Нетарифные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Следовательно, в тех случаях, когда возможности таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы методов нетарифного регулирования…..5
1.1 Понятие и классификация нетарифных ограничений…………………...5
1.2 Цели и причины введения нетарифных мер………………..……………6

Глава 2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД…8
2.1 Особенности применения нетарифных методов………………………...8
2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне…………12

Глава 3. Использование методов нетарифного регулирования в РФ…...14
3.1 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………………...14
3.2 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………………………..17
Глава 4. Перспективы развития методов нетарифного регулирования в РФ………………………………………………………………………………..20
Заключение..........................................................................................................23
Список используемых источников………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...    3

Глава 1. Теоретические основы методов нетарифного регулирования…..5

     1.1 Понятие и классификация нетарифных ограничений…………………...5

     1.2 Цели и причины введения нетарифных мер………………..……………6

 

Глава 2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД…8

     2.1 Особенности применения нетарифных методов………………………...8

     2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне…………12

 

Глава 3. Использование методов нетарифного регулирования в РФ…...14

     3.1 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………………...14

    3.2 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………………………..17

Глава 4. Перспективы развития методов нетарифного регулирования в РФ………………………………………………………………………………..20

Заключение..........................................................................................................23

Список используемых источников………………………………………….25

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие экономики это одно из важнейших принципиальных направлений деятельности любого государства. Одним из факторов такого развития является объемы внешнеторговой деятельности. Международное торговое сотрудничество находится в постоянном развитии.

При всем этом, любое уважающее себя государство, должно найти идеальное сочетание – при котором одновременно будет развиваться отечественный производитель, так и создать благоприятные условия для иностранных товаров. Для достижения этой задачи государством используются методы тарифного и нетарифного регулирования.

Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Следовательно, в тех случаях, когда возможности таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.

Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта

Актуальность темы. Одним из важнейших направлений регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

Целью курсовой работы является целостное рассмотрение методов нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности и особенностей их применения.

Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.

2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности.

3. Проанализировать использование  методов нетарифного регулирования  в РФ.

4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Предметом исследования курсовой является ограничение внешнеторговой деятельности.

Объектом исследования курсовой являются методы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности

Глава 1. Теоретические основы методов нетарифного регулирования

 

1.1 Понятие и  классификация нетарифных ограничений

 

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей.

Нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей.

В мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные: Всемирной торговой организацией, Международным валютным фондом, Мировым банком, Международной торговой палатой и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная Всемирной торговой организацией. Согласно этой  классификации, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:

1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

2. Участие государства  во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и  экспорта товаров, система государственных  закупок товаров, государственная  торговля в странах с рыночной экономикой);

3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

 

1.2 Цели и причины введения нетарифных мер

Целями использования Нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты  национального рынка;

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3. Выполнение международных  обязательств;

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6. Защита общественной  морали и правопорядка;

7. Защита культурных ценностей;

8. Обеспечение национальной  безопасности.

Причинами введения нетарифных ограничений можно назвать:

1. Начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение;

2. Усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей;

3. Резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран;

4. Обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов.

 

Глава 2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД

 

2.1 Особенности применения нетарифных методов

 

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

1. Нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

2. Нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

3. Нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

4. Нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для:

1. Обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;

2. Ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

3. Предупреждения истощения природных ресурсов;

4. Достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

1. Защиты национального производства;

2. Достижения сбалансированности торгового баланса;

3. Регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

4. Реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа:

1) Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные). Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

2) Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров - если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

1) Тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;

2)  Нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт.

Информация о работе Нетарифные методы