Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране, в 2011г. равен 2.4, и Россия занимает 46-47 место из 91. Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.
К подобным формам воздействия прибегают и заинтересованные руководители контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона.
Глава 2. Общие признаки внешнеэкономических преступлений, связанных с коррупцией в таможенных органах
2.1 Внешнеэкономические преступления.
Закон связывает возбуждение уголовного дела и все последующее производство по нему с обнаружением признаков преступления. В общей форме точнее было бы говорить об обнаружении признаков возможного преступления, поскольку одни и те же признаки бывают свойственны как преступному, так и непреступному деянию.
Признаки преступления могут относиться к любому элементу состава преступления, но обычно их соотносят со способом совершения и сокрытия преступления. Как последствия преступления, его отпечатки в окружающей среде, признаки преступления могут носить как материальный, так и идеальный характер .
Признаки преступления могут
быть обнаружены трояким путем. Во-первых,
их обнаруживают путем проведения оперативно
- розыскных мероприятий, предшествующих
возбуждению уголовного дела. Во-вторых,
их могут обнаружить граждане, а
также представители различных
организаций и предприятий при
проведении проверочных и контрольных
мероприятий и т.п. В-третьих, они
обнаруживаются непосредственно следователем,
прокурором и судом. В большинстве
случаев данные о признаках преступления
входят в состав той исходной информации,
которой располагают
Наиболее практически значимой классификацией следует признать деление признаков на общие и частные. Общие признаки выражают наиболее общие черты, свойства, присущие всем преступлениям данной категории. Частные признаки - это наименее повторяемые в своей совокупности индивидуальные признаки конкретного способа совершения преступления.
В целях наиболее точного и последовательного описания преступлений выделили частные признаки отдельных способов. Здесь же следует выделить общие признаки этих преступлений, которые, в свою очередь, целесообразно классифицировать по источнику их получения на:
2.2 Классификация источников.
1. Полученные в результате анализа внешнеэкономической деятельности региона;
2. Иные данные, полученные в результате анализа сведений оперативно - розыскного характера.
К сведениям, полученным в результате анализа ВЭД региона, относятся:
1. Крайне низкие розничные цены ввезенных на территорию РФ товаров и транспортных средств в регионе по сравнению с другими, соседними регионами, мировыми ценами, ценами официальных дилеров;
2. Низкие цены на эти
товары у отдельных
3. Явное несоответствие
объемов оформляемых в
4. Неоправданно большой
приток в регион товаров из
близлежащих регионов, специально
перемещаемых исключительно с
целью их таможенного
5. Отсутствие динамики
снижения объемов
К сведениям, полученным на основе анализа данных оперативно - розыскного характера, относятся:
1. Данные о формировании
в регионе "черного рынка"
поддельных документов, штампов,
печатей, бланков, их
2. В регионы, где преступления
такого рода "встали на профессиональную
основу", приобрели организованные
формы, с целью незаконного
таможенного оформления
3. Данные о поступающих
запросах, ориентировках из таможенных
и других правоохранительных
органов других регионов о
массовых случаях подделки
4. Данные о привилегированном
положении отдельных
5. Данные о привилегированном положении отдельных таможенных брокеров, владельцев таможенных складов, перевозчиков, фирм, оказывающих консультационные услуги, участников ВЭД и др.
6. Данные о жесткой
конкурентной борьбе между
7. Данные об активизации
организованных преступных
8. Данные в отношении определенного должностного лица таможенного органа либо группы должностных лиц одного отдела и т.п., указывающие на высокий уровень материального благосостояния, резкий рост которого по времени, как правило, совпадает с приходом на работу в таможенный орган, или на определенную должность в нем, или в связи с причастностью к оказанию услуг в сфере таможенного дела заинтересованным лицам.
Все перечисленные сведения, безусловно, необходимо оценивать критически, однако для планирования тактических операций учет их необходим.
Характерно, что обе группы
данных, как правило, уже в избытке
имеются в распоряжении оперативно
- розыскных подразделений
Необходимо также отметить,
что большинство данных из обеих
перечисленных групп легко
Таким образом, данные, полученные в ходе прокурорских проверок, в сочетании с результатами оперативно - розыскных мероприятий образуют наиболее эффективную информационную базу для проведения тактических операций при расследовании должностных преступлений в таможенных органах.
