Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Валютный контроль: основные понятия, цели, принципы, законодательная база.
1.1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля………….5-16
1.2. Социально-экономическая сущность валютного контроля………..17-18
1.3. Основные положения ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"………………………………………………………………………18-20
Глава 2. Механизм валютного контроля в сфере ВЭД в России.
2.1. Валютный контроль экспортных операций…………………………21-23
2.1.1. Порядок оформления паспорта сделки……………………………23-25
2.1.2 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту……25-28
2.2 Валютный контроль импортных операций…………………………..28-30
Глава 3. Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………...31-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................36-38
Список литературы……………………………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономика там.дела.docx

— 208.04 Кб (Скачать файл)

В целях представления  резидентом ведомости органам валютного  контроля на основании письменного  заявления резидента, составленного  в произвольной форме, банк ПС передает резиденту ведомость на бумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за датой получения указанного в настоящем пункте заявления резидента.

После передачи резиденту  ведомости на бумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидента проставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидента помещается в досье по паспорту сделки.

Передаваемая резиденту ведомость  должна быть подписана ответственным  лицом банка ПС и заверена печатью  банка ПС.

Одновременно с закрытием досье  по паспорту сделки в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, банк ПС формирует ведомость на бумажном носителе, заверяет ее в порядке, установленном пунктом 3.5 Положения, и помещает ее в досье по паспорту сделки.8

2.2 Валютный контроль импортных  операций.

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток  валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под  импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает  введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Механизм  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным  операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера  ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

 

3. Воздействие государственного  валютного контроля на экономику

России.

В данной главе будут  рассмотрены такие основные направления  воздействия механизма государственного валютного контроля, как:

  1. воздействие на макроэкономическую ситуацию;
  2. влияние на поведение хозяйствующих субъектов;
  3. социальные последствия применения государственного валютного контроля. 
    Механизм воздействия системы государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки.

Что касается влияния использования государством валютного контроля на поведение  отдельных хозяйствующих субъектов, то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно социальных последствий  можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.

Столкновение интересов  государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:

а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;

б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.

Несмотря  на возросшую эффективность таможенно-банковского  валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых  для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Наиболее  значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Точная оценка масштабов вывоза капитала из России крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде не учитываются. По данным Росфиннадзора, объем криминального вывоза капитала из России в 2010 году составил 163 млрд. против 175 млрд. руб. в 2009 году и 8 млрд. руб. в 2008 году. Как сообщил глава ведомства Сергей Павленко, существует несколько криминальных способов вывоза капитала из страны: например, представление поддельных документов по коммерческой сделке через фирмы-однодневки или физические лица, которых невозможно привлечь к взысканию. Количество участников теневого рынка, проводящего подобные операции на более или менее постоянной основе, составляет 12–13 тыс. человек, а средний размер криминального вывода по сделке колеблется от 250 до 400 тыс. долл., сообщил чиновник. 9

Наиболее опасные для экономики  страны нарушения валютного законодательства связанны с оттоком валютных средств за рубеж. Поэтому ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.

На сегодняшний день таможенно-банковским валютным контролем  охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных (в том числе с 1996 года внешнеторговые бартерные сделки). Это единственная в стране система сплошного автоматизированного контроля, включающая 9 тыс. банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологий подтверждается снижением процента не поступления экспортно-валютной выручки.

С 1 января 1996 года таможенно-банковский контроль был распространен на операции, связанные с импортом товара. Это  позволило минимизировать возможность использования участниками внешнеэкономической деятельности такого канала утечки капитала, как авансовые платежи, не подтвержденные поставками товаров в сроки, установленные законодательством. По данным ЦБ РФ сумма импортных операций, охваченных 2010 году системой контроля, составила 44, 5 млрд. долларов или 67% от общего объема импорта. При этом резидентами был авансирован импорт товаров на сумму 38, 4 млрд. долларов.10

Валютный контроль уменьшает экономическую  нестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальной валюты.

Таким образом, можно говорить о том, что инструменты валютного  регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка и противодействие утечки капитала за границу в РФ довольно эффективны. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел с утечкой капитала за границу остается сложной. Противодействия государства такому явлению, как утечка капитала, зависит от совершенствования существующей законодательной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.

Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемых  правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации, посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. К основным целям валютного контроля в России можно отнести:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему 
    законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед 
    государством;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Для рассмотрения системы  валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

Так, к субъектам валютного контроля можно отнести органы валютного  контроля, агенты валютного контроля, резидентов и нерезидентов.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации