Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:37, курсовая работа
Стабильное развитие национальной и мировой экономики в современном вире зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является научно-технический прогресс (НТП). В мировой экономике все большее значение приобретают такие наукоемкие отрасли, как электроэнергетика, атомная и химическая промышленность, производство компьютеров, машиностроение, точное приборостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, судостроение, производство станков с ЧПУ, модулей, роботов. Можно сказать, что в настоящее время развитие НТП воплощается в интенсивном процессе формирования мировой наукоемкой структуры, определяющей долгосрочный характер структурных изменений мирового хозяйства.
Введение 5
1 Научно технический прогресс и его экономическая составляющая 7
1.1 Особенности современного этапа развития НТП 7
1.2 Государственное регулирование НТП 13
2 Структура таможенной политики 20
2.1 Таможенная политика: структура, цели, методы её осуществления, этапы формирования 20
2.2 Научно-технический прогресс в таможенном деле 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Содержание и процедура разработки государственной научно-технической политики определены Федеральным Законом №127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»10. Данный федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.
Национальные научно-технические приоритеты Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации сформулированы как приоритетные научно-технические направления и критические технологии. В качестве основных задач Стратегии названы следующие:
Текущие приоритеты были утверждены Указом Президента России от 07 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»12.
Приоритетные направления научно-технического развития включают основные направления исследований, способные привести к созданию новых технологий и производств, способствующих развитию национальной экономики и социальной сферы. В действующем списке насчитывается восемь приоритетных направлений научно-технического развития:
Подробное описание приоритетов приведено в Перечне критических технологий Российской Федерации13, который служит основой для принятия решений о выделении государственных ресурсов для развития важнейших научных направлений, технологий и инноваций и для внедрения имеющегося научно-технического потенциала.
В 2010 г. среди пяти стратегических векторов модернизации России Президентом РФ были названы следующие:
Эти пять приоритетных направлений реализуются с помощью традиционных инструментов - национальных научно-технических и инновационных программ, Федеральной научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», а также через другие федеральные и отраслевые целевые программы.
В рамках указанных направлений государство проводит ряд мероприятий, направленных на увеличение вклада науки в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национальной продукции. На основе нормативных документов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, можно систематизировать меры государственной поддержки инновационной деятельности, соответствующие перечисленным направлениям (таблица).
Таблица - Государственная поддержка инновационной деятельности14
Направления |
Мероприятия | |
Нормативно-правовое обеспечение |
| |
Финансовое обеспечение |
Прямое |
|
Косвенное |
| |
Организационное обеспечение |
| |
Продолжение таблицы 1.1 | ||
Государственное стимулирование |
|
Изучение вопросов формирования инновационных процессов в научно-технической сфере и исследование их развития позволяет не только выявить закономерности воспроизводственного развития общества, но и определить комплекс проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер и препятствующих эффективному регулированию инновационной деятельности. Ограниченность ресурсов (прежде всего, финансовых) российского государства привела к тому, что государственное регулирование инновационной деятельности пошло по пути конкуренции с «невидимой рукой» рынка в области ценообразования, распределения ресурсов и формирования потенциала. Конкуренция при недостаточном количестве ресурсов еще более обострила ситуацию, что вызвало проблему распределения ресурсов, потенциально вовлеченных в инновационную деятельность15.
В результате многие участники процесса государственного регулирования пришли к выводу, что невозможно создать эффективную систему участия государства в инновационном процессе, и стремились сосредоточиться на прямом участии в проектах при условии ограниченности их количества. Такой радикально рыночный подход не позволил создать сбалансированный механизм финансирования науки и научно-технической сферы и механизм их развития, лишив необходимых для этого ресурсов. Построение национальной инновационной системы требует всесторонних реформ, основанных на научных исследованиях и обобщениях практического опыта.
До сих пор инновационная деятельность в России характеризуется резким расхождением между достаточно высоким потенциалом для инноваций и крайне низкими результирующими показателями. В данной статье выделены ключевые проблемы в области государственного регулирования инновационной деятельности, а также проведена их систематизация применительно к научно-технической сфере16. Отмечается, что поиск комплексных решений, устраняющих выявленные проблемы, является важной государственной задачей и не может быть выполнен отдельными участниками инновационной деятельности, что подтверждает необходимость и актуальность государственного регулирования в научно-технической сфере.