Глава 3. Примеры и методы борьбы с коррупцией в РФ:
3.1 Примеры борьбы с коррупцией в РФ.
Именно эта фраза как нельзя лучше отображает антикоррупционную работу, которая постоянно проводится в Магнитогорской таможне.
Проведение занятий в
структурных подразделениях, семинаров
по теме антикоррупционных технологий
профессиональной деятельности госслужащих
с участием преподавателей Магнитогорского
госуниверситета; анализ информации о
проявлениях коррупции, полученной
от участников внешнеэкономической
деятельности; спецпроверки документов
кандидатов на вакантные должности с целью
выявления связей с преступными сообществами;
разъяснение должностным лицам таможни
необходимость и важность представления
достоверных и полных сведений о доходах
и имуществе – все эти мероприятия проводятся
в профилактических целях и направлены
на предупреждение должностных правонарушений.
С недавнего времени в Магнитогорской
таможне образовано новое подразделение.
Сотрудники отделения по противодействию
коррупции призваны предупреждать и пресекать
коррупционные преступления, защищать
должностных лиц таможни, оказывать содействие
отделу кадров в изучении биографических
данных граждан, желающих поступить на
службу, принимать и анализировать информацию
о попытках вымогательства вознаграждения
за ускорение совершения таможенных операций.
На этой неделе на таможенном посту МАПП Торфяновка Выборгской таможни житель Санкт-Петербурга, осуществлявший перевозку крупногабаритного груза в адрес юридического лица, предпринял попытку подкупа таможенного инспектора, находящегося при исполнении служебных обязанностей
Должностному лицу таможенного поста была предложена взятка в размере 8.000 рублей за незаконный пропуск на территорию Таможенного союза грузового транспорта, не имеющего специального разрешения Минтранса РФ.
В ходе проверки имеющейся информации сотрудниками отдела по противодействию коррупции Выборгской таможни водитель-перевозчик был задержан с поличным, - сообщает пресс-секретарь Выборгской таможни Ирина Мостепанюк.
В настоящее время по факту
дачи взятки проводится проверка. Решается
вопрос о возбуждении уголовного
дела по признакам состава
Росфинмониторинг предлагает ввести тотальный контроль за тем, в чьих интересах осуществляются финансовые операции в России, а также ужесточить ответственность за легализацию криминальных доходов. Согласно пояснительной записке, имеющейся в распоряжении "Коммерсанта", все эти новеллы нужны для "предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов"
В Калининградской областной таможне продолжается активная работа по противодействию коррупции и укреплению служебной дисциплины.
Работа по пресечению преступлений коррупционной направленности является одной из приоритетных в деятельности Алтайской таможни. Данная работа ведется в рамках Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 № Пр-1568, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Перспективного плана Федеральной таможенной службы (ФТС России) по противодействию коррупции в таможенных органах на 2010-2012 г., а также в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
3.2. Меры решения
Меры общего характера
Ликвидация упомянутых выше сопутствующих причин коррупции также относится к антикоррупционным мерам.
Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.
Информационное обеспечение
Открытость ведомственных систем. Прозрачность
происходящих внутри ведомств операций
и надлежащий гражданский контроль может
быть реализован через публикацию и открытое
обсуждение внутриведомственных документов
в общедоступной сети Интернет, что способно
серьёзно пошатнуть фундамент коррупции.
Однако такие механизмы ограничены чрезмерно
жёсткими нормативами по охране коммерческой
тайны или их применение в некоторых ведомствах
связано с необходимостью обеспечения
дополнительных мер по защите персональных
данных граждан и секретных сведений в
оборонных ведомствах и организациях.
Серьёзную проблему для внедрения открытых
информационных систем представляет низкая
компетентность чиновников, которые не
только не в курсе преимуществ свободных
лицензий, но и не способны включить в
государственные контракты требования
об обязательном предоставлении открытого
доступа для чтения к системам управления
версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика
программных продуктов.