Коррупция в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране, в 2011г. равен 2.4, и Россия занимает 46-47 место из 91. Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МИИТ Мурахтин Юрий.docx

— 65.90 Кб (Скачать файл)

К подобным формам воздействия  прибегают и заинтересованные руководители контролирующих органов, влиятельных  кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие признаки внешнеэкономических преступлений, связанных с коррупцией в таможенных органах

2.1 Внешнеэкономические  преступления.

Закон связывает возбуждение  уголовного дела и все последующее  производство по нему с обнаружением признаков преступления. В общей  форме точнее было бы говорить об обнаружении  признаков возможного преступления, поскольку одни и те же признаки бывают свойственны как преступному, так и непреступному деянию.

Признаки преступления могут  относиться к любому элементу состава  преступления, но обычно их соотносят  со способом совершения и сокрытия преступления. Как последствия преступления, его отпечатки в окружающей среде, признаки преступления могут носить как материальный, так и идеальный характер .

Признаки преступления могут  быть обнаружены трояким путем. Во-первых, их обнаруживают путем проведения оперативно - розыскных мероприятий, предшествующих возбуждению уголовного дела. Во-вторых, их могут обнаружить граждане, а  также представители различных  организаций и предприятий при  проведении проверочных и контрольных  мероприятий и т.п. В-третьих, они  обнаруживаются непосредственно следователем, прокурором и судом. В большинстве  случаев данные о признаках преступления входят в состав той исходной информации, которой располагают следователь  или орган дознания к моменту  возбуждения уголовного дела и начала расследования. Велика роль в обнаружении  признаков преступления оперативно - розыскных мероприятий, своевременного получения надежной и полной оперативной  информации.

Наиболее практически  значимой классификацией следует признать деление признаков на общие и  частные. Общие признаки выражают наиболее общие черты, свойства, присущие всем преступлениям данной категории. Частные признаки - это наименее повторяемые в своей совокупности индивидуальные признаки конкретного способа совершения преступления.

В целях наиболее точного  и последовательного описания преступлений выделили частные признаки отдельных  способов. Здесь же следует выделить общие признаки этих преступлений, которые, в свою очередь, целесообразно  классифицировать по источнику их получения  на:

2.2 Классификация  источников.

       

1. Полученные в результате анализа внешнеэкономической деятельности региона;

2. Иные данные, полученные  в результате анализа сведений  оперативно - розыскного характера.

К сведениям, полученным в  результате анализа ВЭД региона, относятся:

1. Крайне низкие розничные  цены ввезенных на территорию  РФ товаров и транспортных  средств в регионе по сравнению с другими, соседними регионами, мировыми ценами, ценами официальных дилеров;

2. Низкие цены на эти  товары у отдельных предприятий,  учреждений, организаций - участников  ВЭД региона на данные товары;

3. Явное несоответствие  объемов оформляемых в установленном  законом порядке товаров в  таможенных органах их количеству  на рынке, объему их перевозок  предприятиями - перевозчиками;

4. Неоправданно большой  приток в регион товаров из  близлежащих регионов, специально  перемещаемых исключительно с  целью их таможенного оформления;

5. Отсутствие динамики  снижения объемов внешнеэкономических  сделок со стороны тех или  иных участников ВЭД региона,  несмотря на введение более жестких условий таможенного оформления этих сделок.

К сведениям, полученным на основе анализа данных оперативно - розыскного характера, относятся:

1. Данные о формировании  в регионе "черного рынка"  поддельных документов, штампов,  печатей, бланков, их изготовлении, размножении за определенную, иногда  фиксированную плату. 

2. В регионы, где преступления  такого рода "встали на профессиональную  основу", приобрели организованные  формы, с целью незаконного  таможенного оформления товаров  и транспортных средств устремляются  заинтересованные лица, преступные  группы из других регионов.;

3. Данные о поступающих  запросах, ориентировках из таможенных  и других правоохранительных  органов других регионов о  массовых случаях подделки вышеперечисленных  средств таможенной идентификации  на товары, оформление которых  в таможенном отношении производилось  либо должно было производиться  в данном регионе;

4. Данные о привилегированном  положении отдельных участников  ВЭД региона (для краткости  далее будем называть их фирмами)  в таможенном оформлении перемещаемых  товаров. Так, в ходе расследования  одного уголовного дела оперативной  проверкой было установлено, что  крупная коммерческая фирма распродает  в регионе бытовую технику  иностранного производства по "демпинговым"  ценам

5. Данные о привилегированном положении отдельных таможенных брокеров, владельцев таможенных складов, перевозчиков, фирм, оказывающих консультационные услуги, участников ВЭД и др.

6. Данные о жесткой  конкурентной борьбе между участниками  ВЭД в этой сфере торгового  оборота, основанной на "завоевании  доверия" у определенных должностных  лиц таможенного органа, включая  конкурентную борьбу между таможенными  брокерами за право заниматься  таможенным оформлением при данном  таможенном органе вообще или  в отношении какой-либо определенной  группы товаров в частности;

7. Данные об активизации  организованных преступных групп  в определенном секторе ВЭД,  о проявляемом с их стороны  интересе к каким-либо внешнеэкономическим  сделкам, оформляемым в таможенном  органе, об их участии в оформлении  и дальнейшем сбыте данных  товаров;

8. Данные в отношении определенного должностного лица таможенного органа либо группы должностных лиц одного отдела и т.п., указывающие на высокий уровень материального благосостояния, резкий рост которого по времени, как правило, совпадает с приходом на работу в таможенный орган, или на определенную должность в нем, или в связи с причастностью к оказанию услуг в сфере таможенного дела заинтересованным лицам.

Все перечисленные сведения, безусловно, необходимо оценивать критически, однако для планирования тактических  операций учет их необходим.

Характерно, что обе группы данных, как правило, уже в избытке  имеются в распоряжении оперативно - розыскных подразделений регионов, в особенности органов ФСБ  и МВД, однако не реализуются, в том  числе и по причине отсутствия методик выявления и расследования  преступлений этой категории, отсутствия практических разработок о тактических  операциях, недостатков межведомственного  взаимодействия и т.п.

Необходимо также отметить, что большинство данных из обеих  перечисленных групп легко добываются средствами прокурорского надзора. Полученные таким путем сведения - наиболее полные, точные и объективные. Причем процесс изучения этих сведений в рамках общенадзорной проверки, как правило, не вызывает подозрений со стороны должностных преступников, не побуждает их принять меры к сокрытию доказательств.

Таким образом, данные, полученные в ходе прокурорских проверок, в  сочетании с результатами оперативно - розыскных мероприятий образуют наиболее эффективную информационную базу для проведения тактических  операций при расследовании должностных  преступлений в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Примеры и методы борьбы с коррупцией в РФ:

3.1 Примеры борьбы с коррупцией  в РФ.

Именно эта фраза как  нельзя лучше отображает антикоррупционную  работу, которая постоянно проводится в Магнитогорской таможне.

Проведение занятий в  структурных подразделениях, семинаров  по теме антикоррупционных технологий профессиональной деятельности госслужащих  с участием преподавателей Магнитогорского  госуниверситета; анализ информации о  проявлениях коррупции, полученной от участников внешнеэкономической  деятельности; спецпроверки документов кандидатов на вакантные должности с целью выявления связей с преступными сообществами; разъяснение должностным лицам таможни необходимость и важность представления достоверных и полных сведений о доходах и имуществе – все эти мероприятия проводятся в профилактических целях и направлены на предупреждение должностных правонарушений. 
С недавнего времени в Магнитогорской таможне образовано новое подразделение. Сотрудники отделения по противодействию коррупции призваны предупреждать и пресекать коррупционные преступления, защищать должностных лиц таможни, оказывать содействие отделу кадров в изучении биографических данных граждан, желающих поступить на службу, принимать и анализировать информацию о попытках вымогательства вознаграждения за ускорение совершения таможенных операций.

На этой неделе на таможенном посту МАПП Торфяновка Выборгской таможни житель Санкт-Петербурга, осуществлявший перевозку крупногабаритного груза в адрес юридического лица, предпринял попытку подкупа таможенного инспектора, находящегося при исполнении служебных обязанностей

Должностному лицу таможенного  поста была предложена взятка в размере 8.000 рублей за незаконный пропуск на территорию Таможенного союза грузового  транспорта, не имеющего специального разрешения Минтранса РФ.

В ходе проверки имеющейся  информации сотрудниками отдела по противодействию  коррупции Выборгской таможни водитель-перевозчик был задержан с поличным, - сообщает пресс-секретарь Выборгской таможни Ирина Мостепанюк.

В настоящее время по факту  дачи взятки проводится проверка. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ.

Росфинмониторинг предлагает ввести тотальный контроль за тем, в чьих интересах осуществляются финансовые операции в России, а также ужесточить ответственность за легализацию криминальных доходов. Согласно пояснительной записке, имеющейся в распоряжении "Коммерсанта", все эти новеллы нужны для "предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов"

 

В Калининградской областной  таможне продолжается активная работа по противодействию коррупции и  укреплению служебной дисциплины.

Работа по пресечению преступлений коррупционной направленности является одной из приоритетных в деятельности Алтайской таможни. Данная работа ведется в рамках Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 № Пр-1568, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Перспективного плана Федеральной таможенной службы (ФТС России) по противодействию коррупции в таможенных органах на 2010-2012 г., а также в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

 

3.2. Меры решения

Меры общего характера

Ликвидация упомянутых выше сопутствующих  причин коррупции также относится  к антикоррупционным мерам.

Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, описывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на органы государственной власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.

Информационное обеспечение граждан. Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав  закон, чётко, лаконично и доходчиво  объяснить гражданам в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником. 
 
Открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах и организациях. Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые не только не в курсе преимуществ свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых на деньги налогоплательщика программных продуктов.

Информация о работе Коррупция в таможенных органах