Направления основных грузопотоков (пассажиропотоков) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:56, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день Россия располагает всеми современными видами транспорта, транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны. Транспортный комплекс

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Транспортная инфраструктура России……………………………..5
1.1 Понятие и значение транспортной инфраструктуры…………………….5
1.2 Исторические аспекты развития транспортной системы в России…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Основные направления грузопотоков (пассажиропотоков) в России………………………………………………………………………… 15
2.1Основные грузопотоки……………………………………….……………15
2.2Основные показатели пассажирских перевозок…………………..……..19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемых источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ !!!!!.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

С начала XX в. и до вступления России в первую мировую войну  в августе 1914 г. продолжалось ускоренное развитие железнодорожного транспорта. На его долю в 1913 г. приходилось 74% грузов. Железнодорожный транспорт был одним из основных потребителей капитала – с 1903 по 1913 гг. в него было вложено 2002 млн рублей. Для сравнения: всей промышленности за тот же период было выделено 2230 млн рублей, а стоимость всех отечественных речных и морских торговых судов (паротепловых и парусных) вместе с осуществленными вложениями во внутренние водные пути к началу войны не достигала и 700 млн рублей. При этом государство было наиболее крупным собственником транспортных средств, особенно в сфере железнодорожных перевозок. Так, казенные дороги в 1913 г. перевезли 75,1% всех коммерческих грузов. К этому же времени относится и возникновение в России автомобильного транспорта. С 1909 по 1917 гг. за рубежом было закуплено 39440 автомобилей и еще 600 произведено внутри страны. В начале XX в. появился воздушный транспорт. Во втором десятилетии уже было около 300 аэропланов. Авиация еще не использовалась в хозяйственной деятельности, кроме перевозки почты.

Первая мировая и гражданская  войны разрушительно сказались  на транспорте – более 60% железных дорог, 90% паровозов и 80% вагонов были выведены из строя. В 1920 г. положение дел несколько  улучшилось. Было отремонтировано 9377 паровозов, введено в эксплуатацию 197 км новых железных дорог, восстановлено, правда, облегченным способом, 978 железнодорожных мостов. Но, в общем, к концу гражданской войны среднесуточный пробег вагонов и паровозов (грузовых и пассажирских) сократился более чем в три раза, железнодорожные перевозки упали до уровня 90-х годов, а речные – до уровня 80-х годов XIX в. и составили соответственно в 1920 г. 30,4 и 24,3% от уровня 1913 г., а на морских перевозках и того меньше – 21,4%.7

Переход на мирные рельсы и  введение в 1921 г. новой экономической  политики (НЭП) в стране позволили  приступить к восстановлению разрушенного войной производственного потенциала, хотя и на старой технической основе. На транспорте к концу 1926 г. было построено и сдано в эксплуатацию 3835 км новых железных дорог. Возросли поставка из-за рубежа и отечественное производство паровозов , заложены первые морские транспортные суда, ввезено из-за границы 4004 и изготовлено внутри страны 492 автомобиля и т.д.

Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), составленный к концу 1920 г. во многом определил и направление  дальнейшего развития транспорта. По ГОЭЛРО “основой коренной реконструкции  промышленности должна стать единая транспортная система, охватывающая железнодорожные магистрали и сеть морских и речных путей”. Намечалось электрифицировать 3,5 тыс. км железных дорог и одновременно построить 25–30 тыс. км новых путей. Предусматривалось снижение стоимости перевозок, рост пропускной и провозной способности транспорта.8

За годы Великой Отечественной  войны было разрушено примерно 47% железных дорог, 650 только больших мостов, повреждено более 60% железнодорожных  станций и вокзалов. Примерно пятая  часть флота Наркомвода была за эти  годы уничтожена и затоплена. Численность автопарка, находившегося в эксплуатации в 1940 г., уже к концу 1941 г. сократилась наполовину. Восстановление транспорта заняло несколько послевоенных лет, а на железнодорожном транспорте – примерно до конца 1948 г.

В сентябре 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о широком развитии на железных дорогах страны электрической и тепловозной тяги. Генеральным планом электрификации железных дорог на 1956–1970 гг. предусматривалось перевести на электрическую тягу 40 тыс. км железных дорог.

С 1960 по 1980 гг. произошла полная замена паровозов тепловозами и  электровозами, самолетов с поршневыми двигателями на реактивные, в основном было завершено оснащение речных и морских судов дизельными установками  и внедрение мощных специализированных грузовых автомобилей, комфортабельных скоростных автобусов и авиалайнеров (серии АН, ИЛ, ТУ и др.), налажено массовое производство для населения легковых автомобилей (Волга, Жигули и др.), заметно расширилось и улучшилось состояние автодорожной сети, трубопроводных систем, были разработаны и внедрены на транспорте автоматизированные системы управления и плановых расчетов.

В судостроении был освоен выпуск нового типа судовых  дизельных установок (22–30 тыс. кВт), построены мощные специализированные суда: контейнеровозы, лихтеровозы, танкеры, суда на воздушной подушке, огромные ледоколы с экономичными атомными силовыми установками и др. В автомобильной промышленности были выпущены мощные и сверхмощные самосвалы.

В 1956 г. самолетом  Ту-104 была открыта эра гражданской  реактивной пассажирской авиации.

В 1946–1950 гг. на внутреннем речном транспорте одновременно с тем, что было построено и  восстановлено 400 самоходных судов  и 1100 несамоходных металлических барж, на 5,2 тыс. км увеличилась длина причального фронта в речных портах, восстановлено сквозное движение по Днепру и Мариинской системе, завершено восстановление Беломорско-Балтийского и Днепро-Бугского каналов, существенно улучшено судоходство на малых реках и т.д. В послевоенный период в связи с освоением богатых нефтяных и газовых месторождений, прежде всего сибирских, по существу был создан магистральный трубопроводный транспорт. Постепенно было освоено строительство трубопроводов высокого диаметра и повышенного давления.

В последнее  десятилетие XX в. в стране были проведены  радикальные экономические реформы, нацеленные на переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к  децентрализованной рыночной. В ходе этих реформ были проведены: либерализация основной части цен на ресурсы и продукты (товары и услуги), глобальная приватизация государственной собственности, ликвидирована монополия внешней торговли.

Таким образом, еще в XVIII в. придавалось огромное значение транспортной инфраструктуре, были приняты правила построения дорог. К началу ХХ века транспорт России включал в себя традиционные виды гужевого и водного транспорта, слаборазвитую сеть шоссейных дорог и находившийся в процессе интенсивного развития железнодорожный транспорт. Остальные виды транспорта (автомобильный, городской электрический и др.) находились по существу лишь в процессе зарождения или становления. Большое влияние оказали две мировые войны, пришлось пройти сложный путь восстановления. С развитие России вводились в действия новые дороги, совершенствовалась существующая транспортная инфраструктура.

 

 

Глава 2. Основные направления грузопотоков (пассажиропотоков) в России

2.1 Основные грузопотоки

Грузопотоком  называется количество грузов в тоннах, перевозимых в одном направлении за определенный период времени. Грузопоток состоит из различных грузов, структура которых подразделяется на три вида: отраслевую, групповую и родовую.

Отраслевая  структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например, продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности.

Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.).

Родовая структура  характеризуется распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой  тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также  выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

Для изучения грузопотоков составляют шахматные (косые) таблицы, в которых устанавливают корреспонденцию  между грузоотправителями и грузополучателями. Графически грузопотоки могут быть представлены в виде эпюр, схем или картограмм.

Рассмотрим  построение эпюры грузопотока на автомобильном транспорте. Эпюру  строят в координатах «объем перевозок Q, т, «расстояние» L, км. Значение Q откладывают по оси ординат, L – по оси абсцисс в соответствии с выбранным масштабом.

 

Пункт отправления

Пункт назначения

Всего отправлено, т

А

B

C

D

А

200

500

700

В

100

200

300

С

500

100

300

900

D

500

400

900

Всего

1000

300

500

1000

2800




Таблица 1 –  Эпюра грузопотока на автомобильном  транспорте

 

Эпюра имеет прямое и обратное направление движения грузов. Прямым направлением считается то, по которому следует наибольшее количество грузов. Отношение размера грузопотока в прямом направлении к размеру грузопотока в обратном направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.

Объем грузов, перевозимых  в прямом направлении, откладывают  вверх от нулевой отметки, а в  обратном – вниз от неё. Для условий, приведенных в табл. 1, прямое направление: DA = ВА + СА + DA + СВ + DC =500 +500 + 100 + 400 = 1500 т, обратное: AD = АВ + АС + AD + ВС т BD + CD = 200 + 500 + 100 +200 + 300 =1300 т.

Отсюда коэффициент  неравномерности грузопотоков: з= Qnp/ Qоб =1500 /1300 =1,15.

Построение  эпюры начинают с грузопотока, идущего  от пункта D, т.е. самого дальнего, к пункту А. При масштабе 1 см = 200 т на графике откладывают от нулевой отметки 2,5 см и проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с ординатой точки А.

Полученное  пространство между осевой и проведенной  линией заштриховывают (различно по участкам).

Затем откладывают  грузопоток объемом 500 т, следующий  из С в А, и проводят линию от ранее отложенной и параллельную ей до пересечения с ординатой  точки А. Полученное пространство также заштриховывают. Аналогично откладывают и следующие грузопотоки. Нижняя часть строится таким же способом, как и верхняя. Полученная эпюра (рисунок 1) предоставляет собой графическое изображение грузопотоков на данном участке трассы.

 

Рисунок 1 –  Эпюра грузопотоков

 

Эпюры грузопотоков дают возможность определить:

  • количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него;
  • объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии;
  • среднее расстояние перевозки грузов.

Они также помогают выявить нерациональные встречные  перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Грузопотоки могут быть изображены в виде схемы. Для этого  используется карта района перевозок, на которую нанесены пункты или микрорайоны  отправления и назначение груза, т.е. грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Карту района перевозок делят на квадраты последовательным нанесением на равном расстоянии взаимно перпендикулярных линий. Полученные таким образом квадраты кодируют в буквенно-цифровой системе (по типу шахматной доски): по горизонтали – буквы, по вертикали – цифры. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления в пункты назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.

Грузопотоки могут также  иметь вид картограммы. Картограмма – это графическое изображение грузопотоков на карте по действительным путям перемещения грузов.

При помощи схем и эпюр создается наглядная схема перевозок  между пунктами отправления и  назначения грузов, определяется транспортная работа, устанавливается наиболее выгодное расположение стоянки автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальные.

 

 

2.2 Основные  показатели пассажирских перевозок

 

Пассажирские  перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.

 Для того, чтобы оценить работу подвижного  состава, а также своевременное  выполнение всех его функций  используют технико-эксплуатационные  показатели, которые подразделяются  на количественные, качественные  и экономические.

 Количественные  показатели:

- отправление  пассажиров (этот показатель характеризует  объем работы сети, дорог или  отделений дорог по перевозке  пассажиров; количество отправленных  пассажиров определяется по числу  проданных билетов);

- пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

- работа подвижного  состава (поездокилометры). Вычисляется  умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

- число используемых  составов для обеспечения данного  объема пассажирских перевозок.

Качественные  показатели:

- участковая  скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

Информация о работе Направления основных грузопотоков (пассажиропотоков) в России