Итоги тарифных и системных переговоров по присоединению России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о присоединении России к ВТО имеет довольно сложную историю. Известно, что в середине 40-х годов прошлого столетия СССР активно участвовал в создании основ послевоенной политической и экономической организации мира. Представители СССР в качестве наблюдателей участвовали в Международной конференции по торговле и занятости (1948 г., Гавана, Куба). Эта конференция приняла решение о создании международной организации по торговле и занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовойОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИИ К ВТО.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  ПЕРЕГОВОРОВ О ПРИСОЕДИНЕНИИ  РОССИИ К ВТО

 
Вопрос о присоединении России к ВТО имеет довольно сложную  историю. Известно, что в середине 40-х годов прошлого столетия СССР активно участвовал в создании основ  послевоенной политической и экономической  организации мира. Представители  СССР в качестве наблюдателей участвовали  в Международной конференции  по торговле и занятости (1948 г., Гавана, Куба). Эта конференция приняла  решение о создании международной  организации по торговле и занятости. Однако США тормозили создание этой организации, и она так и не была создана. Из ее обломков возникло Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (ГАТТ), в котором первоначально  принимали участие 23 страны. СССР не стал участвовать в деятельности ГАТТ. В последующие десятилетия  СССР принял активное участие в создании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая, как предполагалось в то время, могла перерасти в международную торговую организацию. Однако ЮНКТАД не переросла в международную торговую организацию1. В конце 70-х годов прошлого века руководство СССР приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении статуса наблюдателя в этом соглашении. В 1986 г. СССР предпринял попытку стать участником Многосторонних торговых переговоров (Уругвайский раунд), рассматривая участие в них как возможность сближения с ГАТТ. Однако жесткое сопротивление со стороны США помешало этому в то время и статус наблюдателя был получен СССР только в конце 1990 г. Россия унаследовала этот статус в 1992 г. 
 
В 1993 г. Россия начала процесс присоединения к ГАТТ. Однако в связи с созданием ВТО заявление России было переоформлено на просьбу о присоединении к ВТО. 
 
В соответствии с процедурой ВТО была создана Рабочая группа по присоединению России к ВТО. Председателем группы стал представитель Швейцарии в ВТО У. Росье. Мандат Рабочей группы носил стандартный характер — изучить торговый режим России и выработать условия участия России в ВТО. 
 
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. и сразу приобрел крупномасштабный характер. В переговоры были втянуты более 40 ведомств России, представители деловых кругов и научных учреждений. 
 
К началу 1998 г. завершился так называемый информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран — членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна была определить конкретные условия своего присоединения к ВТО. 
 
Переговоры о присоединении России к ВТО — это, вне всякого сомнения, самые сложные переговоры по экономическим вопросам за всю постсоветскую историю России. 
 
Формально Россия должна вести переговоры со всеми участниками ВТО. Однако реально участие в заседании Рабочей группы принимают от 40 до 50 стран — членов ВТО. Ведущую роль в переговорах играют крупнейшие торговые партнеры России, в первую очередь США, страны Евросоюза, Япония. В конце 2001 г. к ним присоединилась КНР. 
 
В ходе переговоров делегация России ответила почти на 4000 вопросов, касавшихся внешнеторгового режима, экономического и социального устройства России, роли регионов в экономике страны. Этот процесс по изучению российского внешнеторгового режима продолжался вплоть до 1998 г. В ходе его, помимо ответов на вопросы, Россия предоставила сотни законодательных и нормативных актов, переведенных на английский язык. До завершении этого так называемого ознакомительного периода начался процесс переговоров об условиях доступа на российские рынки товаров и услуг. О сложности этой фазы переговорного процесса говорят следующие цифры. Россия должна была представить свои первоначальные тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО уровням ставок импортных таможенных пошлин по 11 000 товарных позиций, обсудить их с заинтересованными странами и договориться о размерах ставок, которые станут обязательствами России и войдут в ее тарифный протокол. Кроме того, Россия должна была представить первоначальные предложения в области сельского хозяйства, которые, помимо ставок таможенных тарифов, включали первоначальные предложения по уровню внутренней поддержки производства сельхозпродукции и субсидированию ее экспорта. 
 
Предложения по торговле услугами, представленные в 1999 г., включали перечни обязательств России по многим видам услуг (по Классификатору ВТО). 
 
На заседаниях Рабочей группы происходит подведение итогов консультаций и переговоров, которые проводятся в так называемом неформальном формате в Москве и столицах других государств. Поэтому ежегодно в ходе переговорного процесса проходят десятки сложных встреч, во время которых делегация России должна отстоять интересы российской экономики и выйти на формулировки и решения, носящие компромиссный характер. 
 
