Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:48, реферат
Краткое описание
Для России военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами является одним из основных приоритетов военно-технической политики государства. Оно позволяет повысить безопасность и обороноспособность страны, экономить расходы и сокращать время на разработку современных дорогостоящих видов продукции военного назначения, дает существенную долю валютных поступлений в госбюджет за счет экспортных поставок продукции военного назначения, обеспечивает занятость большой части трудоспособного населения и способствует сохранению научно-технического и технологического потенциалов российского оборонно-промышленного комплекса.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Международно-договорная система в области военно-технического сотрудничества……………………………………………………………………..4 2. Особенности порядка заключения международных договоров в области военно-технического сотрудничества………………………………………….6 3.Правовые основания возникновения обязательности международных договоров в области военно-технического сотрудничества и вопросы ратификации………………………………………………………………………………..8 4.Вступление в силу международного договора……………………………..11 5.Соотношение международных договоров и норм российского законодательства, регулирующих отношения в области военно-технического сотрудничества………………………………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………16 Список используемой литературы…………………………
Так, Соглашение между Правительством
Федеративной Республики Германия и Правительством
Российской Федерации о совместной стандартизации,
модернизации и материально-техническом
обеспечении самолета МИГ-29 в интересах
третьих стран вступило в силу с даты его
подписания (статья 13).
Соглашение об основных принципах
военно-технического сотрудничества между
государствами-участниками Договора о
коллективной безопасности от 15 мая 1992
г. вступит в силу с даты получения Секретариатом
Совета коллективной безопасности четырех
письменных уведомлений, подтверждающих
выполнение участниками Соглашения внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления
в силу. Необходимой внутригосударственной
процедурой для России стала ратификация
данного Соглашения в форме федерального
закона. Ратификацией Россия подтвердила
обязательность для нее указанного Соглашения,
но само Соглашение еще не вступило в силу[2].
5.Соотношение
международных договоров и норм
российского законодательства, регулирующих
отношения в области военно-технического
сотрудничества.
В соответствии с частью 4 статьи
15 Конституции РФ если международным договором
Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
В случае возникновения коллизии
между нормой российского законодательства
и нормой международного права в области
военно-технического сотрудничества необходимо
выяснить:
являются ли нормы международного
договора самоисполнимыми или нет;
выполнены ли все юридические
условия действия норм международного
права в российской правовой системе.
Самоисполнимыми являются нормы,
формулировки которых "конкретны и
могут применяться: без дальнейшей конкретизации".
"Те договоры, которые не могут быть
осуществлены ни в межгосударственной
сфере, ни во внутригосударственной без
принятия внутригосударственных правовых
актов, относятся к "несамоисполнимым".
Деление не самоисполнимые
и несамоисполнимые нормы международного
права нашло отражение в российском законодательстве,
как одно из условий прямого или опосредованного
действия норм международного права, при
соблюдение остальных юридических условий
их действия. В соответствии с частью 3
статьи 5 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" положения
официально опубликованных международных
договоров Российской Федерации, не требующие
издания внутригосударственных актов
для применения, действуют в Российской
Федерации непосредственно. Для осуществления
иных положений международных договоров
Российской Федерации принимаются соответствующие
правовые акты.
Аналогичная норма содержится
в части 2 статьи 7 Гражданского кодекса
РФ: "Международные договоры Российской
Федерации применяются к отношениям, указанным
в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса,
непосредственно, кроме случаев, когда
из международного договора следует, что
для его применения требуется издание
внутригосударственного акта"[3].
Так, например, Правительство
РФ и Правительство Йеменской Республики
28 марта 1998 г. заключили Соглашение о военно-техническом
сотрудничестве. Однако данное соглашение
содержит, как несамоисполнимые, так и
самоисполнимые нормы. В статье 2 Соглашения
определено, что сотрудничество в области
военно-технического сотрудничества будет
осуществляться в соответствии с национальным
законодательством каждой стороны. Т.е.
конкретные правила поставок продукции
военного назначения должны определяться
законодательством каждого государства.
Для России такой порядок установлен Федеральным
законом "О военно-техническом сотрудничестве
Российской федерации с иностранными
государствами" и Указом Президента
РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953.
В то же время статья 3 названного
Соглашения содержит самоисполнимые нормы,
устанавливающие конкретные правила поставок
российской ПВН. В соответствии с данной
нормой поставки ПВН будут осуществляться
на основании заключаемых Правительствами
России и Йемена соглашений или контрактами.
Т.е. предусмотрено, что одним из возможных
вариантов условия поставок ПВН может
быть межправсоглашение о поставке конкретной
номенклатуры ПВН.
Другим примером самоисполнимой
нормы может служить статья 2 Соглашения
об основных принципах военно-технического
сотрудничества между государствами-участниками
Договора о коллективной безопасности
от 15 мая 1992 г., подписанного 20 июня 2000 г.,
которой определено, что поставки продукции
военного назначения на льготных условиях
осуществляются в целях практический
реализации Договора о коллективной безопасности
от 15 мая 1992 г. в интересах национальных
воинских формирований, выделяемых в состав
многосторонних сил и средств в регионах
коллективной безопасности. Указанные
поставки производятся по контрактам,
заключаемым между субъектами военно-технического
сотрудничества государств-участников
СНГ на основании перечней, согласованных
уполномоченными органами и утвержденных
Советом коллективной безопасности. Указанный
порядок существенно отличается от действующего
в России порядка осуществления ВТС, определенного
Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г.
N 1953. В соответствии с названным Указом
основанием заключения контрактов на
поставку, либо вступления их в силу являются
решения КВТС России (Правительства РФ)
на поставку ПВН, если поставка осуществляется
в соответствии со списками N 1 и N 2, а не
названные перечни ПВН. Данная норма Соглашения
имеет самоисполнимый характер, т.е. не
требует издания внутригосударственного
акта для ее осуществления. В силу того,
что данное Соглашение требовало изменения
действующего законодательства о военно-технического
сотрудничестве, а также в силу того, что
регулирует отношения, вытекающие из Договора
о коллективной безопасности, на основании
статьи 15 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации" указанное
соглашение ратифицировано в форме федерального
закона. Более того, несмотря на то, что
указанный порядок, определенный международным
договором, не соответствует Указу Президента
РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953, при соблюдении
всех необходимых условий, обеспечивающих
действие международных договоров, на
основании статьи 15 Конституции РФ он
должен иметь приоритет перед порядком,
установленным внутригосударственным
законодательством (Указ N 1953).
Однако необходимо иметь ввиду,
что существует различие между такими
правовыми явлениями, как признание обязательности
международного договора, в данном случае,
она признана на основе ратификации, и
действием международного договора.
Условием действия самоисполнимых
норм международных договоров является
их официальное опубликование (часть 3
статьи 5 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации"). Однако
указанное Соглашение в настоящее время
официально не опубликовано. Опубликование
федерального закона о ратификации указанного
Соглашения не тождественно опубликованию
самого Соглашения, в силу чего пока преждевременно
говорить о непосредственном действии
самоисполнимых норм указанного Соглашения[3].
Заключение
Нормативно-правовое
регулирование военно-технического сотрудничества
имеет существенные пробелы в предмете
правового регулирования. Понятие военно-технического
сотрудничества ограничивается сферой
международных экономических отношений,
вследствие чего неоднозначно определен
субъектный состав правоотношений. Такая
ситуация неизбежно порождает серьезные
противоречия при практическом осуществлении
международного обмена продукцией военного
назначения между органами государственного
управления и хозяйствующими субъектами,
с одной стороны, и между федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
управление различными аспектами военно-технического
сотрудничества - с другой.
Основным правовым
документом, регулирующим сделки в военно-технической
сфере, является Конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров,
подписанная 11 апреля 1980 г. В Конвенции
закреплено юридическое понятие международной
купли-продажи товаров, нормы, регламентирующие
порядок заключения контрактов между
отсутствующими сторонами, определены
форма контрактов, права и обязанности
продавца и покупателя, возникающие из
сделки, ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение контрактов.
Конвенция применяется к договорам купли-продажи
военной продукции между сторонами, коммерческие
предприятия которых находятся в разных
государствах, если эти государства являются
участниками Конвенции (например Китай,
являющийся крупнейшим импортером российской
военной продукции); когда, согласно нормам
международного частного права, применимо
право договаривающегося государства
.
Список используемой
литературы
1. Федеральный закон
от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами".
2. Кудашкин
В.В. Научно-практический комментарий
к Федеральному закону «О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами» (постатейный).
- М.: 2011.
3. Кудашкин В.В. Военно-техническое
сотрудничество Российской Федерации
с иностранными государствами: принципы
государственной политики // Право и политика.
- М.: Nota Bene, 2011, № 1. - С. 111-120
4.Запреты и ограничения
внешнеторговой деятельности [Электронный
ресурс] / П. А. Баклаков [и др.], 2012