Научно-технический прогресс и Таможенная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Стабильное развитие национальной и мировой экономики в современном вире зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является научно-технический прогресс (НТП). В мировой экономике все большее значение приобретают такие наукоемкие отрасли, как электроэнергетика, атомная и химическая промышленность, производство компьютеров, машиностроение, точное приборостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, судостроение, производство станков с ЧПУ, модулей, роботов. Можно сказать, что в настоящее время развитие НТП воплощается в интенсивном процессе формирования мировой наукоемкой структуры, определяющей долгосрочный характер структурных изменений мирового хозяйства.

Содержание

Введение 5
1 Научно технический прогресс и его экономическая составляющая 7
1.1 Особенности современного этапа развития НТП 7
1.2 Государственное регулирование НТП 13
2 Структура таможенной политики 20
2.1 Таможенная политика: структура, цели, методы её осуществления, этапы формирования 20
2.2 Научно-технический прогресс в таможенном деле 26
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

НТП Курсовая.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Содержание и процедура разработки государственной научно-технической политики определены Федеральным Законом №127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»10. Данный федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.

Национальные научно-технические приоритеты Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации сформулированы как приоритетные научно-технические направления и критические технологии. В качестве основных задач Стратегии названы следующие:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций11.

Текущие приоритеты были утверждены Указом Президента России от 07 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»12.

Приоритетные направления научно-технического развития включают основные направления исследований, способные привести к созданию новых технологий и производств, способствующих развитию национальной экономики и социальной сферы. В действующем списке насчитывается восемь приоритетных направлений научно-технического развития:

  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • индустрия наносистем и материалы;
  • живые системы;
  • рациональное природопользование;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;
  • транспортные, авиационные и космические системы;
  • безопасность и противодействие терроризму;
  • перспективные вооружения, военная и специальная техника.

Подробное описание приоритетов приведено в Перечне критических технологий Российской Федерации13, который служит основой для принятия решений о выделении государственных ресурсов для развития важнейших научных направлений, технологий и инноваций и для внедрения имеющегося научно-технического потенциала.

В 2010 г. среди пяти стратегических векторов модернизации России Президентом РФ были названы следующие:

  • энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива;
  • ядерные технологии;
  • космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура);
  • медицинские технологии;
  • стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Эти пять приоритетных направлений реализуются с помощью традиционных инструментов - национальных научно-технических и инновационных программ, Федеральной научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», а также через другие федеральные и отраслевые целевые программы. 

В рамках указанных направлений государство проводит ряд мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национальной продукции. На основе нормативных документов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, можно систематизировать меры государственной поддержки инновационной деятельности, соответствующие перечисленным направлениям (таблица).

Таблица - Государственная поддержка инновационной деятельности14

Направления

Мероприятия

Нормативно-правовое обеспечение

  • определение приоритетов инновационного развития;
  • разработка инновационных программ;
  • создание правовой базы инновационных процессов, системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности

Финансовое обеспечение

Прямое

  • финансирование инновационной деятельности за счет средств бюджета, специализированных внебюджетных фондов;
  • частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков

Косвенное

  • предоставление налоговых льгот, преференций;
  • частичное или полное освобождение от уплаты налогов;
  • предоставление права использования принадлежащего государству имущества

Организационное обеспечение

  • создание институтов развития (фондов, программ);
  • формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного потенциала;
  • научно-методическое обеспечение инновационной деятельности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • создание условий для привлечения инвестиций;
  • обеспечение инновационной деятельности информацией.

Продолжение таблицы 1.1

Государственное стимулирование

  • государственный заказ;
  • обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности

 

Изучение вопросов формирования инновационных процессов в научно-технической сфере и исследование их развития позволяет не только выявить закономерности воспроизводственного развития общества, но и определить комплекс проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер и препятствующих эффективному регулированию инновационной деятельности. Ограниченность ресурсов (прежде всего, финансовых) российского государства привела к тому, что государственное регулирование инновационной деятельности пошло по пути конкуренции с «невидимой рукой» рынка в области ценообразования, распределения ресурсов и формирования потенциала. Конкуренция при недостаточном количестве ресурсов еще более обострила ситуацию, что вызвало проблему распределения ресурсов, потенциально вовлеченных в инновационную деятельность15.

В результате многие участники процесса государственного регулирования пришли к выводу, что невозможно создать эффективную систему участия государства в инновационном процессе, и стремились сосредоточиться на прямом участии в проектах при условии ограниченности их количества. Такой радикально рыночный подход не позволил создать сбалансированный механизм финансирования науки и научно-технической сферы и механизм их развития, лишив необходимых для этого ресурсов. Построение национальной инновационной системы требует всесторонних реформ, основанных на научных исследованиях и обобщениях практического опыта.

До сих пор инновационная деятельность в России характеризуется резким расхождением между достаточно высоким потенциалом для инноваций и крайне низкими результирующими показателями. В данной статье выделены ключевые проблемы в области государственного регулирования инновационной деятельности, а также проведена их систематизация применительно к научно-технической сфере16. Отмечается, что поиск комплексных решений, устраняющих выявленные проблемы, является важной государственной задачей и не может быть выполнен отдельными участниками инновационной деятельности, что подтверждает необходимость и актуальность государственного регулирования в научно-технической сфере.

