Ответственность за совершение таможенных преступлений в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

В первую очередь рассмотрим состав получения взятки. Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Предметом взятки по УК КНР (ст. 385) может выступать: 1) имущество третьих лиц, 2) выгоды, причитающиеся третьим лицам, 3) именное комиссионное или агентское вознаграждение.

Вложенные файлы: 1 файл

ответственность кнр.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

Ответственность в сфере таможенных правоотношений в КНР

 

В первую очередь рассмотрим состав получения взятки. Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Предметом взятки по УК КНР (ст. 385) может выступать: 1) имущество третьих лиц, 2) выгоды, причитающиеся третьим лицам, 3) именное комиссионное или агентское вознаграждение.

Объективная сторона преступления согласно ч. 1 ст. 385 и ч.1 ст. 387 УК КНР состоит в требовании и получении взятки государственными служащими или юридическими лицами от других лиц или в незаконном получении выгоды, причитающейся третьим лицам, с использованием своего служебного положения (для юридических лиц без такового). Согласно ч. 2 ст. 385 и ч. 2 ст. 387 УК КНР взяткой является также незаконное получение именного комиссионного или агентского вознаграждения государственными служащими и юридическими лицами в процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности , что характеризует более широкое понимание объективной стороны данного состава китайским законодателем, чем российским.

 Ещё одна норма посвящена  составу получения взятки - ст. 388 УК КНР. Она закрепляет самостоятельный вид данного преступления, особенность которого заключается в том, что государственный служащий при получении взятки может не только использовать свои служебные полномочия, но и действовать противоправно благодаря служебному положению, а также использовать полномочия других государственных служащих. Данный состав получения взятки является формальными.

В УК КНР определен специальный  субъект получения взятки — государственный служащий. Законодательное определение государственного служащего содержится в ст. 93 УК КНР: настоящий кодекс называет таковыми лица, выполняющие служебные обязанности в государственных органах . Согласно ч. 2 ст. 93 УК КНР к ним также относятся служащие, посвятившие себя государственной службе в государственных компаниях, предприятиях, организациях, народных коллективах; служащие государственных учреждений, компаний, предприятий, организаций, которых назначают на работу в негосударственные компании, предприятия, организации, общественные объединения, а равно и прочие служащие, которые согласно закону посвятили себя государственной службе. Китайское законодательное определение специального субъекта должностных преступлений — государственного служащего принципиально отличается от российского законодательного определения субъекта состава получения взятки — должностного лица. «В качестве основного критерия определения столь сложного понятия китайский законодатель, в отличие от российского, использует не содержательный критерий — функции, а формальный критерий — занятие должности, на которой лицо посвящает себя государственной службе. Такой критерий не говорит ничего о содержании деятельности работника» [4, 251]. Кроме того, уголовный закон Китая не дает определения государственной службы.

 К юридическим лицам  - субъектам получения взятки  согласно ст. 387 УК КНР относятся  государственные органы, компании, предприятия, непроизводственные  единицы, народные организации . Субъективная сторона получения взятки по законодательству Китая представлена прямым умыслом и корыстным мотивом, который вытекает из существа данного преступления.

 По уголовному законодательству  Китая наказание дифференцировано  в зависимости от суммы полученной взятки и наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. К преступникам (государственным служащим) может применяться административное взыскание, краткосрочный арест, лишение свободы на срок от 2 до 10 лет и более, пожизненное лишение свободы и конфискация имущества как дополнительное наказание, а также смертная казнь (ст. 383 УК КНР) . Виновные юридические лица согласно ст. 387 УК КНР наказываются штрафом, а их руководящие или ответственные лица - лишением свободы на срок до 5 лет или арестом . Положительными моментами по сравнению с УК РФ является: 1) дифференциация наказания в зависимости от суммы полученной взятки, так как в УК РФ используется лишь понятие «крупный размер», образующее квалифицированный состав; 2) возможность привлечения юридических лиц к уголовной ответственности. УК КНР не определяет минимальный и максимальный размеры штрафа, срок ареста, что является его отрицательной чертой.

 Перейдем к сравнительной  характеристике такого преступления  как получение взятки. Объективная сторона дачи взятки по ст. 389 УК КНР включает в себя следующие деяния: а) передача имущества государственному служащему в целях получения незаконной выгоды; б) передача имущества государственному служащему в сравнительно крупном размере либо выдача государственному служащему именного комиссионного или агентского вознаграждения в процессе осуществления экономической деятельности в нарушение государственных установлений [4, С. 256]. Причем передача имущества государственному служащему под принуждением, не имеющая целью получение незаконной выгоды не является дачей взятки (ст. 389 УК КНР). Состав данного преступления формальный.

