Конституция РФ и федеральные законы как основа таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:06, реферат

Краткое описание

Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует следующие отношения в области таможенного дела:
- отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;
- отношения, возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- отношения по установлению и применению таможенных режимов;
- отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним фе

— 26.16 Кб (Скачать файл)

 

   Вопрос №1: Конституция РФ и федеральные законы как основа таможенного права

    Ответ :Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов (ст. 3 ч.2 ТК РФ). 
   Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует следующие отношения в области таможенного дела: 
    - отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 
    - отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля; 
    - отношения, возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; 
    - отношения по установлению и применению таможенных режимов; 
    - отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. 
     Перечисленные выше отношения также могут регулироваться указами Президента России. Правительство России на основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента России издает постановления и распоряжения в сфере таможенного дела. 
     Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, совпадающей с Государственной, регулируется таможенным законодательством в случаях, не урегулированных законодательством о Государственной границе, а отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируются таможенным законодательством в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах. 
Отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и контроля, обжалования актов, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц и по установлению и применению таможенных режимов, регулируются таможенным законодательством.         

      Пределы  действия указанных правовых  норм во времени определяются  общими правилами их вступления  в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами. 
     Нормативно-правовые акты ГТК России подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативно-правовых актов федеральных органов   исполнительной власти и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Исключения составляют акты, изданные на основании или во исполнение соответствующих положений актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации и которые вводятся в действие в более короткие сроки и в случае, когда нормативно-правовые акты устанавливают более льготный порядок по отношению к действующему.               Такие нормативные акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную (для последних) силу (ст.5 ч.1, 2, 3 ТК РФ). Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах предусматривает обжалование нормативно-правовых актов ГТК России, затрагивающих права и интересы лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности в арбитражном суде (ст.5 ч.4 ТК РФ). Убытки, понесенные лицами вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативно-правовых актов, предусмотренных ТК РФ, или вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, возмещаются государством из казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст.6 ч.6 ТК РФ). 
      Акты таможенного законодательства вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, в исключительных случаях могут вводиться в действие в более короткие сроки, если соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых они издаются, прямо предусматривают это или Таможенным кодексом установлен специальный порядок введения в действие данных запретов, ограничений и требований. 
        Акты таможенного законодательства, указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и обратной силы не имеют, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или они улучшают положение лиц (если это предусмотрено прямо) ст.4 ТК РФ. Из этого следует, что противозаконность и наказуемость действий или бездействия определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния.  Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, таможенно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и региональным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера. 
      Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией Российской Федерации. Общее правило территориального действия таможенного права не является абсолютным, оно сочетается с принципом экстерриториальности. Экстерриториальность выступает в форме исключений из таможенной территории РФ отдельных территорий, на которых таможенное право РФ не действует. Такими исключениями из таможенной территории РФ являются территории особых экономических зон. Товары, помещенные на эти территории, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 
   Принципы территориального действия таможенного права предопределяют его действие в отношении лиц. Таможенное право распространяется на всех предусмотренных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Из этого общего правила имеются исключения. Действие таможенного права РФ не распространяется в определенной части на лиц, пользующихся иммунитетами. Под иммунитетами в таможенном праве имеются ввиду отдельные виды изъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов РФ. Иностранные физические лица не могут быть субъектами некоторых таможенных правоотношений, например государственно-служебных. 
     Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой. Главная особенность таможенно-правовых норм в том, что данными нормами устанавливаются юридически обязательные правила, которые действуют в соответствующих “блоках”, определенных частях структуры таможенного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики и др.

                                            Таможенное право

      Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями , таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики. Понятие “Система таможенного права” включает в себя подразделение юридических норм отрасли права на Общую и Особенную части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

                    Основные цели таможенного права.

   Основными целями таможенного права являются:

  • создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию;
  • обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики;
  • создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно - правовых отношениях;
  •    обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов РФ,      экономического суверенитета и экономической безопасности, защиты     рынка. Стимулирование развития национальной экономики, а также активизация связей национальной экономики с мировым хозяйством.

     Общая часть таможенного права включает таможенные правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Положения норм Общей части применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права. 
В состав Общей части входят следующие таможенно-правовые институты:

    -   совокупности таможенно-правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения в таможенном деле: 
   - закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного права; 
   - регулирующие правовой статус таможенных органов; 
   - регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; 
    - упорядочивающие правовой статус лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу; 
    - определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий;

-    регулирующие принуждение в таможенной сфере.

    Вопрос №2: Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства

Ответ: Таможенное дело представляет собой совокупность методов и  средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования  и запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Данное определение позволяет  уяснить, что при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного  регулирования, а также установленные  запреты и ограничения.

 Дело в том, что любые операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут как нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того чтобы удержать эти процессы в определенных рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Чаще всего такие препятствия применяются при ввозе товаров на территорию государства, поскольку экспорт (сбыт) наиболее выгоден как производителю, так и экономике в целом. Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой РФ непосредственно связаны с выполняемыми ими функциями. Такими задачами являются:

  • участие в разработке таможенной политики РФ и ее реализация;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • защита экономических интересов РФ;
  • взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
  • участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
  • ведение борьбы с контрабандой;
  • ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
  • содействие развитию внешнеэкономических связей;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Государственный таможенный комитет (ГТК) России вместе с региональными  таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ - экономическими, политическими, социальными и др.

 В укреплении экономической  безопасности РФ принимают участие  все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают  экономическую безопасность РФ  в пределах своей компетенции.  В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными  валютными операциями и др. [23, с.56]

  Экономические интересы  государства и их защита имеют  различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и  внешнеэкономические. При этом  внутриэкономические задачи могут  быть связаны с развитием промышленного  комплекса, транспорта, связи, строительства  и др. Понятно, что таможенное  дело призвано защищать и охранять  названные и вытекающие из  них более конкретные интересы  государства в целом, а также  регионов, предприятий и организаций.

  Таможенные органы  в деле обеспечения экономической  безопасности страны могут применять  и меры экономической политики. Под мерами экономической политики в таможенном деле понимаются разнообразные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических интересов РФ, выполнения ею своих международных обязательств, защиты экономической основы собственного суверенитета, так и защиты внутреннего потребительского рынка, либо установленные в качестве ответной меры на дискриминационные или другие, ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов, а также по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и заключенными ею международными договорами. Итак, таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики.

Таможенное дело снижает  внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность  национальной экономики, укрепляет  продовольственную безопасности страны и т.д.

Таможенные органы в деле обеспечения экономической безопасности страны применяют различные меры экономической политики.

Литература

1.  Коник Н.В. Таможенное дело. - М.: Омега-Л, 2008 - 192 с.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза – 27 января  2009 N 17

3.  http://.tamognia.ru -

4.  http://www.customs.ru/ru/ - Официальный сайт федеральной таможенной службы России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституция РФ и федеральные законы как основа таможенного права