Как показывает опыт, в наибольшей степени решению задач развития инновационной экономики, наращивания конкурентоспособной продукции, реализации передовых технологий, создания стабильных источников доходов бюджета в современных условиях способствует определение основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности. Можно выделить следующие направления государственной инновационной политики: правовое регулирование, прямое и косвенное финансирование, организационное обеспечение, а также государственное стимулирование инновационной деятельности и инновационных процессов в Российской Федерации и ее субъектах

В современном обществе именно инновации обеспечивают успешное развитие экономики, повышение уровня и качества жизни населения. Однако в нашей стране механизм эффективных инновационных процессов еще не сформирован. Поэтому государственное регулирование выступает важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов. Крайне важны определение приоритетов инновационного развития, разработка инновационных программ и создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

Особое значение в проведении научных исследований, внедрении достижений науки в производство, создании наукоемких производств имеет государственная финансовая поддержка, которая, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации в форме предоставления кредитов, субсидий, субвенций. Причем государственное финансирование можно разделить на прямое – выделение денежных средств непосредственно из бюджета или распределение через специальные внебюджетные фонды, а также косвенное воздействие, предусматривающее предоставление налоговых льгот, привилегий субъектам инновационной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Особая роль отводится организационному обеспечению инновационной деятельности. Специальные инновационные, венчурные фонды уже активно создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Таким образом, инновационная политика в рамках государственного регулирования НТП должна быть направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в научно-технический прогресс страны, в улучшение социально-экономических показателей регионов за счет эффективного использования их инновационного потенциала.

 

 

 

 

2 Структура таможенной  политики

 

2.1 Таможенная политика: структура, цели, методы её осуществления, этапы формирования

 

Анализ взглядов отечественных исследователей на сущность таможенной политики позволяет сделать вывод о многогранности данного понятия. В этой связи нельзя не согласиться с Ю.Г. Кисловским, который отмечал, что «таможенная политика охватывает широкий спектр направлений. Это не только деятельность государства в осуществлении внешнеэкономических связей, но и составная часть проявления его суверенитета и предмет особой заботы законодательной и исполнительной власти»17.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и, прежде всего, способствует регулированию внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности страны. Необходимо отметить, что понятие таможенной политики не закреплено в таможенном законодательстве: ни в Таможенном кодексе Таможенного союза18, ни в утратившем силу последнем Таможенном кодексе Российской Федерации19.

Понятие таможенной политики, как правило, рассматривается в трёх аспектах: и как составную часть внутренней и внешней политики государства, и как самостоятельную государственную политику, тесно связанную с внутренней и внешней политикой, и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач. Приведём несколько примеров.

Как составная часть внутренней и внешней политики государства таможенная политика определялась Таможенным кодексом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-I: «таможенная политика РФ является как составной частью ее внутренней и внешней политики и представляет систему мер, применяемых государством с целью защиты национальной экономики, повышения внешнеэкономических связей РФ»20.

М.Н. Соболев рассматривает таможенную политику как целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу21.

Самостоятельность таможенной политики отмечает, в частности, В.В. Чермянинов: «Таможенная политика – это система различного рода мер (экономических, правовых и т. д.), направленных на содействие обеспечению экономического развития и экономической безопасности страны»22.

Таким образом, таможенная политика – это, с одной стороны, составляющая внешней и внутренней политики, наряду с внешнеэкономической и внешнеторговой, целенаправленно регулируемая государством, с другой – система мер, направленная на обеспечение национального суверенитета и экономической безопасности страны.

Таможенное дело и таможенная политика в России насчитывает многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, оно изначально выступало важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Рассмотрим периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики:

  • VII – IX вв. - догосударственный период, характеризуется: зарождением таможенного дела в землях восточных славян вместе с появлением важнейших межрегиональных торговых путей, складыванием первых таможенных обрядностей.
  • IX – первая четверть XII вв. – период функционирования таможенного дела в Киевской Руси, характеризуется: зарождением элементов таможенной политики, складыванием правовой основы таможенного дела и административного аппарата.
  • вторая четверть XI I в.  – середина XV в. – период функционирования
  • таможенного дела в условиях удельной раздробленности, характеризуется развитием и усилением дифференциации видов таможенных платежей, таможенного права; особенность выделяемого периода – объединяет в себе два принципиально разных периода с историко-политической точки зрения.
  • вторая половина XV в. – середина XVII в. - период функционирования
  • таможенного дела в условиях формирования централизованного государства, характеризуется ликвидацией частноправовых отношений в таможенном деле, унификацией таможенных сборов, становлением общегосударственной таможенной службы.
  • вторая половина XVII – первая половина XVIII вв. – период осуществления таможенного дела с позиций политики протекционизма, характеризуется активным включением России в систему общеевропейского регионального разделения труда, началом складывания капиталистического уклада и национального рынка в стране, проведением реформирования таможенной службы в соответствии с новыми условиями.
  • вторая половина XVIII – первая половина XIX вв. – осуществление таможенного между протекционизмом и фритредерством, период характеризуется лавированием между двумя указанными формами таможенной политики, стремлением найти оптимальный ответ на модернизационные вызовы Западной Европы при сохранении феодально-крепостнических пережитков внутри страны.
  • вторая половина XIXв.  – 1917 г. – период осуществления таможенного дела как механизма экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях развития капитализма, на завершающем этапе происходит потеря Россией автономности таможенной политики.
  • 1917 – 1985 гг. - период осуществления таможенного дела в советском государстве, в целом характеризуется сужением сфер таможенного дела и функций таможенной службы в условиях монополии государства на внешнюю торговлю.
  • 1985 г. – по наши дни – период характеризуется возвращением в таможенном деле к механизму экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях рыночной экономики, глубоким реформированием таможенной службы23.

Информация о работе Научно-технический прогресс и Таможенная политика РФ