к преступным
проявлениям.
Достаточно важным
аспектом информационно-аналитической
работы правоохранительных подразделений
таможенных органов, который иногда
незаслуженно считают второстепенным,
является подготовка сведений для освещения
деятельности по выявлению и пресечению
таможенных правонарушений, по информированию
общественности о состоянии борьбы с преступностью
в сфере таможенного дела.
Информация о преступности
и сопутствующих ей негативных
социальных явлениях должна носить
не просто констатирующий характер,
а содержать достаточно полную
их характеристику. В частности,
это должны быть сведения, характеризующие
обстоятельства совершения преступления,
личность преступника, причины и
последствия совершенных преступлений.
Было бы целесообразно организовать
информирование не вообще об
операциях и числе задержанных,
а о делах, по которым закончено
следствие с детализацией предъявляемых
обвинений. Не секрет, что систематическая
публикация достаточно полных
и развернутых данных о состоянии
преступности, иных негативных социальных
явлениях и проблемах деятельности
правоохранительных органов имеет
позитивный эффект в виде косвенной
обратной связи. Этот эффект выражается
в поступлении своевременных
и обоснованных рекомендаций
от специалистов-криминологов, а
также в адекватной реакции
общественности на деятельность
правоохранительных подразделений
и таможенной службы в целом.
1.2
Классификация и определение
информационно-справочных систем
Естественно с развитием
информационных технологий и
техники все большее значение
и распространение приобретает
такой вид информационных систем
как автоматизированные информационные
системы.
Классифицировать информационные
системы достаточно сложно из-за
их разнообразия и постоянного
развития структур и функций.
По территориальному признаку
АИС классифицируются на международные,
общегосударственные, области, республики,
округа, города, района и т.д., в системе
таможенных органов на Федеральной таможенной
службы, региональные, таможни, таможенного
поста.
По сфере применения
различают АИС в экономике, в
торговли, на транспорте, в правовой
сфере, медицине, в учебных заведениях
и т .п.
В рамках одной сферы
АИС можно классифицировать по
видам деятельности. Так, например,
все правовые информационные
системы можно условно разбить
на АИС используемые в правотворчестве,
правоприменительной практике, правоохранительной
деятельности, правовом образовании
и воспитании.
Конечно, следует понимать,
что подобного рода классификация
достаточно условна, так как одни
и те же АИС могут использоваться
в различных видах правовой
деятельности. Один из основных
подходов к классификации автоматизированных
систем правовой информации связан
с видами обрабатываемой социально-правовой
информации.
Большое значение, с
точки зрения создания и функционирования
АИС, играет классификация информации
по степени доступа на открытую
и ограниченного доступа. Использование
подобного рода информации в автоматизированных
системах требует организации технической
и программной защиты ее от несанкционированного
доступа.
Существуют классификации
АИС по виду используемых технических
(на каком классе вычислительных
машин функционируют), программных
(под управлением какой операционной
системы работают, с помощью каких
программных средств созданы), лингвистических
средств, а также логико-математических
методов, лежащих в основе процесса
обработки информации. Кроме того,
автоматизированные системы правовой
информации можно классифицировать
по требованию к уровню подготовки
пользователей (для специалистов, для
широкого круга пользователей).
Опыт практического
применения АИС показал, что наиболее
точной, соответствующей самому
назначению АИС следует считать
классификацию по степени сложности
технической, вычислительной, аналитической
и логической обработки используемой
информации. При таком подходе
к классификации можно наиболее
тесно связать АИС и соответствующие
информационные технологии. При
таком подходе можно выделить
следующие виды АИС:
автоматизированные системы
обработки данных (АСОД);
автоматизированные информационно-поисковые
системы (АИПС);
автоматизированные информационно-справочные
системы (АИСС);
автоматизированные информационно-логические
системы (АИЛС);
автоматизированные рабочие
места (АРМ);
автоматизированные системы
управления (АСУ);
автоматизированные системы
информационного обеспечения (АСИО);
экспертные системы (ЭС)
и системы поддержки принятия
решений.
2.
