Предприятия, учреждения, организации
и граждане, заинтересованные в том,
чтобы таможенное оформление производилось
непосредственно на их территориях
или в их помещениях, а не в
местах нахождения таможенных органов
Российской Федерации, предоставляют
этим органам необходимые служебные
и бытовые помещения, оборудование
и средства связи в безвозмездное
пользование.
Земельные участки для
таможенных целей предоставляются
в бессрочное (постоянное) пользование.
Таможенные органы Российской Федерации
полностью освобождаются от платы
за землю.
По очень щекотливому
вопросу использования информации,
предоставленной для таможенных
органов Российской Федерации государственными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами для
таможенных целей статья 16 провозглашает
следующее: Информация, предоставленная
таможенным органам Российской Федерации
государственными органами, предприятиями,
учреждениями организациями и гражданами
в соответствии с настоящим Кодексом
и иными актами законодательства
Российской Федерации по таможенному
делу, может использоваться исключительно
в таможенных целях. Информация, составляющая
государственную, коммерческую, банковскую
или иную охраняемую законом тайну,
а также конфиденциальная информация
(информация, не являющаяся общедоступной
и могущая нанести ущерб правам
и охраняемым законом интересам
предоставившего ее лица) не должна
разглашаться, использоваться должностными
лицами таможенных органов Российской
Федерации в личных целях, передаваться
третьим лицам, а также государственным
органам, за исключением случаев, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации.
Естественно, не обойден
в Кодексе и вопрос обжалования
решений, действий или бездействия
таможенных органов Российской Федерации
и их должностных лиц. Решения, действия
или бездействие таможенных органов
Российской Федерации и их должностных
лиц могут быть обжалованы в порядке,
установленном настоящим Кодексом.
Основные категории
Таможенного кодекса.
Далее расшифровываются основные
понятия, используемые в настоящем
Кодексе в следующих значениях:
- товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи;
- российские товары - товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации;
- иностранные товары - товары, не указанные в пункте 2 настоящей статьи;
- транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;
- перемещение через таможенную границу Российской Федерации - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при вывозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввести товары или транспортные средства;
- лица - предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, за исключением случаев, когда из положений настоящего Кодекса вытекает иное;
- российские лица - предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации.
- иностранные лица - лица, не указанные в пункте 7 настоящей статьи;
- лица, перемещающие товары - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного имени;
- декларант - лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник) , декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени;
- перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
- таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей;
- выпуск - передача таможенными органами Российской Федерации товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица;
- условный выпуск - выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий;
- таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса;
- таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- меры экономической политики - ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством;
- таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации;
- таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
- налоги - налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
не претендующего, впрочем, на всеохватность
и скрупулезность обзора, можно заметить,
что новый Таможенный кодекс несомненно
укрепил статус таможенных органов
Российской Федерации как государственной
службы, призванной блюсти порядок
во внешнеэкономической деятельности
российских предприятий и отвечать
за сбор соответствующих финансовых
средств в пользу государства.
Основные положения таможенного
кодекса вносят ясность и строгую
систематизацию в вопросы правового
статуса современной российской
Таможни, являются базисом для сложных
и многоступенчатых надстроек таможенного
законодательства. Путем введения в
них стройного категорийного
аппарата создается возможность
нормального функционирования законодательных
и судебных органов России.
Если судить по немногочисленности
и незначительности поправок к Таможенному
кодексу РФ, принятых Высшей законодательной
властью (носящие служебный характер
естественные дополнения и уточнения,
проводимые Государственным таможенным
комитетом и подконтрольными
ему службами, принимать во внимание
при данном рассмотрении не стоит) ,
то можно сделать вывод о серьезной
работе, предшествовавшей принятию этого
законодательного акта и достаточно
полном его соответствии насущным жизненным
требованиям.
Список использованной
литературы:
- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. С. 196
- С. И. Иваненко, Ю. Г. Федоскин. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: Руссико, 1993.