Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 23:51, реферат
Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Международное таможенное право — совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Таможенное право»
на тему: «Основы международного таможенного права»
Выполнил: студент группы ЮЮ-403 Козырев С.Н.
Проверил: к.ю.н., доц. Красноперова О.А.
Москва
2014
Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Международное таможенное право — совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
Всего существует три вида таможенных режимов: режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений; национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства; режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
Понятие, содержание и система международного таможенного права
В настоящее время под таможней принимается государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров. В Российской Федерации таможни вместе с Государственным Таможенным Комитетом и региональными таможенными управлениями входят в единую систему таможенных органов. Таможни наделены правом запрещать перемещение через таможенную границу государства товаров, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным национальным таможенным законодательством данной страны (например, товары, не снабженные соответствующей лицензией или запрещенные к ввозу или вывозу с данной таможенной территории, а также товары, не прошедшие таможенную очистку, и т.д.).
Международное право России важную роль в организации международного общения отводило таможенным союзам, цель которых состояла в решении труднейшей задачи: насколько возможно парализовать разъединяющее значение территориальных границ и слить договорные народы в одно экономическое общество. Эти идеи получили свое закрепление в многочисленных международных документах, предшествовавших выработке Устава Организации Объединенных Наций. Торгово-политические условия импорта товаров в пределах таможенной территории договаривающихся государств рассматриваются в качестве основных и важнейших оснований торговых договоров.
Развитие и становление в мировом сообществе все новых и новых сфер межгосударственного сотрудничества привело к расширению функций таможенных органов, созданию и диверсификации норм и принципов международного права, а это, в свою очередь, вызвало необходимость выработки четкого определения самого понятия международного таможенного права. Однако до сих пор государствами на договорной основе не выработано и не закреплено такое определение. Отсутствует оно и в специальной юридической литературе. В то же время мы видим, что нормы и принципы этого права получили в наше время широкое международно-правовое закрепление.
Международное таможенное право можно определить как обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, нормы и принципы по регулированию отношений в организации таможенного контроля за перемещением через их таможенные границы предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов; по установлению и унификации таможенных тарифов, действующих на созданных государствами единых таможенных территориях в рамках таможенных союзов и таможенных зон; по условиям взимания таможенных пошлин и таможенных сборов и установления уровня таможенных ставок; по проведению совместных мероприятий по борьбе с контрабандой, укреплению экономической безопасности государств, претворению в жизнь принципа таможенного разоружения. Иными словами, это — обобщенные правила и обязательства, установленные государствами на договорной основе, нормы и принципы, регулирующие их отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества.
Система международного таможенного права рассматривается в настоящей работе в качестве отрасли (подсистемы) общего международного публичного права. В свою очередь, эта отрасль может иметь свои подотрасли (свои подсистемы). Поскольку международное таможенное право находится в стадии становления, то вопрос о выделении этой системы представляет большую сложность и может быть рассмотрен чисто эмпирически, с учетом действующей практики установления межгосударственных и международных таможенных связей в мировом сообществе.
В зависимости от предмета регулирования можно пойти по пути выделения таких подотраслей, как право таможенного транзита, право таможенных льгот, процессуальное таможенное право и др., а также отдельных комплексов международно-правовых норм по регулированию таможенного режима промышленного сотрудничества, таможенного режима международных научно-технических связей государств, таможенного режима при передаче технологии и др.
Источники международного таможенного права
Понятие источников международного таможенного права. Источниками международного таможенного права являются формы закрепления (внешнего выражения) норм, созданных согласованными позициями его субъектов. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов таможенных правоотношений. Следует отметить, что источниками международного таможенного права могут являться и процедуры или методы разработки международных норм. Основным источником обязательств в международном таможенном праве являются правовые акты, т.е. уже реализованные акты, ибо они порождают последствия международных таможенных отношений. Часто используются еще два источника: односторонние акты и резолюции международных организаций.
Отсюда юридическими источниками международного таможенного права являются: основные принципы современного международного таможенного права, международный обычай, международный договор, внутреннее законодательство государств (субъектов права), односторонние заявления государств, прецеденты международных отношений, прецедентное право Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, действующая практика в области международных таможенных отношений, решения международных организаций по вопросам таможенного партнерства и сотрудничества.
Следовательно, форма, в которой выражено правило, сообщающая ему качество правовой нормы, называется источником права в юридическом смысле.
Юридическими источниками международного таможенного права являются: международный договор, как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений; международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы; общие принципы современного международного права, внутренний закон, прецеденты международных отношений, действующая практика в области международных таможенных отношений; решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств.