Информационные системы в информационном
и аналитическом обеспечении правоохранительной
деятельности таможенных органов
Информационное и аналитическое
обеспечение (ИАО) является одним
из видов оперативно служебной
деятельности оперативно-розыскных
подразделений таможенных органов,
посредством которой реализуется
ряд возложенных на таможенные
органы функций и задач. Главная
цель данного вида оперативно-служебной
деятельности заключается в обеспечении
полного, достоверного, оперативного
информационного отражения и
последующего анализа процессов,
связанных с одной стороны
– с преступной деятельностью
в сфере ВЭД, с другой стороны
– с оперативно-розыскной деятельностью
таможенных органов.
Функционально ИАО
правоохранительной деятельности
таможенных органов зависимо
от норм права, регулирующих таможенное
дело (ТК РФ) и оперативно-розыскную
деятельность (ФЗ Об ОРД) таможенных органов.
На основе положений ст.ст. 2, 6, 10 ФЗ Об ОРД,
ст. 403, 423 ТК РФ формулируются задачи ИАО
правоохранительной деятельности:
1. Создавать и использовать
информационные системы, необходимые
для:
- выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступлений,
отнесенных к компетенции таможенных
органов, а также выявления и
установления лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
осуществления розыска
лиц, скрывающихся от таможенных
органов, как органов дознания;
добывания информации
о событиях или действиях, создающих
угрозу экономической безопасности
Российской Федерации.
2. Обеспечивать информационно-аналитическую
поддержку борьбы с контрабандой
и иными преступлениями в сфере
таможенного дела, в том числе:
- участвовать в добывании
информации, необходимой для пресечения
незаконного оборота через таможенную
границу Российской Федерации наркотических
средств, оружия, боеприпасов, взрывных
устройств и взрывчатых веществ, предметов
художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации
и зарубежных стран, объектов интеллектуальной
собственности, видов животных и растений,
находящихся под угрозой исчезновения,
их частей и дериватов, других товаров.
- обеспечивать информационное
взаимодействие с таможенными
и иными компетентными органами
иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
борьбы с таможенными правонарушениями.
Заключение
Таможенные органы должны в
полной мере овладеть технологиями применения
«информационного оружия», включая технологии
нанесения информационных ударов с использованием,
как средств массовой применения «информационного
оружия», включая технологии нанесения
информационных ударов с использованием,
как средств массовой информации, так
и компьютерных сетей и телекоммуникаций.
Одним из новых направлений
в борьбе с преступностью, которое
в полной мере основано на
применении современных информационных
технологий, технических средств
получения информации и использовании
СМИ, можно обозначить как «информационно-аналитическое
расследование». Введение в практику
деятельности таможенных органов
такой категории как «информационно-аналитическое
расследование» предполагает ориентацию
оперативных сил не на расследование
преступной деятельности конкретных
лиц, а на исследование негативных
социальных явлений и процессов
с целью выявления в них
криминальной составляющей и
последующей квалификации преступного
умысла и состава преступления.
Другое нетрадиционное
направление правоохранительной
деятельности таможенных органов,
которое может приобрести большое
распространение, можно обозначить
как «непроцессуальное использование
оперативной информации».
Именно непроцессуальное
использование оперативной информации
предполагает проведение оперативных
комбинаций с использованием дозированного
выброса в СМИ тех сведений, которые могут
нанести наибольший ущерб преступным
сообществам.
Информационному повышению
эффективности борьбы с преступностью
может служить и расширение
практики применения информационных
мультимедийных технологий для
осуществления целенаправленных
информационно-психологических воздействий
на преступные сообщества.
Тактические приемы
информационно-психологического воздействия
могут быть чрезвычайно разнообразными,
естественно, должны проводится в комплексе
с оперативно-розыскными и следственными
мероприятиями. Некоторые из этих приемов
уже имеют теоретическое обоснование
и богатую историю практического применения.
Представляется, что активность
и наступательность в информационных
сферах должны занимать одно из центральных
мест в оперативно-розыскной тактике борьбы
с правонарушениями.
Реально складывающиеся
условия деятельности таможенных
органов требуют новых тактических
решений при работе в среде
преступных формирований, потенциальных
правонарушителей. Эти тактические
решения, в свою очередь, не могут
быть достаточно эффективными
без использования не только
технических возможностей современных
информационных технологий, но и
тех возможностей которые они открывают
для управления развитием ситуаций путем
целенаправленных информационных воздействий.