Нравственно-этическая проблема в системе таможенного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:30, реферат

Краткое описание

В настоящее время кризис духовной сферы бытия человечества охватил весь мир, все человечество. Отсутствие понимания и осознания необходимости соблюдения этических норм ведет к нравственной деградации общества. Поэтому основной целью формирования личности есть ее обращение к нравственно-этическим ценностям. Задача этики- расставить вехи, по которым сможет двигаться человечество в своем развитии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Проблема нравственной деградации общества вследствие отсутствия понимания и осознания необходимости соблюдения этических норм.
Таможенная служба в России …………………………………….................... 4
Цели, задачи и функции таможенных органов …………………………… …4- 6
Перспективы развития таможенной службы …………...……………………. 6-9
Понятие этики …………………………………………………………………. 9-12
Нравственно-этическая проблема в системе таможенного образования ….. 12-17
Заключение …………………………………………………………………… .. 18
Значение соблюдения нравственности граждан и государственных служащих нашего государства.

Список использованных источников …………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат этика.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

  Профессиональная деятельность таможенников является: информационной (получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача информации); социально-психологической (с ярко выраженной эмоционально-волевой доминантой); и, наконец, морально-нравственной (в качестве приоритета предполагающей реализацию управленческих воздействий с ориентацией и опорой на нравственные ценности соответствующего социального пространства). Профессионально-нравственные ориентиры самой деятельности и сферы приложения трудовых функций сотрудников таможенных органов включают социальный, информационно-реконструктивный, организационно-управленческий, удостоверительный и коммуникативно-нравственный компоненты.

Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предна-значению. Благодаря нравственным императивам человек, выполняя любую социально-профессиональную роль, осознает свои возможности как достойного представителя социума, определяет ценностное содержание своих действий. Вместе с тем, человек всегда стоит перед угрозой навредить и себе, и другим (особенно если он наделен определенными властными полномочиями).

Находясь  на службе у государства, сотрудник  таможенных органов, в конечном счете, стоит на страже экономических интересов  государства, а значит и интересов  каждого отдельно взятого гражданина нашей страны.

В повседневной деятельности сотрудника таможенных органов профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности – с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей – от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры – с другой. В более узком понимании, профессиональная этика таможенника не допускает использование особенностей данной профессии во вред (причиняя вред) человеку, ущемление прав личности, получение корысти.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики таможенника является профессионализм. Профессионализм – это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими, могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

Каждый  сотрудник таможенных органов в  своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них – сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой.

Среди особенностей профессиональной этики, в первую очередь, отметим понятие  долга. Долг – это обязанность, которая  вытекает из установленных правил взаимоотношений. Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая. Только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.

Профессиональная этика сотрудников таможенных органов носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъяляемые к таможенникам, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Таможенный кодекс, приказы и инструкции, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

   Деятельность сотрудников таможенных органов носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности. Их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников таможенных органов формирует ряд моральных требований.

   Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников таможенных органов и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости.

   Что же касается морали, то она регулирует практически все сферы жизни и деятельности человека. Главная функция морали – регулятивная. Мораль организует отношение и поведение людей через одобрение и порицание, поступающее как извне, через общественное мнение, так и изнутри самой личности. Мораль всегда стремится ограни-чить агрессивные и эгоистические инстинкты людей, но делает это в рамках замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения со «своими» подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с «чужими» – другим. Регулятивная функция общечеловеческой морали выст-пает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общественных и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений.

    Мораль проявляет себя не только как поведенческий регулятор человеческих отношений, но и как императив, определяющий строительную линию становления и развития личности. Общепринятым является выделение в качестве морали 3-х основных элементов: нравственная деятельность, нравственное отношение и нравственное сознание.

    Развитие нравственно-этических качеств у будущих сотрудников таможенных органов представляет собой системный, полифункциональный, управляемый процесс. В основе развития нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих таможенников заложена идея системного развития нравственных качеств посредством применения комплекса методов, форм и средств нравственного воспитания с учетом специфики образовательного процесса в Таможенной академии и реализации адекватных принципов управления (гуманизма, личной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей студен-тов в личностно-профессиональной идентификации; опоры на духовно-нравственные основания профессиональной деятельности и воспитательных воздействий; прогностической направленности, учета изменяющихся потребностей внешней и внутренней среды, опережающей реакции на них; учета интересов субъектов воспитательного процесса и возможностей их реализации; демократичности, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность личности в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления; открытости влияниям внешней социально-профессиональной среды, возможности обсуждения проблем и компетентностного участия в их решении всех заинтересованных лиц и социальных институтов; адресной направленности, ориентации технологии управления на развитие конкретной личности с учетом качества ее работы и спектра решаемых задач.