В качестве вспомогательного источника могут быть использованы решения международных судов и арбитражей, а также официальные доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Основные принципы современного международного таможенного права. Главная цель международного таможенного права — обеспечение экономической безопасности и охрана суверенитета государств. Экономическая безопасность государств непосредственно связана с обеспечением мира, прекращением гонки вооружений на земле и недопущением ее в космосе, решительным оздоровлением всей международной обстановки, возвращением к политике разрядки.
Основными задачами международного таможенного права являются:
— обеспечение международной экономической безопасности и неукоснительное соблюдение неотъемлемого суверенного права государств выбирать свою экономическую таможенную систему;
— свобода межгосударственного общения от произвола и незаконных эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных и технологических блокад;
— обеспечение использования международных отношений в целях устранения эксплуатации менее развитых в экономическом отношении стран более развитыми в промышленном отношении государствами; недопущение политического давления; устранение неправомерных экономических отношений;
— содействие перестройки международных экономических отношений на началах уважения государственного и экономического суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, создания благоприятных условий для развития сотрудничества между государствами в области таможенных связей и взаимопомощи.
Таким образом, отраслевые принципы, с учетом специфики предмета правового регулирования данной отрасли развивают и конкретизируют основные принципы современного и международного публичного права, лежащие в основе этой отрасли.
Этими специфическими отраслевыми принципами, регулирующими область международного таможенного сотрудничества государств, сложившихся в ходе практического осуществления их международных экономических и таможенных связей, являются:
— принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем;
— принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств;
— принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации;
— принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию широкого разностороннего торгового обмена товарными массами с соблюдением равноправия всех форм собственности на основе использования выгод от исторически сложившихся форм интернационализации хозяйственной жизни;
— принцип содействия экономическому росту развивающихся стран и преодоления имеющегося экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами в целях укрепления экономического суверенитета развивающихся стран;
— принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций универсального, континентального, регионального и субрегионального масштаба как средства укрепления мира, повышения уровня благосостояния народов и их экономического суверенитета;
— принцип невзаимности. Этому принципу в практике международных отношений развивающихся стран придается большое значение.
Принципы международного таможенного права как наиболее важные и наиболее общие правила поведения участников международного общения оказывают определенное влияние на создание международных таможенных норм, являющихся наиболее конкретными правилами поведения государств в сфере международных таможенных отношений.
Тот или иной принцип способствует становлению более конкретных правил поведения. Эти общие и более конкретные, специфические правила, развивающие и детализирующие принципы международных таможенных отношений государств, и составляют систему норм международного таможенного права.
Понятие субъекта и объекта международного таможенного права
Субъектами международного таможенного права являются суверенные государства. В качестве таковых они обладают подлинным государственным и экономическим суверенитетом. Государственный суверенитет — верховенство государства на своей территории; экономический — его полная независимость в международном общении в мирохозяйственных связях. Совокупность этих двух видов составляет основу его полного суверенитета. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, подчеркивается, что «каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету».
Как субъект международного таможенного права государство обладает международными правами и несет определенные обязанности, которые осуществляет в рамках и на основе норм и принципов современного международного права. Поэтому все государства в международной системе наделены одинаковыми правами и обязанностями независимо от присущих им различий политического, экономического, социального или иного характера. Однако следует иметь в виду, что вместе с тем принцип суверенного равенства государств не исключает их физических различий в части реального объема и содержания их прав и обязанностей как производных, индивидуальных, так и приобретенных или принятых на себя в соответствии с заключенными ими международными договорами. В международных экономических отношениях взаимодействуют все, кто выходит на мировой рынок: государства, международные организации, национальные компании и многонациональные корпорации.
Что касается международных таможенных правоотношений, то они имеют сложную материальную основу, поскольку в них аккумулируются таможенные отношения между государствами с рыночной и плановой экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с рыночной экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с плановой экономикой и, наконец, отношения только между развивающимися странами.
Необходимой предпосылкой возникновения таможенного правоотношения являются нормы международного таможенного права. Государства, будучи субъектами международного таможенного права, выступают в двух качествах; как создатели норм международного таможенного права и как стороны, отношения между которыми регламентируются этими нормами.
Составными частями международного таможенного правоотношения являются: а) субъекты правоотношения; б) права субъектов правоотношения; в) обязанности субъектов правоотношения; г) объект правоотношения, т.е. то, по поводу чего стороны заключили международное соглашение.