Особые формы Внешнеэкономической деятельности: оффшорные зоны и приграничная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:08, доклад

Краткое описание

Города, районы и страны, в которых иностранные (нерезидентные) кредитные учреждения и иные компании осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной для данной страны валюте при отсутствии вмешательства или минимальном вмешательстве со стороны государства, создавшего О.з. При этом для зарегистрированных в этих зонах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Оффшорные зоны и Приграничная торговля.docx

— 29.01 Кб (Скачать файл)

Оффшорные зоны Характеризуются тем, что в них происходит регистрация предприятий, но без производства. Фирмы имеют статус нерезидента. (Калмыкия).

Приграничная торговля - торговля в приграничных районах на узких протяжениях границ, где торгуют товарами, которые производятся и потребляются только в этих регионах и не облагаются федеральными налогами.

 

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

города, районы и страны, в которых  иностранные (нерезидентные) кредитные  учреждения и иные компании осуществляют операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной для данной страны валюте при отсутствии вмешательства  или минимальном вмешательстве  со стороны государства, создавшего О.з. При этом для зарегистрированных в этих зонах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения. Таким образом, главный признак О.з. - предоставление налоговых льгот нерезидентам, действующим вне юрисдикции данного государства. Помимо термина "О.з." часто употребляют два других аналогичных термина:

"оффшорные центры" и "оффшорные  юрисдикции"; также часто в  литературе встречаются термины  "налоговый рай" или "налоговые  убежища". Компании, зарегистрированные  в подобных зонах и пользующиеся  налоговыми льготами, именуются  оффшорными компаниями. Из самого  слова "оффшорный", которое  переводится как "находящийся  вне берегов", можно сделать  вывод о сути такой компании: являясь де-юре компанией, созданной  по законодательству какого-либо  государства, де-факто она осуществляет  свою деятельность вне границ  этого государства, благодаря  чему и пользуется различного  рода льготами.

Зарождение оффшорной индустрии  связано с желанием государств привлекать инвестиции и поощрять международное  сотрудничество,отвлекая минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Широкомасштабное развитие оффшорного бизнеса началось в 1960-е гг. с возникновением независимых государств - бывших колоний. Эти государства стали предоставлять налоговые и иные льготы компаниям, не ведущим деятельность на их территории с целью привлечь капитал.Значительное увеличение количества возникающих О.з. связывается с переходом развитых стран к монетаристской модели управления экономикой, что привело к ужесточению различных требований, предъявляемых к банкам. Это в свою очередь повлекло увеличение масштабов бегства капиталов из США и других развитых стран путем открытия транснациональными компаниями своих банков в О.з., а затем - посредством создания собственных торговых, страховых, холдинговых и иных компаний и трастов. Таким образом, предоставляя различным компаниям нерезидентный режим, О.з. привлекают средства в виде фиксированных налогов и сборов, не беспокоясь о том, какие последствия может вызвать деятельность подобных компаний, поскольку они, как правило, ведут ее только за рубежом. Так, Панама привлекает ежегодно около 200 млн. долл.благодаря зарегистрированным там компаниям: сумма депозитных вкладов на Каймановых островах превышает 150 млн. долл.; наБагамских островах прибыль от зарегистрированных оффшорных компаний составляет 20% валового национального дохода.

Как показывает зарубежная практика, О.з. отличают следующие признаки;

а) привлекательный пакет налоговых  льгот; б) анонимность осуществления  бизнеса; в) отсутствие валютного контроля; г) минимальные требования относительно существования компании (проведение собраний акционеров,простота финансовой отчетности и др.); д) возможность ведения операций в любой валюте; е) иные льготы. Первый из указанных признаков характерен для всех оффшорных центров и налоговых гаваней. Так, на острове Джерси, Багамских. Каймановых, Британских Виргинских островах, в Панаме, Ирландии, Гибралтаре, на острове Мэн, Мальте и в других О.з. отсутствуют налоги на нерезидентные компании. В Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге, Лихтенштейне, на Кипре, Западном Самоа налоги либо отсутствуют, либо значительно снижены по сравнению с резидентными компаниями. Во всех случаях, как правило, уплачивается ежегодный правительственный сбор (в том числе за предоставленные лицензии), а также услуги секретарской компании, местного аудитора и др.

Анонимность осуществления бизнеса  связана с институтом номинального держания акций и управления компаний. Это означает, что компания (банк, траст, холдинг) создается местными ин-корпораторами (акционерами), которые затем отказываются от всех своих прав и правооснований на принадлежащие им акции путем направления бенефициару компании трастовых деклараций и писем об отставке (Ирландия, Великобритания. Кипр и др.). Для российских предпринимателей этим,помимо анонимности, достигается также соответствие требованиям валютного законодательства, которое предусматривает необходимость разрешения ЦБ для инвестиций за рубежом (в частности, приобретения акций иностранной компании). В некоторых О.з. (Панама, Багамские, Британские Виргинские острова, Сент-Кристо-фер и Невис) анонимность достигается тем. что публичный реестр, содержащий имена акционеров, закрыт для доступа, данные финансовой отчетности не разглашаются. Возможность выпуска акций на предъявителя в таких юрисдикциях, как Панама, Терке и Кайкос, Вануату, Монако и др., а также отсутствие необходимости директору компании быть резидентом О.з. также увеличивают конфиденциальность факта владения компанией.

