История таможенного дела и таможенной политики в России 18 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:05, реферат

Краткое описание

Цель: Исследование развития таможенного дела и таможенной политики в указанный период, а так же изучение документов и уставов в период правления Петра I.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Дать определение таможенного дела и таможенной политики.
Изучить внешнюю торговлю в XVIII век.
Изучить таможенную политику и таможенное дело в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Предмет истории таможенного дела и таможенной политики. 5
1.2 Научные подходы и методы изучения. 9
1.3 Содержание таможенного дела и таможенной политики. 12
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ. 18
3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННАЯПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ. 22
3.1 Таможенная служба, таможенные меры и реформы в XVIII веке. 22
3.2 Основные этапы развития таможенного дела в XVIII веке. 27
3.3 Таможенный тариф 1724 года. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

3.2 Основные этапы развития таможенного дела в XVIII веке.

По мере становления отечественной крупной  промышленности (Петр оставил после  себя не менее 230 казенных и частных  мануфактур, как сам унаследовал от предшественников не более 30) односторонней фискальной направленности российской таможенной политики приходил конец. В ее содержании все отчетливее проявлялось меркантильно-покровительственные элементы. Петр I "отдавал дань идеям своего века, создавшим на Западе известную меркантильно-покровительственную систему.

Петр  I был сторонником политики меркантилизма, при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственно запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства. Такую политику Петр проводил, конечно, не в силу понимания взаимосвязи хозяйственно-политических явлений, а потому что она способствовала накоплению средств для военных действий. 13

В истории  экономики со времен Петра Великого остался афоризм "деньги - артерия войны", характеризующий меркантильную политику государства.

Вместе  с тем еще в прошлом веке тезис о меркантилизме торгово-промышленной политики Петра I вызывал сомнение у целого ряда авторов. К. Лодыженский, к примеру, возражал против того, что Петр якобы "целиком пересадил меркантилизм на русскую почву. Его система и по существу, и по целям различается от меркантильной теории. Главная задача правительства, по учению меркантилистов, должна была состоять в возможно большом привлечении золота и серебра из других стран, а для достижения этой цели, преимущественно внимание должно быть обращено на внешнюю торговлю - отсюда и самое название теории, о коей идет речь. Меркантилисты требовали поощрения мануфактур для развития вывоза обработанных изделий, в этих видах поддерживались внутренние фабрики, выдавались премии за вывозимые изделия. Напротив, Петр Великий в своих экономических мерах мало интересовался вывозом фабрикатов. Он редко и неохотно освобождал произведения русской фабрикации от отпускных пошлин, никогда не устанавливал ничего подобного вывозным премиям, наконец, при поощрении устройства фабрик, прямо высказывал мысль о том, что русская мануфактура должна существовать для России и удовлетворять ее нуждам". 14

Согласно  же В. Витчевскому, политика Петра была вообще лишена какой-либо идеологической мотивации. "Если, - полагал В. Витчевский, - руководителей других государств той же эпохи можно упрекнуть в том, что свою государственную власть они слишком настойчиво пускали в ход для достижения нередко односторонних хозяйственных целей, то для Петра экономические цели являлись лишь фундаментом, на котором должен был, воздвигнут храм его политического могущества"; побудительная причина всех новшеств Петра I в области государственного хозяйства заключалась в его стремлении создать постоянное войско и флот по западноевропейскому образцу.

Вместе  с тем представляется, что изложенные позиции имеют много общего. В  конечном счете, независимо от субъективных чаяний Петра I, его таможенная политика не была последовательной ни в меркантилистском, ни в протекционистском отношении: до конца первой четверти XVIII века протекционистские меры применялись эпизодически и лишь в отношении тех иностранных товаров, производство аналогов которых в самой России становилось достаточным для удовлетворения внутреннего спроса.

Хотя  таможенные пошлины составляли значительную часть государственного дохода  существование внутренних таможен и обложение внутренней торговли таможенными пошлинами самым негативным образом сказывались на формировании общероссийского рынка и развитии внутреннего товарообмена. Например, на пути от Троице-Сергиевой Лавры до Москвы, то есть на расстоянии в 60 верст, торговец должен был уплатить сбор в четырех или пяти местах, в том числе и там, где он объезжает мост или гать. На оплату этих сборов, пошлин с продажи товара и на содержание лошади в пути у крестьянина зачастую уходила половина суммы, вырученной от продажи товаров. К тому же взимание сборов сопровождалось массой злоупотреблений со стороны, как верных сборщиков, так и таможенных откупщиков.

Отмене  внутренних пошлин в России предшествовали некоторые изменения в системе внутренних торговых сборов. Как уже отмечалось, начало XVIII века сопровождалось введением новых пошлин, но уже во второй четверти XVIII века обнаружились признаки ослабления системы внутренних таможен, несоответствия их целям развития товарооборота.

С 20-х  годов XVIII века один за другим стали  появляться проекты перестройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, возникали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. Шестнадцатого марта 1753 года граф П. И. Шувалов, занимавший руководящее положение в правительстве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить  «во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня  собираются», а суммы этих сборов «расположить на портовые и пограничные таможенные сборы», для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить  устаревший тариф 1731 года новым тарифом.

Сенат одобрил  проект П. И. Шувалова 18 августа 1753 года. Спустя четыре месяца, 18 декабря, сенатский доклад утвердила императрица Елизавета Петровна, а 20 декабря был опубликован именной манифест «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». В манифесте признавалось, «какие от сборщиков внутрь Государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных», указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможенных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препятствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вследствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства уничтожить». В манифесте перечислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчиков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мостов и перевозов (кроме Санкт-Петербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх пятипроцентной внутренней таможенной пошлины.

12 мая  1754 года Елизавета подписала сенатский  доклад, предусматривавший перестройку пограничной таможенной системы по юго-западной и южной границам. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен15.

Портовые  и пограничные пошлины стали  единственными таможенными пошлинами  в стране. Необходимо отметить, что  в России ликвидация внутренних пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.

Таким образом, закончилась целая эпоха в  истории российской таможенной политики.

1 декабря  1755 года императорским указом  был принят таможенный устав России, отражавший новые экономические реалии, сложившиеся с связи с отменой внутренних таможен и таможенных сборов. В его 15 главах подробным образом рассмотрены различные аспекты таможенной политики Российского государства. В преамбуле устава, в частности, еще раз объяснялись причины, побудившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядочной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бывает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но установленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри государства нашего торгов. Вследствие чего в прошлом 1753 году Сенат наш через поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложении своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внутренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим подданным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немалому нашему удовольствию, видя из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали»16.

По всей стране ликвидируемые таможни  должны были составить отчет и  «в самой скорости» передать свое делопроизводство — «все дела и  книги» — в местные губернские и провинциальные канцелярии. Туда же переходили и таможенные чиновники — «приказные служители»

Радикальная таможенная реформа 1753 года, освободившая внутреннюю торговлю от обременительных  таможенных пошлин, за счет роста ставок тарифа при заграничной торговле принесла российской казне значительную прибыль. Так, если при императрице Елизавете Петровне таможенные сборы составляли, как указывалось, около 900 тыс. рублей в год, то в начале царствования Екатерины II пограничные таможни доставляли казне уже свыше 2 млн. рублей.

3.3 Таможенный тариф 1724 года.

Все таможенные тарифы до XVIII века были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

Лишь  в начале XVIII века, в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля. Принимаются меры по защите экономических интересов России.

Особенность развития таможенного дела в России и формирования таможенной политики как в начале XVIII века, так и в последующие годы состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов. 17

До 1724 года были запрещены к ввозу или  обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактур производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности, в частности, о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в стране редко к этому времени было налажено. Одновременно вводился весьма своеобразный (по словам К. Лодыженского - "арифметический") прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половину - то 50%; если превышало привоз - то 75%. Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от степени развития внутреннего производства. 18

В 1724 года был издан новый таможенный тариф. Тариф 1724 г. был охранительным, протекционистским. Тариф 1724г. оставил в силе запрет на ввоз краски бакана. На товары, которые привозились в достаточном количестве, назначалась пошлина в размере 75%. В их числе оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо "не в деле", иглы, пергамент и другие. Высокопокровительственная пошлина в размере 50% с цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи.

Умеренно - покровительственная пошлина в  размере 25% - на все шерстяные ткани, кроме сукон, полушелковые ткани, байку, выделанные кожи, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, железное оружие, стеклянные бутылки.

Обложение остальных товаров преследовало фискальной цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды - 10%.

К беспошлинному  ввозу разрешались изделия из драгоценных металлов, огородные  семена, животные, кроме лошадей, многие строительные материалы, некоторые  продукты питания: апельсины, лимоны, устрицы  и т.п.

Совершенно  были освобождены от ввозной пошлины  товары, которые не производились  в России: шелковые товары, различных  сортов кисеи, обои, математические и  хирургические инструменты, очки и  т.п. 19

Размер  пошлинного обложения и ввозимых однородных товаров повышался вместе со степенью их обработки. Вывозная пошлина оставлена в прежнем размере - 3% с цены. Лишь некоторые российские товары, например "не деланные" лосиные, оленьи, сайгачьи и козлиные кожи, льняная пряжа, бадьян, под предлогом их использования в качестве сырья на российских фабриках и мануфактурах были обложены, по существу, запретительной 75% пошлиной или запрещены к вывозу.

Оригинальность  тарифа 1724г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами, остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Примечание тарифа в отношении товаров, не поименованных в росписи, значительно затрудняло работу таможенных чиновников20.

Пошлину с привозных и отпускных товаров  предусматривалось взимать ефимками, считая каждый ефимок по 50 коп. При это  русские купцы не имели преимуществ  перед иностранными. Если же они  не имели ефимков, с них следовала брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только третная пошлина и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой.

Этой  привилегией могли воспользоваться  исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены возможности  отправлять за море свои товары с убавкой  пошлины. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного доносчику. Те же иностранные товары, которые ввозились российскими купцами под российским же флагом, подлежали одной трети привозной ефимочной пошлины, которая исчислялась против цены отпуска, да сверх того прибыли по 25%21.

Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики в России 18 век