 Субъектом дачи взятки  по уголовному законодательству как России, так и Китая может выступать физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Но в Китае возможно привлечение к ответственности юридических лиц: государственных органов, компаний, предприятий, непроизводственных единиц, народных организаций. Субъективная сторона данного преступления по УК РФ и по УК КНР характеризуются прямым умыслом.

 Дача взятки должностному  лицу по  ст. 391 УК КНР отличается  суровостью: арест либо лишение  свободы на срок до 5 лет, при  отягчающих обстоятельствах - лишение  свободы на срок до 10 лет, при  особо отягчающих обстоятельствах  возможно назначение пожизненного заключения с конфискацией имущества в качестве дополнительного наказания . Юридическое лицо наказывается штрафом, кроме того лица, непосредственно ответственные за руководство, и другие непосредственно ответственные лица наказываются лишением свободы до 3 лет либо краткосрочным арестом (ст. 391 УК КНР) .

 В отличие от российского  уголовное законодательство Китая  предусматривает отдельную статью  за посредничество при передаче  взятки государственному служащему при отягчающих обстоятельствах (ст. 392 УК КНР).  Сходны позиции российского и китайского законодателей в том, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица (государственного служащего), или если оно добровольно сообщило о даче взятки в уполномоченный орган.

 В уголовном кодексе Китая содержится 8 статей, описывающих составы преступлений, так или иначе связанных с контрабандной деятельностью, и устанавливающих ответственность за их совершение (ст.ст. 151 – 157, 411 УК КНР). С учетом того, что каждая из статей подразделяется на части, всего выделяется 20 различных составов преступления. Отличительной особенностью уголовного кодекса КНР является отсутствие нормативно закрепленного понятия «контрабанда». Возможно, в китайской юридической практике этот термин является общеупотребительным и не требует отдельного уточнения.

Перечень товаров, контрабанда  которых в КНР запрещена под  страхом уголовного наказания несколько отличается от российского. В частности, в него входят:

  • фальшивая валюта;
  • драгоценные металлы;
  • ценные животные и производимая из них продукция;
  • уникальные растения и продукция из них;
  • порнографические материалы.

Теперь поговорим о  контрабанде и ее определении  в уголовном законодательстве в КНР. Уголовный кодекс Китая содержит гораздо больше норм, устанавливающих ответственность за квалифицированные (особые) виды контрабанды. В частности за:

1. Самовольную реализацию  на внутреннем рынке с целью  получения прибыли без санкции  таможенных органов и без доплаты  соответствующей суммы налогов  утвержденных к ввозу в страну  с применением льготного налогообложения  давальческого сырья, деталей для комплектации и сборки, являющихся предметом компенсационной торговли сырьем, запчастями, изделиями, оборудованием.

2. Самовольную реализацию  на внутреннем рынке с целью  получения прибыли без санкции  таможенных органов и без доплаты  соответствующей суммы налогов  импортных товаров и предметов,  в отношении которых было применено  налогообложение по пониженной ставке или которые были освобождены от налогообложения.

3. Незаконное приобретение  непосредственно у контрабандиста  товаров, запрещенных государством к ввозу в страну, или незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста иных контрабандно ввезенных в страну товаров и предметов в сравнительно крупных размерах.

4. Перевозку, покупку,  перепродажу во внутренних морях  и территориальных водах продукции,  запрещенной государством к ввозу  и вывозу из страны, или перевозку, покупку, перепродажу в сравнительно крупных размерах без наличия законного разрешения товаров и предметов, ввоз и вывоз из страны которых государством ограничен.

5. Ввоз из-за границы  на территорию страны твердых  отходов без проверки таможенных органов.

6. Сговор с контрабандистом,  предоставление ему кредита, денежных  средств, номера счета, чека, свидетельства  или оказание ему транспортных  услуг, услуг по хранению и  почтовой пересылке (рассматриваются  как участие в групповой контрабанде).

7. Вооруженное прикрытие  контрабанды.

8. Препятствование задержанию  контрабандистов посредством угроз  и насилия.

9. Попустительство контрабанде,  совершенное работником таможенных  органов, из корыстных побуждений.

