Во многом аналогичный подход
к судебно-экспертной деятельности и в
Налоговом кодексе Российской Федерации
(НК РФ). Законодатель предоставляет право
налоговым органам привлекать экспертов
для проведения налогового контроля (п.
12 ст. 31 НК РФ). В необходимых случаях для
участия в проведении конкретных действий
по осуществлению налогового контроля
может быть привлечен эксперт, в том числе
при проведении выездных налоговых проверок11. Экспертиза назначается в
случае, если для разъяснения возникающих
вопросов требуются специальные знания
в науке, искусстве, технике или ремесле
(ст. 95 НК РФ).
Таким образом, судебно-экспертная
деятельность в Российской Федерации
базируется, прежде всего, на положениях
Конституции, которая составляет первичную
нормативную базу для всей системы действующего
законодательства и иных нормативно-правовых
актов Российской Федерации. Ни одна действующая
норма права, независимо от того, где она
закреплена - в законах Российской Федерации,
указах Президента Российской Федерации
или постановлениях Правительства, не
может противоречить Конституции РФ. В
случаях несоответствия нормы права Конституции
РФ эта норма признается неконституционной
и утрачивает силу. Равным образом не могут
противоречить Конституции РФ действия
и решения должностных лиц, государственных
органов, граждан и их объединений.
Конституция РФ допускает ограничение
прав граждан только федеральным законом
в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства (ст.
55).
Глава 2. Органы, осуществляющие
судебно-экспертную деятельность их виды
и полномочия
К органам, осуществляющим судебно-экспертную
деятельность относятся: судебно-экспертные
учреждения Министерства юстиции РФ, судебно-экспертные учреждения
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, экспертно-криминалистической
службы МВД России, а также судебно-экспертные
учреждения Министерства обороны, Федеральной
службы безопасности, Федеральной таможенной
службы, Федеральной службы по контролю
за оборотом наркотиков12.
В настоящее время система судебно-экспертных
учреждений (СЭУ) Министерства юстиции
включает в себя Российский Федеральный
центр судебных экспертиз при Минюсте
России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ):
Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный,
Приволжский, Средневолжский, Сибирский,
Уральский, Южный, а также центральные
лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ)
и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ)
Минюста России: Алтайская, Архангельская,
Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская,
Вологодская, Дагестанская, Забайкальская,
Ивановская, Иркутская, Калининградская,
Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская,
Красноярская, Курская, Мордовская, Московская,
Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская,
Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская,
Саратовская, Сахалинская, Ставропольская,
Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская,
Ульяновская, Челябинская, Читинская,
Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде
областных городов, в которых нет ЛСЭ,
организованы отделения судебных экспертиз
и экспертные группы13.
РЦСЭ и ЦЛСЭ имеют основную
и дополнительную зоны обслуживания. В
пределах основной зоны выполняются все
роды и виды судебных экспертиз, в дополнительной
зоне - только те, которые не производятся
в зональной (не центральной) ЛСЭ.
Главным направлением деятельности
всех экспертных учреждений Минюста является
проведение судебных экспертиз и экспертных
исследований по заданиям судов, органов
прокуратуры, внутренних дел, безопасности,
таможенных органов, налоговых инспекций,
нотариата, органов социальной защиты,
а также органов и должностных лиц, рассматривающих
дела об административных правонарушениях.
Деятельность судебно-экспертных
учреждений (СЭУ) Министерства юстиции
Российской Федерации осуществляется
на основе процессуального законодательства
РФ, ФЗ ГСЭД и в соответствии с Инструкцией
по организации производства судебных
экспертиз в государственных судебно-экспертных
учреждениях системы Министерства юстиции
Российской Федерации.
Специалисты СЭУ ежегодно решают
сотни тысяч экспертных задач. Наряду
с этим некоторые региональные ЦЛСЭ и
ЛСЭ постоянно участвуют в научно-исследовательской
работе, организуемой РФЦСЭ, и тем самым
способствуют совершенствованию научно-методической
базы в области судебной экспертизы.
Региональные центры судебных
экспертиз выступают, кроме того, в качестве
экспертных учреждений для выполнения
судебных экспертиз по новым родам и видам,
а также редко встречающимся в следственной
и судебной практике видам исследований.
В этих случаях они обслуживают весь регион,
закрепленный за лабораториями, входящими
в зону их деятельности.
РФЦСЭ при Минюсте России является
ведущим экспертным учреждением в системе
судебно-экспертных учреждений Министерства
юстиции14. За годы существования в РФЦСЭ
накоплен значительный опыт по организации
и проведению научных и экспертных исследований.
В нем осуществляется подготовка кадров
высшей квалификации в области судебной
экспертизы.
Для каждого СЭУ установлена
зона обслуживания следственных органов
и судов. Каждому экспертному учреждению
определен перечень родов и видов судебных
экспертиз, обязательных для производства.
В малочисленных СЭУ, имеющих
статус отделения или группы, проводятся
в основном традиционные криминалистические
экспертизы, а также судебные автотехнические
и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более
крупные и развитые ЛСЭ, располагающие
необходимыми специалистами и соответствующей
приборной базой, выполняют до 15 родов
и видов экспертиз.
В настоящее время РФЦСЭ проводит
первичные экспертизы для судебно-следственных
органов Москвы, Московской области, а
также выполняет экспертизы для Брянской,
Владимирской, Ивановской, Калужской,
Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской
областей, если в их территориальных ЛСЭ
отсутствуют соответствующие специалисты.
РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные
экспертизы по заданию любого следственного
органа или суда Российской Федерации.
Всего в центре проводится 22 рода судебных
экспертиз по 53 экспертным специальностям15.
В целях обеспечения единого
научно-методического подхода к производству
судебных экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях Минюста
России приказом Министерства юстиции
Российской Федерации от 20.12.2002 утверждены
перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых
в судебно-экспертных учреждениях Министерства
юстиции Российской Федерации и перечень
экспертных специальностей, по которым
предоставляется право самостоятельного
производства судебных экспертиз в государственных
судебно-экспертных учреждениях Министерства
юстиции Российской Федерации.
Центр обеспечивает экспертные
учреждения всех ведомств, а также правоохранительные
органы, суды, юридические вузы методическими
и информационными изданиями, переводами
иностранной литературы по вопросам судебной
экспертизы.
Также РФЦСЭ осуществляет16:
- оценочную деятельность;
- выполняет научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, дает
консультации;
- занимается обучением и повышением
квалификации специалистов, не являющихся
работниками СЭУ Минюста России;
- рецензирует заключения, выполняемые
в других экспертных учреждениях;
- проводит экспертные исследования
по поручениям судебных приставов - исполнителей,
а также обращениям граждан и юридических
лиц;
- выполняет по договорам с юридическими
и физическими лицами платные несудебные
экспертизы;
- осуществляет организационно-методическое
руководство деятельностью региональных
СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских
разработок, автоматизированных систем
и программных комплексов для решения
экспертных задач, изучает результативность
их использования в экспертной практике.
Важным направлением работы
РФЦСЭ является подготовка и повышение
квалификации экспертных кадров, организация
стажировок специалистов СЭУ, рецензирование
их заключений, проведение аттестации
экспертных кадров.
РФЦСЭ организует конференции,
научно-практические семинары и школы
по актуальным проблемам теории и практики
судебной экспертизы.
В Российской Федерации судебно-медицинская
экспертиза является государственной
и входит в систему органов здравоохранения.
К ее компетенции относятся17:
- экспертиза трупов в случаях
насильственной смерти;
- судебно-медицинское исследование
трупов при подозрении на применение насилия
или других обстоятельств, обусловливающих
необходимость исследования трупа в судебно-медицинском
порядке;
- экспертиза потерпевших, подозреваемых,
обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское
освидетельствование граждан для определения
характера и тяжести телесных повреждений,
возраста и разрешения иных вопросов,
требующих познаний в области судебной
медицины;
- экспертиза вещественных доказательств;
- экспертиза по материалам уголовных
и гражданских дел.
Головным учреждением, осуществляющим
научное и методическое руководство государственными
судебно-медицинскими экспертными учреждениями,
является Российский центр судебно-медицинской
экспертизы, основными направлениями
деятельности которого являются:
- разработка наиболее актуальных
вопросов судебной медицины и судебной
химии (токсикологии);
- организация, координация и
планирование научно-исследовательских
работ в Российской Федерации, внедрение
научных результатов в судебно-медицинскую
практику;
- подготовка высококвалифицированных
научных кадров, участие в подготовке
кадров судебно-медицинских экспертов
и в их последипломном образовании;
- производство наиболее сложных,
повторных, комиссионных и комплексных
судебно-медицинских экспертиз, а также
некоторых контрольных и дополнительных
исследований.
