Концепция применения таможенными органами СУР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.
Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
СУР особенности, задачи и принципы построение…………………………6
Применение таможенными органами СУР…………………………………12
Анализ СУР в таможенном оформлении……………………………………16
Методы СУР, связанные с недостоверным декларированием…………….18
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция применения таможенными органами СУР.docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

Источники информации, используемые для выявления рисков: различные базы данных таможенных органов, оперативная информация, обращения и жалобы граждан и юридических лиц, информация других государственных органов, СМИ, результаты служебных проверок, оперативно-розыскной деятельности, информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, акты законодательства и правовые акты.

ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.

Перед российской таможенной службой поставлена «триединая задача», состоящая из следующих компонентов: всемерное содействие торговле, обеспечение эффективного таможенного контроля, безусловное наполнение доходной части бюджета.

Составляющие «триединой задачи» противоречивы между собой, с точки зрения предыдущей практики организации таможенного контроля. И необходимо найти ту золотую середину, когда можно работать без ущерба для интересов торговли и выполняя задачи государственного контроля.     Это возможно лишь при реализации следующих задач: совершенствование и единообразие применения таможенных процедур, внедрение и дальнейшее совершенствование системы управления рисками, расширение практики применения информационных технологий в процессе таможенного оформления.

Дальнейшее совершенствование системы таможенного контроля, реализация положений Таможенного кодекса, требует от таможенной службы Российской Федерации перехода к новым принципам осуществления таможенного контроля, их максимального приближения к международной практике. Администрирование любого бизнес-процесса строится на системе анализа и управления рисками, т.е. определение приоритетных и ключевых направлениях деятельности и соответствующего распределения имеющихся ресурсов.

Киотская Конвенция говорит, что «Управление рисками в таможенной службе - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля». Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню» . Без применения принципа выборочности невозможно достичь целей, которые ставит руководство ФТС России. Так, например, по результатам реализации кредита Международного банка объем досматриваемых партий товаров должен составить к 2008 году при импорте – не более 10 %, а при экспорте – не более 8 %.  Для достижения указанных целей потребуется разработать единую комплексную систему управления рисками в таможенной службе. До настоящего же времени деятельность по выявлению и минимизации рисков строилась эпизодически, путем разработки отдельных, несвязанных друг с другом и противоречивых технологий. Фактически начало разработки СУР в таможенных органах РФ было положено с принятием приказа ТК России № 465 «О критериях отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска», в котором подготовлена и утверждена Концепция СУР в таможенной службе Российской Федерации. Также с учетом мирового опыта был разработан понятийный аппарат, свод принципов создания СУР и механизмы ее функционирования, такие как профиль риска, анкеты субъектов ВЭД и др.

Нормативными актами дается следующее определения системы управления рисками:

СУР - система таможенного администрирования, обеспечивающая осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанная на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства, имеющих устойчивый характер, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах. Подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения, которых возложено на таможенные органы.

Для разработки и внедрения такой системы необходимо соответствующее обеспечение:

    1. Законодательное.
    2. Организационно-структурное и кадровое.
    3. Методологическое.
    4. Информационное и материально – техническое.
    5. Финансовое.

В рамках решения по ведению централизованного информационного ресурса системы управления рисками, создается автоматизированная информационная система ведения Центрального реестра субъектов ВЭД.

Этот реестр содержит информацию о регистрационных и уставных данных юридических лиц, их учредителях, имеющихся лицензиях и иных разрешительных документах, а также истории их участия во внешнеторговых сделках и ранее совершенных административных правонарушениях. В целях создания агрегированной базы данных о стоимостных характеристиках товаров, зависящих от условий внешнеторговой сделки, предусматривается взаимодействие СУР с автоматизированной системой «Контроль таможенной стоимости».

Для решения задачи информационного обеспечения применения СУР необходимо максимально полно использовать существующий потенциал Единой автоматизированной информационной системы (EAИC) таможенных органов. Уже сегодня центральная база данных ФТС России представляет собой уникальный информационный ресурс. Требуется создать инструменты эффективного использования этих сведений в целях таможенного контроля. Для этого разрабатываются и внедряются в практику информационные системы «Транспорт», «Доход» «Правоохрана», «Контроль таможенного транзита», «Валютный контроль» и другие.

. Важной информационной  составляющей СУР являются сведения, получаемые от участников ВЭД  и международных организаций, таких, например, как Фонд развития российско-американского  экономического сотрудничества, Международный  союз автомобильного транспорта, Международное бюро по борьбе  с мошенничеством и других.

В настоящее время в соответствии с планами развития СУР закончена разработка программных средств для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе таможенного оформления и контроля. Эти программные средства уже разосланы в таможенные органы. Организована доработка систем таможенного оформления и контроля для проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска.

Создание и внедрение в практику работы таможенных органов автоматизированной информационной системы управления рисками (СУР) является приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России в настоящее время и на ближайшие годы. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты. Обобщенная модель функционирования СУР включает в себя:

    1. выявление и оценку рисков;
    2. анализ выявленных рисков и расстановку их приоритетов;
    3. разработку и реализацию мер по минимизации рисков;
    4. измерение результатов эффективности, применения мер минимизации риска.

При этом информационно-техническая компонента системы управления рисками должна обеспечивать возможность корректировки приоритетов при выявлении рисков, исходя из тех задач, которые ставит перед таможенной службой Правительство РФ.

 

 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ  ОФОРМЛЕНИИ.

Анализ рисков – это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле – это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам.

«Анализ рисков» применительно к таможенной сфере является первой частью трехступенчатого процесса, включающего еще проведение досмотров и оценку результатов контроля.

Целью анализа является:

- создание условий для  того, чтобы большая часть товаропотока  беспрепятственно пересекала границы;

- в то же время обеспечить  уплату таможенных платежей;

- обеспечение интересов  участников ВЭД (торгово-политические  мероприятия, защита потребителя, защита  культурного наследия и окружающей  среды);

- обеспечение соблюдения  налогового законодательства и  предписаний в области статистики.

Выделяют следующие этапы проведения анализа риска:

  1. Выявление области риска: например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).
  2. Исследование рисков: предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.
  3. Установление индикаторов риска: индикаторы риска, относящиеся к товарам ,количество товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация, индикаторы риска, относящиеся к участникам ВЭД.
  4. Оценка риска: предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления.

Оценка может проводиться:

- путем установления высокой, средней и низкой степени риска;

- присвоения числовых  значений различными степенями  риска;

- специфические обозначения.

Составление профиля рисков.

Профиль рисков включает в себя следующие элементы:

- описание области риска;

- исследование и оценка  риска и его индикаторов;

- необходимые меры по  контролю;

- время проведения контроля;

- результаты контроля;

- оценка проведенных мероприятий.

Конечным результатом является разработка соответствующей процедуры контроля (например: отбор товара для дополнительной проверки документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению. Далее контроль концентрируется в так называемых «областях риска», где совершение правонарушений наиболее вероятно.

 

МЕТОДЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТОВЕРНЫМ ДЕКЛАРИРОВАНИЕМ.

При таможенном оформлении товаров наибольший удельный вес занимают риски, связанные с недостоверным декларированием сведений о товаре, а именно: недостоверное декларирование стоимости или количества товаров, умышленное использование несоответствующего описанию товара кода, недостоверное декларирование страны происхождения товаров (для импортируемых товаров).

