Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:38, реферат
В работе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
Введение
1.Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ
1.1 Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции
1.2 Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ
1.3 Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции
2.1 Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции
2.2 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных
3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом
Заключение
Список литературы
С письменного разрешения
таможенного органа правообладатель
и декларант (их представители) могут
брать под таможенным контролем
пробы и образцы товаров, в
отношении которых принято
3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом
В целях борьбы с контрафактом по нашему мнению, необходимо ужесточение мер ответственности в сфере нарушения авторских прав на законодательном уровне. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны: в апреле 2007 года Минэкономразвития Российской Федерации подготовило четыре законодательные инициативы, направленные на борьбу с контрафактной продукцией:
- введение института
- введение ответственности
за съемку фильмов в
- усовершенствование механизма определения размера поставок контрафактной продукции;
- введение самостоятельной
ответственности за
Разработка данных законодательных
инициатив Министерством
Кроме того, необходима разработка четких методических рекомендаций для правоохранительных органов по проведению плановых и внеплановых проверок рынков соответствующей продукции, возбуждению и расследованию уголовных дел по факту нарушения авторских и смежных прав, а также прав изобретателей. Конкретизация и выработка единой методики необходимы и в сфере расследования административных правонарушений.
В качестве подкрепления в борьбе с фальсификатом необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.
Сейчас таможенный орган, руководствуясь ст. 397 Таможенного кодекса РФ, может по заявлению правообладателя приостановить максимум на 20 рабочих дней выпуск товаров, если есть достаточные основания полагать, что они контрафактные. Депутаты Государственной думы предложили дополнить ТК РФ статьей 399.1, которая позволяет работникам таможенной службы тормозить товар на границе без заявления правообладателя, а делать это по принципу "ex officio" (действие по собственной инициативе и по служебному долгу).
Другими словами, таможенники будут вправе самостоятельно решать, является ли подозрительный, на их взгляд, товар, который не числится в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, подделкой или нет. Для приостановки выпуска товара и для последующего проведения проверок достаточно только одного подозрения на незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и наличие признаков контрафактности.
Задерживать товары разрешается
на 7 рабочих дней. Срок этот, однако,
может быть продлен, но не более чем
еще на 10 рабочих дней и только
в том случае, если об этом в письменном
обращении, направленном таможенным органам,
попросил правообладатель. Последний
при этом должен успеть одновременно
подать заявление о принятии мер,
связанных с приостановлением допуска
таких товаров на российский рынок.
Нерасторопность
О том, что товар завис на таможне, декларант узнает на следующий день - поправки обязывают таможенников незамедлительно уведомлять о своем решении приостановить выпуск товаров и декларанта, и правообладателя. По просьбе последнего, кстати, решение таможенников может быть отменено. О том, в какие сроки в этом случае таможенники должны снять запрет на выпуск задержанного товара, в поправках не говорится ни слова. Получается, что в ситуации, когда, например, из-за чрезмерной подозрительности сотрудника таможенной службы или по наводке конкурента товар задержали, и, как потом выяснится, безосновательно, незамедлительно отпускать его таможня не обязана.
Но самое интересное - это неурегулированность вопроса о возмещении ущерба за приостановление таможенниками товаров, если впоследствии окажется, что контрафактными они не являются.
Сейчас, как указано в ст. 397 ТК РФ, ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров и другим лицам, несет правообладатель, который выступил инициатором такого приостановления. Согласно поправкам получается, что потребовать возмещения убытков и упущенной выгоды от таможенников, которые решили тормознуть вполне добропорядочную партию товаров, пусть даже и не 7 рабочих дней, а всего лишь на один, не получится. Оснований для подобных требований нет, ведь в данном случае работники таможенной службы действовали в рамках предоставленных им законом полномочий, а значит, статьи ГК РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) госорганов, не работают.
Мнения по поводу предлагаемых
поправок в Таможенный кодекс и новых
полномочий таможенников разделились.
Одни, полностью поддерживая
Несмотря на то, что российское законодательство в целом соответствует международному праву в части наличия норм, направленных на защиту интеллектуальной собственности, в нем есть ряд существенных пробелов, которые затрудняют борьбу с контрафактом.
В отсутствие на сегодняшний
день специального регулирования механизм
привлечения к ответственности
производителей и торговцев контрафактом
реализуется через нормы
Система противодействия
контрафакту должна включать в себя
законодательные, правоприменительные,
организационные и
Заключение
В 2008 году таможенниками Сибири выявлено более 384 тысяч единиц контрафактных товаров. Обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности и пресечь незаконный оборот через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности - одна из функций сибирских таможенников, которую они выполняют в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ. Так, за 3 года - в течение 2006-2008 годов, выявлено 949 667 единиц контрафактных товаров, из них: в 2006 году - 140 075 единиц товаров, в 2007 - 425 338, а в 2008 - 384 254.
Важная роль для предотвращения
ввоза контрафакта отводится
тесному взаимодействию таможенных
органов с правообладателями
и их уполномоченными
В первой главе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что
понятие контрафактной
При выявлении проблем, связанных с ввозом контрафакта указывается, что вред, наносимый контрафактной и фальсифицированной продукцией, можно разделить на несколько групп:
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики.
Рассматривая механизмы борьбы с контрафактом, приходим к выводу о том, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака но, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства, трудностей сбора доказательств, незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм штрафов, возникающих трудностей с их реальным получением, больших судебных издержек, малоэффективной работы правоохранительных органов.
Во второй главе проведены исследования в аспекте мер, принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции, а также проанализирована деятельность Алтайской таможни в решении проблем ввоза контрафактной продукции.
В первую очередь, сотрудники
Алтайской таможни осуществляют
отслеживание контрафакта при
Кроме этого, при выявлении фактов реализации в Алтайском крае продукции с признаками контрафактности: проводятся оперативные мероприятия, таможенные ревизии, правообладателям известных компаний направляются запросы о законности использования товарных знаков на товарах, реализуемых в торговых точках города Барнаула, других городов и районов края.
Следует особо выделить, что деятельность таможенных органов в РФ по защите интеллектуальной собственности предусматривает работу по двум направлениям:
1. Применение процедуры,
регламентированной главой 38 Таможенного
кодекса РФ, связанной с применением
мер по приостановлению
2. Правоохранительная
В соответствии с главой 38 ТК РФ таможенный орган принимает следующие меры по защите интеллектуальной собственности:
Применение мер по приостановлению
выпуска товаров базируется на введении
специального института деятельности
таможни, а именно — введении таможенного
реестра объектов интеллектуальной
собственности. Реестр задуман как
инструмент более эффективного отслеживания
перемещения контрафактных
В третьей главе предлагаются конкретные предложения по пресечению ввоза контрафактных товаров.
В частности, в качестве подкрепления в борьбе с фальсификатом необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут хоть малейшие подозрения в том, что перед ними продукция сомнительного происхождения.