К участию в производстве судебно-медицинских
экспертиз могут привлекаться профессора,
доценты, преподаватели кафедр и курсов
судебной медицины медицинских институтов
и университетов, специалисты учреждений
здравоохранения. Проводимые профессорско-преподавательским
составом кафедр в процессе учебных практических
занятий экспертные вскрытия трупов и
судебно-медицинские освидетельствования
потерпевших, обвиняемых и других лиц
сопровождаются необходимыми лабораторными
исследованиями.
Для работы в качестве судебно-медицинских
экспертов привлекаются лица с высшим
медицинским, биологическим, фармацевтическим,
химическим образованием, прошедшие подготовку
по той или иной судебно-медицинской специальности
и получившие право самостоятельного
производства экспертиз.
В системе органов здравоохранения РФ
осуществляются также судебно-психиатрические
экспертизы. Согласно Основам законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан судебно-психиатрическая экспертиза
производится в предназначенных для этой
цели учреждениях государственной системы
здравоохранения18.
Основным звеном государственной
судебно-психиатрической экспертной системы
в Российской Федерации являются судебно-психиатрические
экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются
на правах структурных подразделений
психиатрических учреждений общего профиля
- психоневрологических диспансеров и
психиатрических (психоневрологических)
больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические
экспертизы на регулярной основе по правилам
производства судебных экспертиз в экспертном
учреждении.
СПЭК подразделяются на амбулаторные
и стационарные. Персональный состав комиссии
(не менее трех специалистов) утверждается
ежегодно органом здравоохранения субъекта
РФ. Стационарные судебно-психиатрические
экспертизы обвиняемых и подсудимых проводятся
в судебно-психиатрических отделениях
или палатах психиатрических (психоневрологических)
стационаров, а экспертизы потерпевших,
свидетелей и других лиц - в общих отделениях
психиатрических больниц.
В ряде случаев создаются "смешанные"
судебно-психиатрические экспертные учреждения,
правомочные проводить как амбулаторные,
так и стационарные исследования.
Для реализации функции судебно-экспертных
учреждений в системе органов внутренних
дел созданы экспертно-криминалистические
подразделения (ЭКП). Они организованы
во всех республиканских, краевых, областных
центрах, городах областного значения,
в городах, населенных пунктах районного
значения, а также в управлениях (отделах)
внутренних дел на железнодорожном, водном,
воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных
образованиях19.
В экспертно-криминалистических
подразделениях выполняются судебные
экспертизы по уголовным делам и делам
об административных правонарушениях,
подследственных органам внутренних дел:
дактилоскопические, трасологические,
почерковедческие, судебно-бухгалтерские
технические исследования документов,
автороведческие, лингвистические, фоноскопические,
видеотехнические, баллистические, портретные,
холодного оружия, веществ, материалов
и изделий, биологические, пищевых продуктов,
почвенно-ботанических объектов, автотранспортные,
пожарно-технические и взрывотехнические
и др.
Наряду с производством
судебных экспертиз сотрудники
экспертно-криминалистических подразделений
выступают в качестве специалистов
в уголовном процессе, принимая
участие в проведении следственных
действий, и прежде всего в
осмотрах мест происшествий.
Экспертно-криминалистические
подразделения оказывают практическую
и методическую помощь следственным, оперативным
подразделениям, органам дознания в организации
использования криминалистических средств
и методов, обеспечении их сотрудников
информацией о возможностях экспертно-криминалистических
подразделений в борьбе с преступностью.
Высшим организационно-методическим уровнем
экспертно-криминалистической службы
является Экспертно-криминалистический
центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем
территориальных подразделений является
экспертно-криминалистические центры
в самостоятельном субъекте Российской
Федерации - области или республике; к
первичному или низшему звену относятся
отделы, отделения, группы в районных (городских)
отделах внутренних дел.
Основными задачами Экспертно-криминалистического
центра МВД России являются20:
- организационно-методическое
руководство экспертно-криминалистическими
подразделениями министерств внутренних
дел республик, управлений (главных управлений)
внутренних дел краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- непосредственное использование
сотрудниками Центра специальных познаний
в деятельности органов внутренних дел
по предупреждению, раскрытию и расследованию
преступлений;
- организация, проведение и координация
прикладных научных исследований;
- совершенствование правового
регулирования деятельности экспертно-криминалистических
подразделений органов внутренних дел.