В результате переговоров формируется пакет документов о присоединении, который состоит из протокола о присоединении, обычно краткого (2-3 страницы) документа, констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендации Рабочей группы принять кандидата в члены ВТО, и приложений к протоколу, которые включают:

  •  
    Доклад Рабочей группы (около 100 страниц). В нем содержатся описание торгово-политического режима присоединяющейся страны, ее законодательство в сфере внешней торговли товарами и услугами, обязательства, которые кандидат будет выполнять после присоединения. В этом документе, в частности, фиксируются так называемые системные обязательства присоединяющейся страны (обязательства, касающиеся приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО). Стандартной формы таких обязательств нет. Каждая страна, присоединяясь к ВТО, фиксирует такие обязательства с учетом требований членов ВТО и собственных приоритетов.
  •  
    Обязательства по доступу на рынок товаров, которые включают максимальный уровень импортного тарифа по каждому товару, причем в этом документе фиксируется начальный уровень таможенного тарифа, от которого присоединяющаяся страна ведет отсчет снижения уровня таможенного обложения, и конечный уровень, на котором сниженная ставка таможенного тарифа на каждый товар связывается. Кроме того, здесь же фиксируется так называемый переходный период, т.е. период, в течение которого будет происходить снижение ставок таможенного тарифа. Обычно этот документ содержит несколько сотен страниц.
  •  
    Обязательства в области сельского хозяйства, фиксирующие максимальный объем государственной поддержки, которая может быть предоставлена производителям сельскохозяйственных продуктов, и максимальный уровень экспортных субсидий, которые могут предоставляться для поддержки сельскохозяйственного экспорта. Этот документ обычно имеет объем в 15-20 страниц.
  •  
    Обязательства по доступу на рынок услуг. Этот документ объемом в несколько десятков страниц содержит перечень ограничений, которые могут применяться для регулирования доступа на рынки конкретных видов услуг, изъятия из национального режима, а также перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования (перечень преференциальных мер), которые могут применяться в отношении отдельных членов ВТО.

 
Затем весь этот объемистый пакет документов должен быть рассмотрен Правительством России и ратифицирован Государственной  Думой. После чего переговоры будут  считаться завершенными, а Россия станет членом ВТО. 
 
Ниже приводятся в табличной форме итоги переговоров России в 1995-2004 гг. со странами — членами ВТО в рамках заседаний Рабочей группы в так называемом многостороннем формате.  
 
 
Таблица 1. 
 
Переговорный процесс о присоединении России к ВТО.

 
^ Дата  заседания

 
Обсуждавшиеся вопросы

 
17-19 июля  
 
1995г.

 
Заседание проходило на основе "Меморандума  о внешнеторговом режиме", который  был представлен Россией в  марте 1994г., и письменных ответов  на вопросы, заданные странами-членами  по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и  представили другую дополнительную информацию по т. н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).

 
4-6 декабря  
 
1995 г.

 
К этому заседанию российская сторона  представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы  вопросы торговли услугами, вопросы  прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также  ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов.

 
28-31 мая  
 
1996 г.

 
Заседание было посвящено предметному  обсуждению российских документов по проблематике "новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а  также 394 ответов на дополнительные вопросы стран-членов. 
 
По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято решение о завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в области экономики и торговли.

 
15-16 октября  
 
1996 г.

 
На открытом заседании 15 октября  были детально обсуждены вопросы  нетарифного регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках неформального  заседания были рассмотрены проблемы российского сельского хозяйства  в контексте переговоров о  присоединении.

 
15-16 апреля  
 
1997 г.

 
Были обсуждены вопросы государственной  торговли, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, было продолжено обсуждение вопросов сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании - в неофициальном формате).Состоялся также обзор состояния двусторонних консультаций. 
 
В период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.

 
22-23 июля  
 
1997 г.

 
В неофициальном формате были вынесены вопросы обзора развития российского  законодательства, включая законодательство в области правительственных  закупок, технических барьеров в  торговле, санитарных и фитосанитарных норм и сельского хозяйства. Кроме  того, была проведена целая серия  двусторонних консультаций с заинтересованными  странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания Секретариатом  также была подготовлена памятная записка  в отношении проблематики технических  барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.

 
9 - 11 декабря  
 
1997 г.

 
В официальном формате были рассмотрены  вопросы: (а) развития российского законодательства, (б) промышленных субсидий, (в) мер инвестиционной политики и (г) преференциальных торговых соглашений.

 
29-30 июля  
 
1998 г.

 
В повестку дня были включены следующие  вопросы: (а) обзор хода двусторонних переговоров; (б) развитие российского  законодательства, в частности по проблемам инвестиций; (в) вопросы  технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер; (г) промышленные субсидии; (д) процедуры  таможенной оценки. Одновременно с заседанием Рабочей группы была проведена серия двусторонних консультаций по отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля 1998 г. были также проведены переговоры по тарифным уступкам с Таиландом, Чехией и Словакией, Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, Австралией, Швейцарией. Тарифные вопросы были также затронуты в ходе консультаций с Японией и ЕС.

 
16-17 декабря  
 
1998 г.

 
В повестку дня заседания были включены следующие вопросы: (а) обзор последних  событий в законодательстве; (б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности; (в) сельское хозяйство. Кроме того, в ходе заседания были затронуты  ответы российской стороны на вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также рассмотрено состояние  двусторонних тарифных переговоров. В  период заседания Рабочей группы была также проведена серия двусторонних переговоров с заинтересованными  странами.