Таким образом, мы видим, что  законодательство Китая содержит гораздо  более широкий перечень деяний, характеризующихся  как контрабанда, либо связанных  с совершением контрабанды, за которые  предусмотрена ответственность.

Характерной особенностью уголовного кодекса КНР является возможность  привлечения к уголовной ответственности (и за контрабанду в том числе) не только физических лиц, как в уголовном праве России, но и организаций. Юридические лица могут нести уголовное наказание как в виде штрафа, так и в виде ограничения деятельности.

Также за определенные деяния УК КНР установлен лишь нижний предел наказания (например, контрабанда оружия влечет лишение свободы на срок свыше 7 лет). Таким образом, верхний предел наказания зачастую не ограничен, и судья, рассматривающий дело, вправе определить нарушителю любой срок лишения свободы, который сочтет целесообразным. То же самое относится и к размеру штрафных санкций. В статьях китайского уголовного кодекса, касающихся контрабанды, говорится лишь о том, что за определенные деяния может быть назначен штраф. Однако диапазоны возможных сумм штрафных санкций не конкретизированы.

Согласно абз. 1 ст. 82 Таможенного закона КНР от 22 января 1987 г. (в ред. от 8 июля 2000 г.) (далее - Таможенный закон) контрабандой признаются действия, связанные с нарушениями норм Таможенного закона, иных законов и административных узаконений.

Действия могут быть связаны  с уклонением от таможенного контроля и уплаты сумм налогов, а также  с нарушением установленных государством ограничений на ввоз или вывоз  товаров:

- запрещенных или ограниченных в обороте, перемещенных через границу без уплаты налога;

- без разрешения таможни  и внесения подлежащего уплате  налога, представления разрешительных свидетельств;

- находящихся под таможенным  контролем, и ввезенных из-за  границы транспортных средств.

Кроме того, к контрабанде  относят неуполномоченную (самовольную) продажу облагаемых налогом товаров, а также товаров, облагаемых по льготным ставкам.

Если перечисленные действия не образуют состава преступления, таможня конфискует сокрытые контрабандные товары, грузы и полученный незаконный доход, а также наложит штраф в соответствии с нормой абз. 2 ст. 82 Таможенного закона.

В ст. 85 Таможенного закона указано, что при перемещении  или отправлении по почте товаров  в количестве, превышающем личные потребности, и в нарушение закона без указания их перечня в таможенной декларации нарушитель обязан доплатить таможенный налог. Помимо этого может быть наложен штраф. При анализе этой нормы необходимо обратить внимание на ряд аспектов.

Преступления в сфере  наркотиков

В соответствии с определением, приведенным в статье 357 Уголовного кодекса КНР (и использованным в  Законе КНР «О борьбе с наркотиками»), к наркотикам относятся опий (опиум), героин, метамфетамин («лёд»), морфий, каннабис (конопля), кокаин, а также иные наркотические и психотропные вещества, оборот которых находится под контролем государства.

Подробный список наркотических  и психотропных веществ, находящихся  в КНР под контролем государства, содержится в Перечне наркотических  веществ (2007-года) и Перечне психотропных веществ (2007-го года).

В соответствии с Постановлением Верховного суда КНР «О квалификации преступлений при применении Уголовного кодекса» в Китае выделяются следующие преступления в сфере наркотиков:

  • Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков (статья 347)
  • Незаконное владение наркотиками (статья 348)
  • Покрывательство преступных элементов, занимающихся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков (части 1, 2 статьи 349)
  • Сокрытие, передача, укрывательство наркотиков или имущества, полученного преступным путем (часть 1 статьи 349)
  • Контрабанда веществ, используемых для производства наркотиков (часть 1 статьи 350) и незаконная купля-продажа веществ, используемых для производства наркотиков (часть 1 статьи 350)
  • Незаконное выращивание растений, используемых в качестве сырья для производства наркотиков (статья 351)
  • Незаконная купля-продажа, транспортировка, наличие при себе, владение растениями или сеянцами, используемыми в качестве сырья для производства наркотиков (статья 352)
  • Вовлечение, обучение, привлечение обманным путем к употреблению наркотиков (часть 1 статьи 353) и принуждение к употреблению наркотиков (часть 2 статьи 353)
  • Содержание притонов для употребления наркотиков (статья 354)
  • Незаконное предоставление наркотических и психотропных веществ (статья 355)

Информация о работе Ответственность за совершение таможенных преступлений в КНР