Компании, зарегистрированные в О.з..могут осуществлять операции в любой валюте, иметь счета в любых банках, оперировать этими счетами, а также оставлять себе всю валютную выручку без конвертации и обязательной продажи на внутреннем валютном рынке. Кроме того, допускается ведение финансовой отчетности в иностранной валюте. Для

оффшорных банков это означает возможность  открывать и вести счета своих  клиентов в любых валютах, производя  самые разнообразные взаимозачеты и клиринги по собственным курсам.

Во многих 0.3. к нерезидентным  компаниям предъявляются более  низкие требования, чем к резидентным. Это касается ведения финансовой отчетности и проведения регулярных собраний акционеров. В Швейцарии, Ирландии от оффшорных компаний требуется лишь минимальная бухгалтерская отчетность:

на Антильских. Каймановых островах, в Панаме отсутствует и такое требование (равно как и необходимость аудиторских проверок): собрания акционеров могут проводиться ежегодно в любой точке мира. Среди иных льгот можно выделить смягчение норм об отмывании незаконных доходов. возможность не оплачивать уставный капитал, относительную легкость и доступность лицензий и разрешений (на ведение банковской,страховой. трастовой и иной деятельности) на перемещение, реорганизацию и т.д.

Вышеперечисленные льготы и преимущества привели к буму оффшорного бизнеса  и регистрации оффшорных компаний. Конфиденциальность этого бизнеса  не позволяет определить точное количество таких компаний, однако специалисты  определяют эту цифру равной приблизительно 1,5 млн., из которых 50 тыс. созданы предпринимателями  РФ. На первом месте Панама (более 300 тыс.), затем следуют Британские Виргинские острова (около 200 тыс.), на третьем месте  Ирландия (150 тыс.).

Понятие "О.з." отличается от понятия "свободная экономическая зона". Если О.з. предполагают ведение компанией деятельности вне их территории,то в свободной экономической зоне льготы как раз и предоставляются потому, что компании ведут там свою деятельность. Это весьма важное различие, поскольку некоторые из зон РФ с льготным налогообложением создавались как свободные экономические зоны.

В РФ возможно создание двух типов  оффшорных компаний: "классических", пользующихся налоговыми льготами в  силу того. что они ведут деятельность за рубежом, и "внутренних", что связано прежде всего с особенностями административно-территориального деления РФ. Правовую основу существования "внутренних" О.з. составляет целый ряд нормативных актов. Каждый субъект РФ имеет право взимать свои налоги. Отмена субъектами РФ и местными органами власти республиканских и местных налогов для юридических лиц, зарегистрированных, но не ведущих деятельность на территории этого субъекта, и приводит к возникновению "внутренних" российских О.з. Кроме того. Законом РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (ЗАТО) установлен правовой статус ЗАТО, где, как правило, сосредоточены объекты военно-промышленного комплекса, ядерные и другие научно-исследовательские центры. В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все закрепленные и регулирующие доходы, поступающие с его территории. Это означает возможность создания значительного количества(по числу закрытых образований) О.з. в РФ, предоставляющих налоговые льготы как по местным налогом, так и по федеральным.

Говоря о конкретных О.з. с различными льготами, необходимо назвать прежде всего Калмыкию. Горный Алтай и Бурятию. Одной из наиболее приближенных к традиционной оффшорной практике является Республика Калмыкия - Хальмг Тангч. Первой ею была принята соответствующая нормативная база: 14 марта 1994 г. Президент Калмыкии подписал Указ "О снижении до 5% ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет республики для отдельной категории налогоплательщиков". Впервые в юридической практике РФ была выделена в качестве льготируемой категория "нерезидентов". Это принципиально отличает Калмыкию от других регионов РФ, где в том или ином объеме возможно предоставление налоговых льгот. Позднее (19 января 1995 г.) был принят Закон Республики Калмыкия "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям плательщиков". В соответствии с ним предприятия, не использующие в своей деятельности природные и сырьевые ресурсы Республики Калмыкия, уплачивают лишь федеральные налоги и полностью освобождаются от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в республиканский и местные бюджеты. Оффшорные компании. зарегистрированные в Калмыкии, могут пользоваться услугами номинальных директоров, аудиторской фирмы, а сами услуги по регистрации этих компаний предоставляются по всей территории РФ (что также приближает Калмыкию ктрадиционной практике О.з.). Для получения и сохранения оффшорного статуса компания уплачивает фиксированные регистрационный сбор и ежеквартальный взнос на программы социально-экономического развития Республики Калмыкия. Предусматривается так же возможность заключения соглашения о предоставлении целевых налоге вых льгот.

