Методологические основы управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Перед таможенной службой Российской Федерации в настоящее время стоит ряд важнейших задач:
- всемерное содействие торговле, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Российской Федерации;
- осуществление таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;
- наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Все вышеуказанное говорит об актуальности выбранной темы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности управления в таможенных органах…………………………………………………………………….5
1.1Сущность и функции управления в таможенных органах………………5
1.2 Современное состояние управления в таможенных органах и задачи его совершенствования……………………………………………………......8
Глава 2. Методологические основы управления в таможенных органах……………………………………………...16
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах…………………………………………16
2.2 Принципы организации управления в таможенных органах…………27
2.3 Пути совершенствования управления в таможенных органах……….31
Заключение……………………………………………………………...39
Список использованных источников……………………......41

Вложенные файлы: 1 файл

Upravlencheskaya_deyatelnost_v_tamozhennykh_org (1).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Четвертая особенность - низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:

- своевременное доведение  решений до исполнителей для  предупреждения потери принятым  управленческим решением своей  актуальности;

- повышение мотивации  через расширение привлечения сотрудников к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений;

- формирование общественного  мнения по проблемам через  средства массовой информации, проведение  конференций, семинаров, симпозиумов;

- создание системы кадрового  обеспечения реализации решений;

- организация контроля  за траекторией движения решения, что позволит руководству вносить  своевременно коррективы в принятые  решения.

Процесс подготовки решений представительного органа предусматривает следующие процедуры:

- каждый предлагаемый  проект решения выносится на  рассмотрение в письменном виде  в соответствии с утвержденной  формой;

- решение не должно  содержать более одного вопроса, смысл которого должен быть  отражен в заголовке решения;

- любое решение, которое  вносит поправки или отменяет  ранее принятые решения, должно  предусматривать дословное изложение  вопросов для изъятия и включения  в новое решение.

При решении особо важных вопросов жизни всей таможенной системы принятию решения должно предшествовать его широкое обсуждение в СМИ и на публичных слушаньях. Подлежат обязательной публикации решения по вопросам бюджета муниципального образования, налогов, сборов и пошлин, норм, порядков и правил. Каждое решение (за исключением специально оговоренных) вступает в силу в течение 30 дней после принятия или с момента его опубликования в СМИ.

 

2.2 Принципы организации управления в таможенных органах

 

Организация процесса управления - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления; целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социальной системе и задачами неуклонного повышения эффективности управления. Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение работ в пространстве и во времени.

Организация процесса управления включает: установление необходимой последовательности выполнения различных его циклов, этапов, стадий и фаз; определение временных границ выполнения операций определенного вида и их группировку; четкое поступление достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого этапа процесса управления и всех его операций; установление порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления; определение процедур процесса управления обязательных операций для определенного вида работ (операций согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.) [7].

Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз.

Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации всех общих функций управления (анализ и прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль).

Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, системы планирования, учетов, системы оценки и стимулирования деятельности должностных лиц, информационное, кадровое обеспечение и др.

Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом - осуществляется управление ходом ее функционирования.

Каждый этап состоит из стадий - времени, необходимого для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, различают следующие стадии процесса управления: анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля.

Каждая стадия состоит из различного количества фаз управления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной операции (управленческой работы).

Таким образом, по своему содержанию процесс управления является достаточно сложным. Он идентичен для управления любыми социальными системами. Кроме того, он остается неизменным к любым условиям.

Применительно к управлению оперативно-служебной деятельностью в таможенных органах общие функции управления реализуются через: анализ и оценку таможенной оперативно-служебной обстановки и прогнозирование; принятие управленческих решений по проблеме и планирование, организацию исполнения решений и планов; регулирование; учет, контроль и оценку результатов работ) и образует цикл управления оперативно-служебной деятельностью.

Анализ и оценка таможенной оперативно-служебной обстановки и прогнозирование неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность [20, c. 85].

Оценка таможенной оперативно-служебной обстановки (далее ТОСО) является ядром, стержнем информационного обеспечения управления таможенной деятельностью и в этом качестве логически входит в систему функций управления.

В процессе оценки ТОСО субъект управления решает следующие задачи обеспечение постоянного информационного слежения и контроля за состоянием и развитием ТОСО; выявление и осознание характера возникающих проблем в процессе развития ТОСО; определение степени реальной или потенциальной угрозы со стороны противника, а также возможностей, путей и средств ее устранения.

Как процесс, оценка ТОСО включает в себя следующие этапы: определение цели и задачи оценки ТОСО; изучение банка данных, содержащих сведения об ТОСО (элементы, факторы, условия, конкретные события); анализ элементов ТОСО и синтез аналитических данных; формирование на основе критериев и их показателей оценочных суждений и прогностических выводов о состоянии и тенденциях развития ТОСО, ее динамике.

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

- обслуживаемые участники ВЭД;

- тактика и устремления некоторых участников ВЭД, постоянно, злостно и умышленно нарушающих таможенное законодательство и их пособников;

- контрабандистов и их пособников;

- околотаможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы;

- сведения об их устремлениях, замыслах, планах, времени, месте и тактике осуществления преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела;

- силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных задач и функций;

- возможности использования других правоохранительных и контролирующих органов, ведомств и организаций по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела;

- общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов, а также по борьбе с международным терроризмом;

- среда, в которой осуществляется функционирование таможенного органа.

Поскольку сама ТОСО представляет собой систему взаимосвязанных элементов, то и вырабатываемые оценки также должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любая оценка одного из элементов ТОСО должна быть согласована и взаимосвязана с оценками других элементов.

Формирование оценочных выводов должно проводиться в соответствии с содержанием тех критериев, которые были приняты за основу их получения. В оценках необходимо отражать те признаки и факты, которые имеют существенное значение для решения тех задач, ради которых они проводились.

По форме изложения результат оценки ТОСО излагается устно или письменно.

В устной форме оценка излагается в виде суждений, выводов, мнений, утверждений, гипотез и др.

В письменной форме оценка излагается в справках, докладах и проведенных аналитических исследованиях ТОСО, в отчетах, решениях коллегии ФТС России и РТУ, приказах, распоряжениях и указаниях, прогнозах развития ТОСО и др. документах.

С точки зрения периодичности оценка ТОСО может быть ретроспективной, текущей, итоговой и прогностической.

 

2.3 Пути совершенствования управления в таможенных органах

 

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. От грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета.

Среди нерешенных проблем таможенной системы можно назвать следующие:

- занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;

- неразвитость системы  информирования о ценообразовании;

- низкая эффективность  контроля на основе методов  аудита;

- низкий уровень взаимодействия  оперативных подразделений таможенных  органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;

- недостаточная подготовленность  кадров, особенно специалистов в  области управления, контроля и  анализа информации;

- низкий уровень социальной  защищенности должностных лиц  таможенных органов;

- высокий уровень коррупции.

Принятием Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года, были созданы необходимые предпосылки для последующих системных изменений в организации таможенного дела России [10].

Развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение.

Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками. Человеческий фактор в ряде случаев остается определяющим, но с помощью системы управления рисками можно свести к минимуму возможные риски, возникающие при таможенном оформлении.

Эта технология отрабатывается пока в экспериментальном режиме, однако в дальнейшем планируется создать гибкую, но жестко централизованную систему контроля и управления, основу которой будет представлять Операционный центр по обработке информации и принятию решений. Главной задачей Центра будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками, выдача оперативных ориентировок таможенным органам, а также информационный обмен с другими контролирующими органами. В Центр будет поступать информация от зарубежных таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности в рамках предварительного информирования о поставках товаров на территорию России, от других контролирующих органов. Сложность этой проблемы заключается в объективности и достоверности информации, поступающей в базу данных, которая должна быть единой для всех контролирующих органов. Достоверные данные в одинаковой степени необходимы как таможенникам, так и налоговикам и другим ведомствам, заинтересованным в получении необходимой информации в автоматическом режиме реального времени. В связи с вышеизложенным, важно принципиально решить вопрос о создании Единой базы контролирующих органов.

Очень важным направлением дальнейшего совершенствования управления таможенными органами является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры региональных таможенных управлений и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время идет модернизация информационных систем таможенных органов России. Перед разработчиками поставлены две основные проблемы:

- внедрение международных  стандартов по обработке документации  при таможенном контроле;

- повышение исполнительской  дисциплины налогоплательщиков, то есть уход от нелегальных схем минимизации платежей, связанных с таможенным оформлением товаров [13, c. 96].

Отмечается позитивная тенденция в работе оперативных подразделений по выявлению преступлений.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.

Основные усилия в кадровой работе направлены на кадровое обеспечение таможенных органов региона. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров.

Дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров. В результате работы по новому Таможенному кодексу можно с уверенностью утверждать о становлении рынка брокерских услуг в области таможенного дела с учетом современных требований изменившегося законодательства. Основным инструментом стала система поручительства общественных объединений таможенных брокеров. По оценке ФТС России услугами поручителей предпочитает пользоваться подавляющее большинство таможенных брокеров. Вместе с тем наблюдается тенденция снижения доли товаров, декларируемых таможенными брокерами, хотя количество лиц, включенных в реестр таможенных брокеров, стабильно растет. Это может служить показателем недостаточного внимания и поддержки со стороны государства в лице контролирующих органов по отношению к законопослушным участникам внешнеэкономической деятельности, оказывающим услуги в области таможенного дела [11, c. 125].

В июне 2005 года на ежегодной сессии Совета таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации приняты «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли». Семнадцать стандартов сгруппированы в два блока: стандарты взаимодействия таможенных администраций и стандарты взаимодействия таможни и торговли.

Информация о работе Методологические основы управления в таможенных органах