Традиционно, риски недостоверного декларирования в товарном разрезе в Федеральной таможенной службе Российской Федерации оценивались на основе сопоставления данных об экспорте и импорте стран - торговых партнеров. Помимо этого, частично использовался и другой способ - косвенная оценка экспорта и импорта на основе балансовых отношений. Каждый из этих методов обладает определенными достоинствами и недостатками, что не позволяет рассматривать любой из них в отдельности как полноценный методологический подход к выявлению и оценке рассматриваемых рисков. Значительной проблемой, также, является отсутствие необходимых статистических данных на текущий период из-за существенного «отставания» фактической статистики во времени. Так, например, проведение реального сопоставления данных таможенной статистики внешней торговли со странами торговыми партнерами возможно лишь на промежутке времени отстающего от сегодняшнего дня как минимум на 5-6 месяцев. В то же время, при принятии решений по таможенному контролю необходимо учитывать и ближайшую перспективу направлений и масштабов недостоверного декларирования, т.е. необходим прогноз показателей рисков в товарном разрезе с упреждением как минимум до 1 года. Таким образом, исходя из практических потребностей, необходим комплексный прикладной инструментарий, включающий в себя методы обобщенной оценки различными способами существующих рисков недостоверного декларирования и многовариантного прогнозирования сложившейся ситуации, что невозможно реализовать без использования методов вероятностного оценивания и эконометрического моделирования.

Основными методами при оценке таких рисков являются:

- методика оценки теневого  импорта и экспорта России  с использованием метода «зеркальной»  статистики,

- метод определения методологического  порога уровня недостоверного  декларирования товаров, оцениваемого  на основе данных российской  таможенной статистики внешней  торговли и статистических данных  о внешнеторговых потоках стран  торговых партнеров России.

- методика оценки теневого  импорта России балансовым методом  с использованием данных Росстата  о производстве и потреблении  товаров внутри страны,

- комплексный подход к  оценке рисков недостоверного  декларирования товаров, основанный  на агрегировании зарегистрированного  импорта России с оценками  импорта, полученными на основе  метода «зеркальной» статистики  и балансовым методом;

- эконометрическая модель  оценки и прогнозирования рисков  недостоверного декларирования  импорта.

На настоящий момент для оценки уровня недостоверного декларирования товаров в таможенной службе России используется так называемый метод «зеркальной» статистики, который заключается в проведении сопоставительного анализа внешнеторговых товарных потоков России по данным таможенной статистики внешней торговли России и статистики внешней торговли стран ее торговых партнеров. Однако, не следует однозначно утверждать, что расхождения в данных таможенной статистики внешней торговли и статистики стран торговых партнеров являются величиной риска, так как помимо субъективных факторов существует ряд объективных причин, способствующих такого рода расхождениям. К ним следует отнести следующие методологические особенности учета товаров:

- использование различных  систем учета данных. В то время  как ООН рекомендует использовать  общую систему учета данных (хотя  ООН и не утверждает, что общая  система учета является лучшей), некоторые страны используют  специальную систему учета;

- несовпадение в методике  определения статистической стоимости (условия поставки товара ФОБ  и СИФ, национальное законодательство);

- использование различных  способов перевода в валюту  учета;

- различия в периодах  включения данных, относящихся к  одной и той же сделке, в  статистику экспорта и импорта  торговых партнеров;

- различия в определении  страны партнера;

- различия в товарных  классификациях.

Не все перечисленные причины методологических расхождений легко нормализуемы. Нормализация величин расхождений, объясняемых методологическими причинами, усложняется высокой детализацией рисков недостоверного декларирования товаров (товар – страна, страна – товар). Для определения уровня методологического порога расхождений рассматриваются два варианта расчета методологического порога расхождений: путем расчета и нормирования каждой возможной методологической причины для конкретного товара из конкретной страны, а также путем усреднения уровня методологических расхождений для конкретного товара и всех стран за пять лет («пятилетняя средняя»). Следует отметить, что наиболее точным и обоснованным вариантом безо всякого сомнения является первый вариант. Однако основной недостаток этого варианта является невозможность прямого арифметического расчета некоторых методологических причин (например, учет внешнеторговых потоков «третьих» стран, объемы которых для некоторых стран и товаров достаточно существенны). Это во многом ставит под сомнение целостность величины методологического порога недостоверного декларирования товаров, которая в свою очередь, определяет величину самого риска недостоверного декларирования товаров.

Информация о работе Концепция применения таможенными органами СУР