К условиям, обеспечивающим развитие у будущих сотрудников  таможенных органов нравственно-этических качеств в процессе их профессиональной подготовки можно отнести следующие:

– Операциональные. Усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, обще-профессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить свои профессиональные и нравственно-этические позиции, понять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, са-мих себя, мотивы своего поведения, свое отношение к окружающему миру, а также спроектировать свою будущую профессиональную деятельность и реализовать свои творческие возможности; развитие операционально-нравственной сферы будущего таможенника на основе изучения основных направлений профессиональной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализации профессиональных функций с учетом нравственной составляющей деятельности, с опорой на профессио-грамму сотрудника таможенных органов;

– Информационные. Информированность пре-подавателей и сотрудников Таможенной академии обо всех сторонах жизнедеятельности студентов, о фактах, содействующих или препятствующих реа-лизации поставленных задач;

– Социальные. Воспитание у студентов истори-ческого сознания, восстановление исторической памяти, возрождение культурно-исторической и национальной самоидентификации, развитие по-требности знать свое прошлое, использование на-циональных особенностей в формировании и раз-витии личности студента с опорой в этом процессе на национально-этническую культуру и традиции; развитие у студентов профессионально-нравственного самосознания, необходимого для активного саморазвития, сознательного формиро-вания себя как личности и специалиста;

– Мотивационные. Развитие потребностно-мотивационной сферы студентов с учетом индиви-дуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами;

– Методические. Наличие в Таможенной ака-демии адекватной воспитательно-профессио- нальной среды, влияние которой осуществляется посредством использования традиционного (нор-мативные знания, получаемые из семьи и ближай-шего окружения), институциального (общественно одобряемый опыт, усваиваемый посредством взаимодействия воспитательной системы Тамо-женной академии с профессиональной средой), рефлексивного (моральная ответственность лично-сти и осознание субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности) механиз-мов, обеспечивающих организацию процесса раз-вития нравственных качеств, основанных на по-знании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе, в целом, и в про-цессе выполнения профессиональных функций, в частности, приобщении к нравственным ценно-стям, формировании способности к моральному выбору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Решением  проблемы повышения престижа государственной (таможенной) службы есть привлечение на работу в государственный аппарат образованных, компетентных, профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением за их добросовестный труд.

В целях  поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его  служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать  требования этических и моральных  стандартов поведения, которые соответствуют  его статусу. С этой целью внедряются этические кодексы, в них воедино  собраны и систематизированы  общественные требования к нравственности государственных служащих они:

- служат  основой для формирования содержания  должной морали в сфере государственной  службы;

- призваны  помочь государственному служащему  правильно ориентироваться в  сложных нравственных коллизиях,  ситуациях, обусловленных спецификой  его работы;

- являются  важным критерием для определения  профессиональной пригодности человека  к работе в сфере государственной  службы;

- выступают  как инструмент общественного  контроля за нравственностью государственных служащих.

От профессионализма, компетенции и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

 

Список использованных источников

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
  2. Кодекс чести таможенника ФТС от 14 августа 2007 № 977
  3. Указ Президента от 11 мая 2006 № 473
  4. Грязнова Е.Д. Ярославский педагогический вестник
  5. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие- М., 2010-368 стр.
  6. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие- М., 2008- 144 стр.
  7. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник- М., 2008-432 стр.
  8. Бондырева С.К. Нравственность: М., -2008, 336 стр.
  9. Хаузер М. Мораль и нравственность: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: М., 2008-640 стр.

 

                                  

                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

              Введение …………………………………………………………………………  3

Проблема  нравственной деградации общества вследствие отсутствия понимания и осознания  необходимости соблюдения этических  норм.

  1. Таможенная служба в России …………………………………….................... 4
  2. Цели, задачи и функции таможенных органов …………………………… …4- 6
  3. Перспективы развития таможенной службы …………...……………………. 6-9
  4. Понятие этики …………………………………………………………………. 9-12
  5. Нравственно-этическая проблема в системе таможенного образования ….. 12-17

                  Заключение …………………………………………………………………… .. 18

Значение  соблюдения нравственности граждан  и государственных служащих нашего государства.

Информация о работе Нравственно-этическая проблема в системе таможенного образования