Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:56, курсовая работа
Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Информационные системы, их классификация и виды обеспечения………4
1.1 Информационные системы…………………………………………………...4
1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения……………………………...…6
2. Единая автоматизированная информационная система…………………....12
2.1 Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России…………………………………………………………………...12
2.2 Виды обеспечения ЕАИС…………………………………………………..23
3.Информационное обеспечение нормативно-справочной информацией……………………………………………………………………..27
3.1 Автоматизированная информационно-справочная система «ВЭД-инфо»………………………………………………………………………….….27
3.2 Внутренний информационный портал ФТС России……………………...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...38
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Информационные системы, их классификация и виды обеспечения………4
1.1 Информационные системы…………………………………………………...4
1.2 Классификация ИС и виды их обеспечения……………………………...…6
2. Единая автоматизированная информационная система…………………....12
2.1 Единая автоматизированная
2.2 Виды обеспечения ЕАИС………………………
3.Информационное обеспечение
нормативно-справочной информац
3.1 Автоматизированная информационно-справочная
система «ВЭД-инфо»……………………………………………………
3.2 Внутренний информационный портал ФТС России……………………...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики.
Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности. Устранение указанных недостатков и создание высокоэффективной таможенной службы, отвечающей как внутренним, так и внешним интересам России, является главной целью модернизации таможенных органов.
Решение задач, возлагаемых на таможенную службу, невозможно без использования мощных информационных систем и технологий. Современные системы автоматизации таможенной деятельности содержат сотни баз данных, обеспечивают хранение и статистическую обработку огромного количества документов. Применение информационных технологий позволяет быстро и качественно выполнить операции таможенного оформления и контроля, обеспечить органы государственного управления и бизнес сообщество информацией о внешнеэкономической деятельности страны. При помощи информационных технологий сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, поступают по каналам связи в электронном виде, а все необходимые проверки в большинстве случаев выполняются автоматически в специальном вычислительном центре. Компьютер становится обязательным атрибутом рабочего места почти каждого таможенника. Это не только позволяет упростить и ускорить для участников внешнеэкономической деятельности процессы таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, но и приведет к существенным структурным преобразованиям в таможне. Естественно, и все участники ВЭД осваивают и должны будут освоить и применять самые современные информационные технологии при оформлении внешнеторговых сделок, международных перевозках и таможенном оформлении товаров.
Данная работа направлена на исследование Информационных систем, технологий и ресурсов в Таможенных органах, нововведения, которые привносят информационные технологии в осуществление Таможенной деятельности.
Актуальность работы обусловлена высокой ролью Информационных систем, технологий, в связи с их частым использованием в Таможенных операциях, которые способствуют развитию и упрощению ведения внешнеэкономической деятельности.
Цель работы - изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле.
1 Информационные системы, их классификация и виды обеспечения.
1.1 Информационные системы
Термин информационная
система (ИС) используется как в широком,
так и в узком смысле.
В широком смысле информационная
система есть совокупность технического,
программного и организационного обеспечения,
а также персонала, предназначенная для
того, чтобы своевременно обеспечивать
надлежащих людей надлежащей информацией.
Также в достаточно
широком смысле трактует понятие информационной
системы Федеральный закон РФ от 27 июля
2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»: «информационная
система — совокупность содержащейся
в базах данных информации и обеспечивающих
ее обработку информационных технологий
и технических средств».
Одно из наиболее широких
определений ИС дал М.Р. Когаловский: «информационной
системой называется комплекс, включающий
вычислительное и коммуникационное оборудование,
программное обеспечение, лингвистические
средства и информационные ресурсы, а
также системный персонал и обеспечивающий
поддержку динамической информационной
модели некоторой части реального мира
для удовлетворения информационных потребностей
пользователей».[9]
В узком смысле информационной
системой называют только подмножество
компонентов ИС в широком смысле, включающее
базы данных, СУБД и специализированные
прикладные программы. ИС в узком смысле
рассматривают как программно-аппаратную
систему, предназначенную для автоматизации
целенаправленной деятельности конечных
пользователей, обеспечивающую, в соответствии
с заложенной в нее логикой обработки,
возможность получения, модификации и
хранения информации.
В любом случае основной
задачей ИС является удовлетворение конкретных
информационных потребностей в рамках конкретной
предметной области. Современные ИС де-факто
немыслимы без использования баз данных
и СУБД, поэтому термин «информационная
система» на практике сливается по смыслу
с термином «система баз данных».
В идеале в рамках предприятия
должна функционировать единая корпоративная
информационная система, удовлетворяющая
все существующие информационные потребности
всех сотрудников, служб и подразделений.
Однако на практике создание такой всеобъемлющей
ИС слишком затруднено или даже невозможно,
вследствие чего на предприятии обычно
функционируют несколько различных ИС,
решающих отдельные группы задач: управление
производством, финансово-хозяйственная
деятельность и т.д. Часть задач бывает
«покрыта» одновременно несколькими ИС,
часть задач — вовсе не автоматизирована.
Такая ситуация получила название «лоскутной
автоматизации» и является довольно типичной
для многих предприятий.[7]
1.2 Классификация
ИС и виды их обеспечения.
Классификации информационных
систем:
Классификация по сфере
применения.
