Научно-технический прогресс в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть таможенные органы как субъект правоохранительной деятельности и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития данного вида деятельности таможенных органов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
- исследовать механизм осуществления данной деятельности таможенных органов;
- изучить тенденции развития правоохранительной функции таможенных подразделений на современном этапе;
- указать на проблемные вопросы темы исследования и проследить возможные пути их разрешения;

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3
Глава 1 Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
1.1 Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности таможенных органов РФ………………………………………………………….5
1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов. Структура подразделений ФТС в области охраны права………..9
1.3 Дознание в таможенных органах………………………………………11
1.4 Оперативно – розыскная деятельность таможенных органов: правовая основа и принципы…………………………………………………………….19
Глава 2 Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном этапе
2.1 Борьба с нарушением таможенных правил………………………….26
2.2 Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов: основные направления и важные вопросы…………………………………….32
2.3 Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами Российской Федерации…………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………...………39
Список используемой литературы……………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

- 72,92 гр. героина;

- 6,86 гр. опия,

а также 7157,4166 гр. сильнодействующих веществ (клофелин, тестостерон, метандиенон, диазепам, станозалол, оксандролон, тренболон ацетат, болденон, болденонундецилеат).

За наркопреступления  задержано 10 лиц, из которых 7-граждане РФ и 3 гражданина СНГ.

Дознание в системе  таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оперативно – розыскная деятельность таможенных

органов: правовая основа и принципы

 

Оперативно-розыскная  деятельность (ОРД) – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В настоящее время  преступления в сфере таможенного  дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным  преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии с ТК ТС и Федеральным законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

Оперативно-розыскная  деятельность является видом государственной  деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Из данного определения следует, что оперативно-розыскной деятельностью может заниматься только узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом.

Данный вид государственной  деятельности регулируется в своей  основе законом. Нормативные акты в  этой области, издаваемые руководителями ведомств, наделенных правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью, не должны выходить за пределы их компетенции и противоречить законам, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Как указано в законе, оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен негласный характер.

К гласной форме оперативно-розыскной  деятельности прибегают в тех  случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.

Оперативно-розыскная  деятельность близко примыкает к  уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения.

Оперативно-розыскная  деятельность осуществляется на фундаментальной  правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных  и негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Прокуратура выступает как орган  надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подлежат обязательному исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Иными правовыми актами в области  оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе руководителя ФТС РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Нормативные акты в области  оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» таможенные органы, осуществляющие ОРД, имеют право:

1) проводить гласно  и негласно оперативно-розыскные  мероприятия (опрос граждан, наведение  справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент);

2) сотрудничать с лицами, изъявившими желание содействовать  органам, осуществляющим ОРД;

3) использовать в ходе  оперативно-розыскных мероприятий  служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства, иное имущество частных лиц;

4) использовать в целях  конспирации документы, зашифровывающие  личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств таможенных органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе;

5) создавать предприятия,  учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения оперативно-розыскных задач.

В соответствии с ТК ТС и пунктом 6 ст. 13 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе таможенных органов сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной безопасности, которые функционируют в структуре ФТС РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и замыкаются на руководство ФТС РФ.

Другие подразделения ФТС РФ не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно, прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей повседневной служебной деятельности.

Принципами оперативно-розыскной  деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.

Ст. 3 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" называет следующие принципы: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и негласных методов деятельности. Сущность этих принципов такова:

1. Принцип законности  состоит в том, что должностные  лица, осуществляя оперативно-розыскные  мероприятия, должны строго выполнять все требования Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты, регулирующие данную специфическую деятельность.

Согласно ч. 9 ст. 5 указанного закона оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением данного закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.

2. Принцип уважения  прав и свобод человека состоит  в защите указанных ценностей от противоправных действий должностных лиц. Они, осуществляя оперативно-розыскную деятельность, обязаны защищать права и свободы личности.

3. Принцип конспирации  заключается в том, что оперативно-розыскные  мероприятия проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленных задач. Результаты такой деятельности, а также сведения об организации, тактике оперативно-розыскных мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

4. Принцип сочетания  гласных и негласных методов  деятельности состоит в том, что исполнитель оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную обстановку. Применение гласных и негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.

Задачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов вытекают из общих задач, указанных в ст. 2 упомянутого закона. Их можно сформулировать следующим образом:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей  оперативной информации об обстановке  в зоне таможенной деятельности  для принятия правильных решений  с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи  органам расследования, прокуратуры  и суда в сборе доказательств  по уголовному делу, выполнение  их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся  от органов расследования и  суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации  о событиях или действиях, создающих  угрозу экономической или экологической  безопасности РФ;

6) участие в совместных  оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи  международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандой и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной  безопасности объектов таможенной  инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности  сотрудников таможенных органов,  членов их семей, их имущества,  а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение  и пресечение фактов коррупции  и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных  органов.

Оперативно-розыскные  подразделения, решая поставленные задачи, должны тесно взаимодействовать со всеми структурными подразделениями таможенных органов.

Указанные задачи оперативно-розыскные  подразделения решают на основе всесторонней оценки оперативной обстановки.

Оперативная обстановка – это совокупность условий, прямо или косвенно влияющих на деятельность конкретного оперативно-розыскного подразделения или оперативного работника в пределах их территориальной и функциональной ответственности. Она включает в себя: пространственные и временные характеристики; особенности географической и социально-политической среды; определенные черты правопорядка, средства и методы его поддержания; количество и качество используемых сил и средств, специфику решаемых оперативных задач и т.д.

К основным элементам  оперативной обстановки относятся: преступная деятельность участников внешнеэкономических связей, объекты их посягательств, преступные элементы и антиобщественные социальные процессы; общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности, деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов; среда, в которой она осуществляется.

Глава 2 Деятельность таможенных органов Российской Федерации в правоохранительной сфере на современном

Информация о работе Научно-технический прогресс в таможенном деле