Как показывает опыт, в наибольшей степени решению задач развития инновационной экономики, наращивания конкурентоспособной продукции, реализации передовых технологий, создания стабильных источников доходов бюджета в современных условиях способствует определение основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности. Можно выделить следующие направления государственной инновационной политики: правовое регулирование, прямое и косвенное финансирование, организационное обеспечение, а также государственное стимулирование инновационной деятельности и инновационных процессов в Российской Федерации и ее субъектах
В современном обществе именно инновации обеспечивают успешное развитие экономики, повышение уровня и качества жизни населения. Однако в нашей стране механизм эффективных инновационных процессов еще не сформирован. Поэтому государственное регулирование выступает важнейшим средством обеспечения динамичного протекания инновационных процессов. Крайне важны определение приоритетов инновационного развития, разработка инновационных программ и создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
Особое значение в проведении научных исследований, внедрении достижений науки в производство, создании наукоемких производств имеет государственная финансовая поддержка, которая, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации в форме предоставления кредитов, субсидий, субвенций. Причем государственное финансирование можно разделить на прямое – выделение денежных средств непосредственно из бюджета или распределение через специальные внебюджетные фонды, а также косвенное воздействие, предусматривающее предоставление налоговых льгот, привилегий субъектам инновационной деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Особая роль отводится организационному обеспечению инновационной деятельности. Специальные инновационные, венчурные фонды уже активно создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Таким образом, инновационная политика в рамках государственного регулирования НТП должна быть направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в научно-технический прогресс страны, в улучшение социально-экономических показателей регионов за счет эффективного использования их инновационного потенциала.
Анализ взглядов отечественных исследователей на сущность таможенной политики позволяет сделать вывод о многогранности данного понятия. В этой связи нельзя не согласиться с Ю.Г. Кисловским, который отмечал, что «таможенная политика охватывает широкий спектр направлений. Это не только деятельность государства в осуществлении внешнеэкономических связей, но и составная часть проявления его суверенитета и предмет особой заботы законодательной и исполнительной власти»17.
Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и, прежде всего, способствует регулированию внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности страны. Необходимо отметить, что понятие таможенной политики не закреплено в таможенном законодательстве: ни в Таможенном кодексе Таможенного союза18, ни в утратившем силу последнем Таможенном кодексе Российской Федерации19.
Понятие таможенной политики, как правило, рассматривается в трёх аспектах: и как составную часть внутренней и внешней политики государства, и как самостоятельную государственную политику, тесно связанную с внутренней и внешней политикой, и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач. Приведём несколько примеров.
Как составная часть внутренней и внешней политики государства таможенная политика определялась Таможенным кодексом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-I: «таможенная политика РФ является как составной частью ее внутренней и внешней политики и представляет систему мер, применяемых государством с целью защиты национальной экономики, повышения внешнеэкономических связей РФ»20.
М.Н. Соболев рассматривает таможенную политику как целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу21.
Самостоятельность таможенной политики отмечает, в частности, В.В. Чермянинов: «Таможенная политика – это система различного рода мер (экономических, правовых и т. д.), направленных на содействие обеспечению экономического развития и экономической безопасности страны»22.
Таким образом, таможенная политика – это, с одной стороны, составляющая внешней и внутренней политики, наряду с внешнеэкономической и внешнеторговой, целенаправленно регулируемая государством, с другой – система мер, направленная на обеспечение национального суверенитета и экономической безопасности страны.
Таможенное дело и таможенная политика в России насчитывает многовековую историю. Зародившись на этапе становления Древнерусского государства, оно изначально выступало важным элементом фискальной системы, регулятором внешнеэкономической деятельности, торгово-правовых и международных отношений. Рассмотрим периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики:
Информация о работе Научно-технический прогресс и Таможенная политика РФ