Поскольку ИС создаются
для удовлетворения информационных потребностей
в рамках конкретной предметной области,
то каждой предметной области (сфере применения)
соответствует свой тип ИС. Перечислять
все эти типы не имеет смысла, так как количество
предметных областей велико, но можно
указать в качестве примера следующие
типы ИС:
Экономическая информационная
система — информационная система, предназначенная
для выполнения функций управления на
предприятии.
Медицинская информационная
система — информационная система, предназначенная
для использования в лечебном или лечебно-профилактическом
учреждении.
Географическая информационная
система — информационная система, обеспечивающая
сбор, хранение, обработку, доступ, отображение
и распространение пространственно-
Виды обеспечения информационных
систем.
1 уровень – техническое
обеспечение. Это совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих технических средств.
2 уровень – информационное
обеспечение – совокупность сведений,
необходимых для выполнения автоматизированного
проектирования. Основная его часть –
автоматизированные банки данных, состоящие
из БД, БЗ, САПР и СУ.
3 уровень – программное
обеспечение – совокупность машинных
программ, необходимых для выполнения
автоматизированного проектирования.
4 уровень – организационно-методическое
– совокупность документов, устанавливающих
состав проектной организации и ее подразделений,
связи между ними и их функции, совокупность
документов, устанавливающих состав и
правила отбора и эксплуатации средств
обеспечения автоматизированного проектирования.
5 уровень – лингвистическое
– совокупность языков проектирования,
включая термины и определения, правила
формализации естественного языка и методы
сжатия и развертывания текстов.
6 уровень – математическое
обеспечение – совокупность математических
методов, математических моделей и алгоритмов
проектирования.
7 уровень – концептуальное
– совокупность универсальных мировоззренческих
концепций, отражающих цели развития системы.[10]
Таможенные операции
могут совершаться с использованием информационных
систем и информационных технологий, в
том числе основанных на электронных способах
передачи информации, а также средств
их обеспечения.
Внедрение информационных
систем и информационных технологий осуществляется
с учетом соответствующих международных
стандартов и обеспечения требований
информационной безопасности, установленных
законодательством государств - членов
таможенного союза.
Таможенными органами
применяются информационные системы,
информационные технологии и средства
их обеспечения, разрабатываемые, производимые
или приобретаемые таможенными органами
в соответствии с законодательством и
(или) международными договорами государств
- членов таможенного союза.
Условия и порядок
использования для таможенных целей информационных
систем, информационных технологий, средств
их обеспечения и программных технических
средств защиты информации, а также требования
к ним при организации информационного
взаимодействия, основанного на электронных
способах обмена информации, определяются
таможенным законодательством таможенного
союза и законодательством государств
- членов таможенного союза.
Для целей обеспечения
взаимодействия таможенных органов на
таможенной территории таможенного союза
создаются интегрированные информационные
системы и информационные технологии.
Информационные ресурсы
таможенных органов, сформированные на
базе документов и сведений, представляемых
при совершении таможенных операций, а
также документов, необходимых для их
совершения, имеют ограниченный доступ.
Порядок формирования информационных
ресурсов и доступа к ним определяется
законодательством государств - членов
таможенного союза.
Под информационными
ресурсами таможенных органов понимается
организованная совокупность документированной
информации, включающая в себя базы данных,
создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые
в информационных системах таможенных
органов.
Информационные ресурсы
таможенных органов, касающиеся таможенного
законодательства таможенного союза,
являются открытыми и общедоступными.
Общедоступные информационные
ресурсы размещаются на сайтах таможенных
органов и Комиссии таможенного союза.
Порядок получения
лицами информации, содержащейся в информационных
ресурсах, имеющих ограниченный доступ,
находящихся в ведении таможенных органов,
определяется законодательством государств
- членов таможенного союза.
Защита информации
и прав субъектов, участвующих в информационных
процессах и информатизации, осуществляется
в порядке, установленном законодательством
государств - членов таможенного союза.
Уровень защиты информации,
обеспечиваемый программным техническим
средством защиты информации, должен соответствовать
категории информации. Соответствие уровня
защиты информации определенной категории
обеспечивается таможенными органами,
в ведении которых находятся информационные
ресурсы.
Обмен информацией
между таможенными органами осуществляется
в соответствии с международными договорами
государств - членов таможенного союза.
Таможенные органы
участвуют в международном информационном
обмене с таможенными органами иностранных
государств, а также международными и
иными организациями в порядке и на условиях,
определяемых законодательством государств
- членов таможенного союза.[5]
2 Единая автоматизированная информационная система.
2.1 Единая автоматизированная
информационная система
Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления. Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).
В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов. Только грамотно регламентированная и экономически эффективная организация существующих таможенных процессов в структуре ФТС России может привести к реальной отдаче от внедрения такой корпоративной информационной системы как ЕАИС.[4]
Единая автоматизированная информационная система ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.
ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационное взаимодействие между собой и с внешними объектами.
Создание ЕАИС таможенной службы началось в конце 80-х годов. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.88 г. № 203, которым определялось образование Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС.
В начале 1992 г. ГНИВЦ перешел в систему Государственного таможенного комитета (ГТК) России (правопреемник ГУФТС СМ СССР), и с этого момента ЕАИС рассматривается как уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях управления таможенных органов от таможенного поста до центрального аппарата ФТС России.
Информация о работе Информационное обеспечение Таможенной службы