 
25-26 мая  
 
2000 г.

 
Повестка дня заседания включала: (а) обзор развития российского законодательства; (б) услуги; (в) промышленные субсидии; (г) вопросы таможенной оценки; (д) вопросы  технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм; (е) обзор  двусторонних контактов и (ж) дальнейшие шаги в деятельности Рабочей группы. Одновременно в период с 22 мая по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны "квадро".

 
18-19 декабря  
 
2000 г.

 
Повестка дня заседания включала следующие вопросы: (а) обзор развития российского законодательства, (б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPS); (в) преференциальные торговые соглашения, и (г) обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров  по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Переговоры по доступу на российский рынок услуг  проведены с 16 странами, при этом возможности для дальнейших конструктивных переговоров на основе первоначальных обязательств по услугам к настоящему времени исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй редакции обязательств по услугам.

 
26-27 июня  
 
2001 г

 
В повестку дня заседания были включены вопросы развития российского законодательства, обсуждение представленного российской стороной Обзора торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового режима), могущего лечь в  основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча по сельскому хозяйству.

 
23-24 января  
 
2002г.

 
Рассматривались состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги); переговоров  по сельскому хозяйству; работы по приведению российского законодательства в  соответствие с нормами и правилами  ВТО (Россия представила документ RUS/45.Rev.1). Продолжались обсуждения российского торгово-политического режима на основе обновленного российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1, SPEC/RUS/21.Rev.1) и консолидированного сборника комментариев к нему, подготовленного Секретариатом ВТО на основе замечаний стран-членов РГ (WT/ACC/SPEC/RUS/22). Определились дальнейшие шаги в переговорном процессе.

 
24-25 апреля 
 
2002 г.

 
На заседании прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Принято  решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002 г. К этому времени Россия представит дополнительную информацию, просьбы о которой поступили  от стран-членов РГ во время заседания. Следующее заседание будет посвящено  постатейному обсуждению проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому хозяйству и ТБТ/СФС.

 
19-20 июня  
 
2002 г.

 
В рамках заседания РГ проведено  более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и  услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены системные  вопросы. По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области  доступа на рынок товаров.

 
16-18 декабря  
 
2002 года

 
Прошло постатейное обсуждение итогового  доклада РГ о присоединении России к ВТО (стержневой элемент всего  финального пакета документов присоединяющейся страны).

 
30 января  
 
2003 г.

 
В Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу  на рынок товаров и услуг и  обсуждено состояние законодательной  деятельности в РФ по приведению национального  законодательства в соответствие с  нормами и принципами ВТО.

 
6 марта  
 
2003 г.

 
В рамках состоявшегося переговорного  раунда прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому  хозяйству и энергетике с заинтересованными  членами РГ. Российская делегация  провела также в Женеве двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров  с 14 странами и по доступу на рынок  услуг - с 10 странами.

 
10 апреля  
 
2003 г.

 
На этом заседании было завершено  обсуждение второго варианта Доклада  РГ о присоединении России к ВТО  и принято решение о подготовке третьего варианта.

 
10 июля 
 
2003 г.

 
Заседание было посвящено рассмотрению третьего варианта итогового Доклада  РГ о присоединении России. Официальному заседанию предшествовали неформальные обсуждения в рамках РГ.

 
30 октября  
 
2003 г.

 
К очередному заседанию РГ российская делегация подготовила новые  предложения по тексту итогового  доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения  полномочий между субъектами и Федерацией, тарифных изъятий отдельных видов  сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без  существенных замечаний.

 
1-2 апреля  
 
2004 г.

 
На заседании обсуждались десять разделов итогового доклада Рабочей  группы. В доклад вошли такие ключевые для России вопросы, как технические  барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего  рынка, таможенные союзы в зонах  свободной торговли, специальные  экономические зоны и различные  аспекты торгового и таможенного  законодательств. Состоялись также  многосторонние переговоры по сельскому  хозяйству и тарифным квотам.


 
 
На сегодняшний день Россия подписала  двусторонние торговые соглашения с  Чили, Южной Кореей и Тайванем. К  настоящему времени Россия уже подписала  протоколы о присоединении к  ВТО с рядом стран, в том  числе Киргизией, Новой Зеландией, Израилем, Бразилией и Словенией, Грузией, Венгрией, Чехией, Латвией  и Литвой. 
 
Всего России необходимо завершить переговоры по товарам в рамках переговорного процесса по присоединения к ВТО с 46 странами (на 23 сентября 2004 г). Уже подписаны двусторонние торговые соглашения с 13 странами.  
 
Наиболее важными достижениями за 2004 год в переговорном процессе являются: подписание протокола о завершении переговоров России и ЕС по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО) и протокола о завершении переговоров по присоединению РФ к ВТО с Китаем (КНР). 
 
Предполагается, что практически все двусторонние переговоры будут завершены до конца 2004 года


Информация о работе Итоги тарифных и системных переговоров по присоединению России к ВТО