Благодаря значительному количес! ву субъектов, имеющих право самосто? тельно устанавливать и отменять нале ги, а также предоставлять те или ины налоговые льготы, в РФ созданы и фунс ционируют различные О.з., сутькоторы:

сводится к тому, что предприятию, заре гистрированному в О.з.. предоставляют ся налоговые льготы, если предприяти\' не извлекает дохода на территории О.з

Не являясь О.з., РФ, подобно СШУ (Делавэр, Вайоминг и др.) и Великобри тании, предоставляет налоговые льготь компаниям, не ведущим деятельность н, ее территории.

Мельник Д.Ю.

 

 

 
Приграничная торговля 
 
Приграничная торговля — ограниченный вид международной торговли, осуществляемый в приграничных районах сопредельных государств исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Предполагает предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности[1]
 
Приграничная торговля ведётся, как правило, на основе международного договора страны с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств. 
 
Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами[1]
 
Роль приграничной торговли в России 
 
После распада СССР в России более половины субъектов федерации стало приграничными. Значительная часть приграничных территорий РФ относится к отсталым или депрессивным[2], поэтому развитие приграничной торговли в них чрезвычайно важно. 
 
В России приграничная торговля имеет особо большое значение на Дальнем Востоке, где основным торговым партнёром России является Китай. Так, в 2007 году объем российско-китайской приграничной торговли составил 8,3 млрд. долларов США[3]
 
Приграничная торговля в Российской Федерации (справка) 
 
Справка приграничная торговля 
 
В нескольких словах приграничную торговлю можно охарактеризовать как вид внешней (международной) торговли, ведущейся через границу субъектами, проживающими или зарегистрированными на определённом расстоянии от сухопутной границы между двумя государствами.  
 
Как представляется, под администрированием в области приграничной торговли в Российской Федерации должны пониматься согласованные действия органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и неправительственных организаций, направленные на укрепление экономического взаимодействия приграничных территорий Российской Федерации и соответствующих приграничных территорий сопредельных государств.  
 
Основные принципы приграничной торговли в Российской Федерации, можно сформулировать как: 
 
§                   обеспечение интересов Российской Федерации в приграничной торговле; 
 
§                   учет экономических особенностей развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно - ресурсных, социально - экономических, транспортных условий развития приграничной территории Российской Федерации; 
 
§                   максимальное использование местных ресурсов приграничных территорий; 
 
§                   развитие экспортно-ориентированного потенциала приграничных территорий; 
 
§                   соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года. 
 
Основными задачами, решаемыми приграничной торговлей в Российской Федерации должны являться: 
 
§                   повышения уровня благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации; 
 
§                   повышение эффективности использования производственной базы приграничных территорий в части относящейся к развитию приграничной торговли; 
 
§                   создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории. 
 
При реализации механизма приграничной торговли должны учитываться следующие факторы: 
 
§                   положения международных договоров о приграничной торговле (приграничном сотрудничестве), заключенных Российской Федерацией с сопредельными иностранными государствами (группой сопредельных иностранных государств); 
 
§                   природно-ресурсные и социально - экономические условия развития приграничных территорий; 
 
§                   уровень экономического развития приграничных территорий, проводимая экономическая политика, открытость экономики, компетенций региональных властей; 
 
§                   традиционная хозяйственная деятельность приграничного населения и хозяйствующих субъектов государств, осуществляющих приграничную торговлю;   
 
§                   характер влияния приграничной торговли на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами. 
 
Реализация механизма приграничной торговли в Российской Федерации должна осуществляться путем: 
 
§                   заключения в установленном порядке международных договоров и соглашений о приграничной торговле между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами; 
 
§                   создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничной торговле и рабочих групп при них; 
 
§                   создания рабочих групп по развитию приграничной торговли в рамках межправительственных комиссий по торгово - экономическому и научно - техническому сотрудничеству. 
 
Для развития приграничной торговли могут быть рекомендованы следующие направления деятельности: 
 
§                   создание зон экспортного производства, ориентированных на малый бизнес; 
 
§                   сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно - техническое сотрудничество в сфере малого предпринимательства; 
 
§                   сотрудничество в области транспорта и связи; 
 
§                   упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий, занятыми в приграничной торговле государственной границы; 
 
§                   обмен информацией о таможенном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями; 
 
§                   обмен информацией о налоговом и иных видах законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства на приграничных территориях государств-участников приграничной торговли; 
 
§                   создание на приграничных территориях государств-участников приграничной торговли, равноценных условий для ведения субъектами малого бизнеса своей хозяйственной деятельности; 
 
§                   сотрудничество в области развития коммерческого здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских услуг на возмездной основе, обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации; 
 
§                   развитие на коммерческой основе прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен учащимися и научно - педагогическими работниками; 
 
§                   проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства. 
 
В настоящее время участниками приграничной торговли в той или иной степени являются: 
 
         - объекты розничной торговли, расположенные на приграничной территории; 
 
         - индивидуальные предприниматели (в основном осуществляющие реализацию товаров на местных мини-рынках); 
 
         - физические лица; 
 
         - юридические лица, расположенные в пределах приграничной территории.


Информация о работе Особые формы Внешнеэкономической деятельности: оффшорные зоны и приграничная торговля