Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:29, реферат
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.
Введение………………………………………………………………….3
Валюта РФ и иностранная………………………………………………4
Внутренние и внешние бумаги. Их признаки…………………….……4
Валютные ценности……………………………………………………...7
Резиденты и нерезиденты…………………………………………….….7
Уполномоченные банки…………………………………………….……8
Валютные операции……………………………………………………....9
Заключение……………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Реферат
По дисциплине «Валютное регулирование»
На тему: «Основные понятия, используемые в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ»
Студента курса
Специальности «Таможенное дело»,
Очная форма обучения
Тюмень 2013
Содержание
Введение
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.
Статья 1 Закона, которая носит название «Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ», имеет основополагающее значение для правильного понимания и применения Закона, поскольку в ней раскрывается содержание используемых в Законе основных понятий. Особого внимания в этом аспекте заслуживает п. 2 ст. 1 Закона, поскольку в нем содержится общее правило толкования и применения норм комментируемого Закона. Согласно этому правилу используемые в Законе институты, понятия и термины отдельных отраслей законодательства РФ (гражданского, административного и др.) должны применяться в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства, если Закон прямо не устанавливает иного значения таких институтов, понятий и терминов.
Валюта РФ и иностранная валюта.
Под валютой РФ в Законе понимаются наличные деньги (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России), находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену. Деньги, изъятые из обращения и не подлежащие обмену, в качестве валюты РФ квалифицированы быть не могут. Правило пп. 1а п. 1 ст. 1 Закона должно применяться в сочетании с правилом п. 1 ст. 140 ГК, согласно которому законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль, поэтому номинал наличных денег, которые относятся к валюте РФ, должен быть выражен в рублях или его составных частях (копейках). Согласно ст. 27 Закона о ЦБ РФ рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек.
Согласно пп. 1б п. 1 ст. 1 Закона к валюте РФ относятся также средства на банковских счетах и вкладах. Следует обратить внимание, что в указанном подпункте не конкретизируется, в какой валюте должны быть выражены указанные средства. Представляется, что в данном случае отсутствие такого указания следует считать недостатком законодательной техники, однако сопоставление анализируемого подпункта с пп. 2б п. 1 ст. 1 Закона, где к иностранной валюте отнесены средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, дает основания для вывода о том, что в пп. 1б п. 1 ст. 1 Закона речь идет о денежных средствах на банковских счетах и вкладах в валюте РФ.
Подход законодателя к определению понятия наличной иностранной валюты аналогичен его подходу к определению понятия валюты РФ.
Внутренние и внешние бумаги
Подпункты 3 и 4 п. 1 ст. 1 Закона содержат не существовавшие ранее в российском валютном законодательстве понятия соответственно внутренних и внешних ценных бумаг. Правильное разграничение ценных бумаг на внутренние и внешние имеет весьма важное значение, поскольку внешние ценные бумаги, в отличие от внутренних, относятся к категории валютных ценностей (пп. 5 п. 1 ст. 1 Закона).
Отнесение ценных бумаг к числу внутренних требует наличия следующих признаков:
Позитивных
условий отнесения ценной бумаги
к числу внешних Закон не содержит.
Отсутствие у ценной бумаги одного
из необходимых признаков
Согласно ст. 142 ГК ценной бумагой
является документ, удостоверяющий с
соблюдением установленной
В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, характеризующаяся одновременно следующими признаками:
Так, например, акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт. Опцион эмитента – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.
Под выпуском
эмиссионных ценных бумаг понимается
совокупность всех ценных бумаг одного
эмитента, предоставляющих одинаковый
объем прав их владельцам и имеющих
одинаковую номинальную стоимость
в случаях, если наличие номинальной
стоимости предусмотрено
Именные эмиссионные ценные бумаги – ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя – ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.
Документарная форма эмиссионных ценных бумаг – форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг – форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.
Правила государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг установлены в ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и изданных на основе этого Закона нормативных актах ФКЦБ.
Особый интерес представляет применение пп. 3, 4 п. 1 ст. 1 Закона применительно к векселю. Вексель не относится к числу эмиссионных ценных бумаг, поэтому он может считаться внутренней ценной бумагой лишь в случае, если выпущен на территории РФ и подлежит оплате в валюте РФ.
Но в каком случае вексель можно считать выпущенным на территории РФ? Дело в том, что российское вексельное законодательство в узком смысле (Закон о переводном и простом векселе, Положение о переводном и простом векселе) не раскрывает понятия выпуска векселя и соответственно места его выпуска. Возможны два варианта решения поставленного вопроса: под выпуском векселя можно понимать либо место выдачи его векселедателем первому векселедержателю, либо место составления векселя.
В пользу первого варианта решения поставленного вопроса можно привести довод, согласно которому юридическую силу вексель приобретает не в момент его составления, а в момент его выдачи первому векселедержателю (ст. 815 ГК). Однако в пользу второго варианта можно привести более веские, как представляется, аргументы. Как указывалось выше, в силу п. 2 ст. 1 Закона употребляемые в нем термины должны применяться в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях российского законодательства. В составе российского законодательства есть нормативный акт – Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 321, которым утверждены Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г. (САПП. 1994. N 17. Ст. 1406). В п. 3 этих Основных условий термин «составление векселей» используется в качестве синонима «выпуск векселей».
С учетом изложенного местом выпуска векселя в целях применения комментируемого Закона и, в частности, при решении вопроса об отнесении векселя к внутренним ценным бумагам следует считать обозначенное на векселе место его составления. Согласно п. п. 2, 76 Положения о векселе как переводной, так и простой вексель, в которых не указано место их составления, рассматриваются как подписанные в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя. Если это место находится в пределах территории РФ, вексель следует считать выпущенным на территории РФ. Такой вексель, в случае отсутствия в нем оговорки об эффективном платеже, признается внутренней ценной бумагой.
Валютные ценности
Под валютными ценностями в целях комментируемого Закона понимаются два объекта – иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей каких-либо иных объектов Закон не предусматривает. Следует обратить внимание, что, в отличие от Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., комментируемый Закон не относит к числу валютных ценностей драгоценные металлы и камни.
Резиденты и нерезиденты
Во многом
по-новому по сравнению с ранее
действовавшим
Резиденты разделятся на две группы – лица, физические и юридические, и публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами территории РФ обособленные подразделения юридических лиц – резидентов (филиалы, представительства и т.п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.
Из сопоставления пп. 6а, 6б и пп. 7а п. 1 ст. 1 Закона следует, что гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Следует заметить, что речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса является принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки).