Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:38, доклад
Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. В него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами – от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министром финансов был Е.Ф.Канкрин, Россия придерживалась политики направленной на достижение бездефицитного госбюджета.
Россия придерживалась
политики, направленной на достижение
бездефицитного госбюджета. В него
неоднократно вносились
Таким образом, объективный
ход развития российского
На протяжении более
100 лет таможенная служба
Поскольку таможенное
управление не подчинялось
Одновременно происходили серьезные изменения в организации таможенной службы.
14 декабря 1819 года был
принят новый таможенный устав
по Европейской торговле, состоящий
из 726 параграфов (статей). Согласно
ему все Российские таможни
по Европейской границе (
После ухода Е.Ф.Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. В записке председателя особого комитета графа Орлова в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров. Опираясь на выводы этой записки, министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года.
В последующие годы
правительство, озабоченное
Период 1857-1868 годов был отмечен реформами таможенного дела. Реформатор Александр II превратил в 1865 году таможню в самостоятельное звено, выделив ее из Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Департаменту таможенных сборов были переданы функции управления таможенными учреждениями. Продолжалось понижение пошлин как ввозных, так и вывозных, увеличился ввоз хлопка, железа и изделий из него, машинного оборудования.
В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадало от введения тарифа 1850 года.
В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами протекционистских взглядов. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.
Действительно тариф
1857 года ограждал основную массу
русских промышленников от
В 1857 году был утвержден
и новый таможенный устав,
Кроме того, в уставе
подчеркивалась
В период с 1857 по 1868 годы отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому виду товаров. Главным мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.
Так в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 года Министр финансов А.М.Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке «начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах.
В 1865 году состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.
В 1867 году была учреждена
новая комиссия под
Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей.
Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода.
Таможенный тариф отменил
пошлину по 16 статьям, по 152 статьям
уменьшил, по 35 – увеличил ставки
. В целом его действие оказало
благотворное влияние на
С первыми признаками
кризиса 1873 года, ухудшением платежного
баланса и финансового
Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 года (превышение импорта над экспортом) составлял 150 млн. руб. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры.
Политика протекционизма,
в частности таможенного,
С 1 января 1877 года был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%.
Таможенный тариф 1891
года носил еще более
С каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств.
С воцарением на престоле в 1881 году Александра III в России складывается тяжелое социально-экономическое положение. Страна, измотанная войной, переживает ряд неурожайных годов. Это было «тяжелейшее пореформенное десятилетие и тягчайший период в жизни русского крестьянства. Основная масса крестьян обнищала, следом ухудшилось положение в промышленности, образовался застой и сокращение производства» . С 1881 года начинается кризис промышленности, захвативший и банковские отношения. «Кредитная система находилась в состоянии застоя, денежную сферу поразила инфляция и эмиссия, ухудшился валютный курс рубля» .
Александр III был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства. Поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения.
С 1 января 1881 года были
повышены сборы за право
При Министре финансов И.А.Вышнеградском (1887-1892) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа. Представляя его проект в Госсовет, Вышнеградский подчеркивал: «Опыт указал на необходимость произвести целый ряд изменений в тарифе 1868 года с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной, а также для достижения более важного для нас международного торгового баланса».
Официально провозглашались принципы таможенной политики России на обозримую перспективу первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности. К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И.Менделеевым.
Новый тариф признавался
своего рода образцовым
Тариф был принят 11 июня 1881 года. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на ряд товаров, которые до этого ввозились свободно и подлежали сравнительно невысокому обложению. Он отличался от прежних тарифов тем, что в нем был отражен принцип полного покровительства русской промышленности на всех стадиях производства, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий. Этому тарифу было присвоено название толкового. В нем прослеживалось достижение «не какого-нибудь абстракта, а только правильного направления нашей таможенной политики» . Итак, эти мероприятия предпринимались в соответствии с главной целью царствования Александра III: ускорение развития России и защита национальной промышленности.
Введение тарифа 1891 года
с неизбежностью обострило
Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «корчемная стража» из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов .
К началу 90-х годов в стране сформировалась разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального .