Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель курсовой работы: оценить роль международных конвенций и соглашений для РФ и провести их сравнительный анализ с законодательством РФ в области таможенного дела.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить историю развития международных таможенных отношений
Описать международные организации в области таможенного дела
Охарактеризовать основные международные конвенции и соглашения в области таможенного дела.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ. 4
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. 4
1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. 14
2.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ УПРОЩЕНИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР (КИОТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 1973 Г. 14
2.2. ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ (КОНВЕНЦИЯ МДП 1975 Г.). 17
2.3.ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ О КАРНЕТЕ АТА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА 1961 Г. И КОНВЕНЦИЯ О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ ТОВАРОВ (СТАМБУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ) 1990 Г. 21
2.4. ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ 23
ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. 23
2.5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАМКАХ СНГ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в порядке исключения.
Система TIR имеет явные
преимущества для таможенных органов,
поскольку она сокращает число
обычных требований, предусмотренных
процедурами национального
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г. имеет целью обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства-участники. Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.
В Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ.
Россия присоединилась к этой Конвенции 2 ноября 1995 г. Всего к Конвенции к настоящему моменту присоединилось свыше 60 государств.
Важность Конвенции состоит в том, что она позволяет использовать карнеты как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.
Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) 1990 г. принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.
Конвенция определяет, что государство-участник имеет право обусловить временный ввоз товаров и транспортных средств предъявлением таможенного документа и предоставлением гарантий, а также возможности идентификации товаров и транспортных средств по окончании временного ввоза.
Товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения целей временного ввоза. Этот срок оговаривается в каждом приложении. Таможенные органы могут устанавливать более поздний срок вывоза.
Товары, ввезенные в соответствии с определенной процедурой временного ввоза, могут быть обратно вывезены одной или несколькими партиями.
Россия в 1995 г. присоединилась к Конвенции и к следующим приложениям:
Приложение А — о документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты СРО). Согласно данному приложению документом временного ввоза является международный таможенный документ, приравненный к таможенной декларации, который позволяет идентифицировать товары и транспортные средства и включает международно-действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов;
Карнет АТА — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров (но не транспортных средств);
Карнет СРО — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств;
Приложение Б. 1 — о товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях и им подобных мероприятиях;
Приложение Б.2 — включает профессиональное оборудование;
Приложение Б.З — о контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией;
Приложение
Б.5 — о товарах, ввезенных для образовательных,
научных или культурных целей.
Достаточно активно
международное право
Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 10—13 статей.
В качестве примера рассмотрим некоторые наиболее типичные двусторонние договоры в области таможенного дела с участием России.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, подписанное 13 августа 1997 г. Главной целью подписания этого соглашения было координирование борьбы с таможенными правонарушениями и, при этом, упрощения таможенного оформления и таможенных процедур.
В соответствии с этим Соглашением стороны через свои таможенные службы: облегчают и ускоряют пассажирское и грузовое сообщение; принимают согласованные меры упрощенного таможенного оформления (например, путем введения единообразных бланков таможенных документов на обоих языках); предотвращают, расследуют, а также пресекают нарушения таможенного законодательства.
Особо Соглашением определяются формы взаимодействия. Таможенные службы обмениваются опытом, касающимся их деятельности, сообщают друг другу о существенных изменениях законодательства своих стран и о применяемых ими технических средствах и методах.
Предусмотрена и такая
специфическая форма
Соглашение регламентирует метод (форму) контролируемой поставки. Таможенные службы могут по взаимной договоренности использовать метод контролируемой поставки товаров и предметов, являющихся предметом незаконного оборота с целью выявления и разоблачения лиц, вовлеченных в этот незаконный оборот.
Регламентировано также предоставление информации. Таможенные службы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу всю информацию, которая может помочь в обеспечении: взимания таможенными службами таможенных пошлин, налогов и других сборов и, в частности, информацию, которая может помочь в оценке таможенной стоимости товаров и установлении их тарифной квалификации; применения национальных правил происхождения товаров. Предусмотрена информация и о других действиях.
Соглашение устанавливает также исключения из обязательств по оказанию содействия. А именно: в тех случаях, когда таможенная служба запрашиваемой стороны полагает, что предоставление информации или иное выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или любым иным жизненно важным интересам государства, она может полностью или частично отказать в содействии либо оговорить его определенными условиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемое Соглашение регулирует вопросы сотрудничества, касающиеся различных аспектов таможенного дела: правоохранительной деятельности таможенных органов, таможенных платежей, борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил, информирования и консультирования и других аспектов.
Приведенное Соглашение является типичным. Остальные акты подобного рода в целом схожи с ним, однако каждый из них имеет и определенную специфику.
Так, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, подписанное 25 марта 1997 г., включает в сферу своего действия такие вопросы, как обучение кадров, обмен специалистами, а также некоторые иные формы международного таможенного сотрудничества, которые могут потребовать их совместных действий.
Соглашение между Российской Федерацией и Турецкой Республикой от 16 сентября 1997 г. содержит особые положения о борьбе с незаконным оборотом товаров, имеющих особо важное значение. Они касаются передачи сторонами друг другу информации о перемещении товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами или налогами; перемещение товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям, в соответствии с особыми перечнями, утвержденными таможенными ведомствами сторон Соглашения.
Помимо вышеупомянутых существуют двусторонние соглашения по таможенным вопросам между Россией и целым рядом государств: Германией, Македонией, Словакией, Чехией. Их структура и положения в целом схожи с описанными выше актами международного права.
Наиболее тесное международное сотрудничество в сфере таможенного дела осуществляется нашей страной в рамках Содружества Независимых Государств. Входящие в СНГ при создании этой конфедерации государства исходили, помимо прочего, из желания сохранить единое таможенное пространство.
Создание в рамках СНГ особой международной таможенной организации было одной из главных целей сотрудничества стран СНГ в таможенной сфере. Однако его создание столкнулось с целым рядом проблем. Признавая необходимость этой организации, страны — участники СНГ в течение долгого времени не могли прийти к консенсусу по поводу конкретных условий создания такой организации. В результате в создании Таможенного союза, задуманного в начале для всех стран СНГ, произошли сбои, некоторые государства стали его игнорировать. Внутри Содружества стал происходить процесс дифференциации, регулирование внешнеэкономических связей между государствами — участниками Содружества не было единообразным. В результате Таможенный союз, который охватил бы все страны СНГ, до сих пор так и не создан.
20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. В 1996 г. к этому договору присоединилась Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан.
Таможенный союз представляет
собой экономическое
В указанном соглашении выделяются основные принципы существования и деятельности Таможенного союза:
Принципы деятельности Таможенного союза определяются его целями. Целями Таможенного союза являются:
- обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса стран-участниц путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
- гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
- укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
- создание условий для формирования общего экономического пространства, для выхода государств -членов Таможенного союза на мировой рынок.
Для достижения
указанных целей государства-
Следует отметить, что реализация положений Соглашения о Таможенном союзе государствами-участниками осуществлялась сложно и противоречиво. И фактически до сих пор формирование Таможенного союза не закончено.
Тем не менее создание
Таможенного союза
26 февраля 1999 г. руководители
государств — участников Таможе