Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:24, доклад
Одним из ключевых моментов в формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.
Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Таможенный кодекс таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Общая характеристика
Таможенного кодекса таможенного союза
Одним из ключевых моментов в формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.
Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Таможенный кодекс таможенного союза – одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года – с 6 июля 2010 года.
Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС) разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 государств). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году. В Республике Беларусь и Российской Федерации ведется подготовка к присоединению к этой конвенции. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.(Справочно: Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей)
При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Республике Беларусь.
ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:
порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
правоохранительная
ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.
Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:
I. Основные положения.
II. Таможенные платежи.
III. Таможенный контроль.
Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза.
На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в таможенном союзе.
ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Правоотношения, регулируемые
таможенным законодательством таможенного
союза, прежде всего, затрагивают порядок
перемещения товаров через
Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.
Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену двух понятий – «таможенный режим» и «таможенная процедура» одним – «таможенная процедура».
Кроме общих положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Отдельно следует остановиться
на вопросах взаимоотношения таможенных
органов с участниками
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь – «таможенные агенты»);
таможенных перевозчиков;
владельцев складов временного хранения;
владельцев таможенных складов;
владельцев магазинов беспошлинной торговли;
уполномоченных экономических операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.
В настоящее время
в Республике Беларусь деятельность
в области таможенного дела является
лицензируемым видом
ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц – через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.
Порядок включения в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции национального законодательства государств-участников таможенного союза. На данный момент подготовлен соответствующий нормативный правовой акт, которым будут регулироваться эти правоотношения.
Существенными отличиями от действующих в Республике Беларусь требований, предъявляемых к лицам, претендующим на получение статуса таможенного представителя, таможенного перевозчика и уполномоченного экономического оператора, является введение на уровне норм ТК ТС обязательного требования по предоставлению этими лицами конкретных сумм обеспечений уплаты таможенных пошлин, налогов, в частности:
в сумме 1 миллион евро
для получения статуса
в сумме 200 тыс. евро для получения статуса таможенного перевозчика (ТК Республики Беларусь предусмотрено поручительство на сумму не менее 15 тыс. базовых величин, что составляет порядка 187 тыс. долл.);
в сумме 1 миллион евро для получения статуса уполномоченного экономического оператора (Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» предусмотрено наличие удовлетворительной в соответствии с законодательством структуры бухгалтерского баланса за год, предшествующий обращению, либо наличие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 тыс. базовых величин (для юридических лиц), что составляет порядка 1 млн. долл., а для индивидуального предпринимателя – наличие в собственности основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 10 тыс. базовых величин.).
Такое обеспечение может быть представлено в виде залога имущества, банковской гарантии, поручительства либо внесения денежных средств на счета таможенных органов.
Следует отметить, что для Республики Беларусь предусмотрен переходный период для вступления в силу положений кодекса:
- о названных требованиях к таможенным представителям – через один год после вступления в силу кодекса;
- о названных требованиях к уполномоченным экономическим операторам – через полтора года после вступления в силу кодекса.
Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, можно отметить такое условие включения лиц в реестры владельцев складов временного хранения и таможенных складов, как наличие договоров страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся на хранении на соответствующих складах.
В настоящее время в Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.
Размер страховой суммы таких договоров страхования будет определен дополнительно законодательством Республики Беларусь.
Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.
Статус таможенного
перевозчика будет признаваться
на всей территории таможенного союза.
Таможенные перевозчики государств-членов
таможенного союза будут
Уполномоченные экономические операторы (Добросовестные участники «ВЭД»).
О новых требованиях для присвоения лицам статуса уполномоченного экономического оператора отмечено выше.
Этот статус присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.
Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов определяются национальным законодательством государств-членов таможенного союза.
Статьей 41 ТК ТС определены упрощения, представляемые уполномоченным экономическим операторам, к ним относятся:
временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;
проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
К иным специальным упрощениям
можно отнести возможность
Разделы II «Таможенные платежи» и III «Таможенный контроль» корреспондируют с аналогичными с разделами VII и VIII Таможенного кодекса Республики Беларусь и содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля.
Касаясь кратко таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:
для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 17 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
для целей исчисления
вывозных таможенных пошлин – ставки,
установленные
для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Информация о работе Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза