Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:33, реферат
В первую очередь рассмотрим состав получения взятки. Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Предметом взятки по УК КНР (ст. 385) может выступать: 1) имущество третьих лиц, 2) выгоды, причитающиеся третьим лицам, 3) именное комиссионное или агентское вознаграждение.
Ответственность в сфере таможенных правоотношений в КНР
В первую очередь рассмотрим состав получения взятки. Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Предметом взятки по УК КНР (ст. 385) может выступать: 1) имущество третьих лиц, 2) выгоды, причитающиеся третьим лицам, 3) именное комиссионное или агентское вознаграждение.
Объективная сторона преступления согласно ч. 1 ст. 385 и ч.1 ст. 387 УК КНР состоит в требовании и получении взятки государственными служащими или юридическими лицами от других лиц или в незаконном получении выгоды, причитающейся третьим лицам, с использованием своего служебного положения (для юридических лиц без такового). Согласно ч. 2 ст. 385 и ч. 2 ст. 387 УК КНР взяткой является также незаконное получение именного комиссионного или агентского вознаграждения государственными служащими и юридическими лицами в процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности , что характеризует более широкое понимание объективной стороны данного состава китайским законодателем, чем российским.
Ещё одна норма посвящена составу получения взятки - ст. 388 УК КНР. Она закрепляет самостоятельный вид данного преступления, особенность которого заключается в том, что государственный служащий при получении взятки может не только использовать свои служебные полномочия, но и действовать противоправно благодаря служебному положению, а также использовать полномочия других государственных служащих. Данный состав получения взятки является формальными.
В УК КНР определен специальный субъект получения взятки — государственный служащий. Законодательное определение государственного служащего содержится в ст. 93 УК КНР: настоящий кодекс называет таковыми лица, выполняющие служебные обязанности в государственных органах . Согласно ч. 2 ст. 93 УК КНР к ним также относятся служащие, посвятившие себя государственной службе в государственных компаниях, предприятиях, организациях, народных коллективах; служащие государственных учреждений, компаний, предприятий, организаций, которых назначают на работу в негосударственные компании, предприятия, организации, общественные объединения, а равно и прочие служащие, которые согласно закону посвятили себя государственной службе. Китайское законодательное определение специального субъекта должностных преступлений — государственного служащего принципиально отличается от российского законодательного определения субъекта состава получения взятки — должностного лица. «В качестве основного критерия определения столь сложного понятия китайский законодатель, в отличие от российского, использует не содержательный критерий — функции, а формальный критерий — занятие должности, на которой лицо посвящает себя государственной службе. Такой критерий не говорит ничего о содержании деятельности работника» [4, 251]. Кроме того, уголовный закон Китая не дает определения государственной службы.
К юридическим лицам
- субъектам получения взятки
согласно ст. 387 УК КНР относятся
государственные органы, компании,
предприятия,
По уголовному
Перейдем к сравнительной
характеристике такого
Субъектом дачи взятки по уголовному законодательству как России, так и Китая может выступать физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Но в Китае возможно привлечение к ответственности юридических лиц: государственных органов, компаний, предприятий, непроизводственных единиц, народных организаций. Субъективная сторона данного преступления по УК РФ и по УК КНР характеризуются прямым умыслом.
Дача взятки должностному
лицу по ст. 391 УК КНР отличается
суровостью: арест либо лишение
свободы на срок до 5 лет, при
отягчающих обстоятельствах - лишение
свободы на срок до 10 лет, при
особо отягчающих
В отличие от российского
уголовное законодательство
В уголовном кодексе Китая содержится 8 статей, описывающих составы преступлений, так или иначе связанных с контрабандной деятельностью, и устанавливающих ответственность за их совершение (ст.ст. 151 – 157, 411 УК КНР). С учетом того, что каждая из статей подразделяется на части, всего выделяется 20 различных составов преступления. Отличительной особенностью уголовного кодекса КНР является отсутствие нормативно закрепленного понятия «контрабанда». Возможно, в китайской юридической практике этот термин является общеупотребительным и не требует отдельного уточнения.
Перечень товаров, контрабанда которых в КНР запрещена под страхом уголовного наказания несколько отличается от российского. В частности, в него входят:
Теперь поговорим о контрабанде и ее определении в уголовном законодательстве в КНР. Уголовный кодекс Китая содержит гораздо больше норм, устанавливающих ответственность за квалифицированные (особые) виды контрабанды. В частности за:
1. Самовольную реализацию
на внутреннем рынке с целью
получения прибыли без санкции
таможенных органов и без
2. Самовольную реализацию
на внутреннем рынке с целью
получения прибыли без санкции
таможенных органов и без
3. Незаконное приобретение
непосредственно у
4. Перевозку, покупку,
перепродажу во внутренних
5. Ввоз из-за границы
на территорию страны твердых
отходов без проверки
6. Сговор с контрабандистом,
предоставление ему кредита,
7. Вооруженное прикрытие контрабанды.
8. Препятствование задержанию
контрабандистов посредством
9. Попустительство контрабанде,
совершенное работником
Таким образом, мы видим, что законодательство Китая содержит гораздо более широкий перечень деяний, характеризующихся как контрабанда, либо связанных с совершением контрабанды, за которые предусмотрена ответственность.
Характерной особенностью уголовного кодекса КНР является возможность привлечения к уголовной ответственности (и за контрабанду в том числе) не только физических лиц, как в уголовном праве России, но и организаций. Юридические лица могут нести уголовное наказание как в виде штрафа, так и в виде ограничения деятельности.
Также за определенные деяния УК КНР установлен лишь нижний предел наказания (например, контрабанда оружия влечет лишение свободы на срок свыше 7 лет). Таким образом, верхний предел наказания зачастую не ограничен, и судья, рассматривающий дело, вправе определить нарушителю любой срок лишения свободы, который сочтет целесообразным. То же самое относится и к размеру штрафных санкций. В статьях китайского уголовного кодекса, касающихся контрабанды, говорится лишь о том, что за определенные деяния может быть назначен штраф. Однако диапазоны возможных сумм штрафных санкций не конкретизированы.
Согласно абз. 1 ст. 82 Таможенного закона КНР от 22 января 1987 г. (в ред. от 8 июля 2000 г.) (далее - Таможенный закон) контрабандой признаются действия, связанные с нарушениями норм Таможенного закона, иных законов и административных узаконений.
Действия могут быть связаны с уклонением от таможенного контроля и уплаты сумм налогов, а также с нарушением установленных государством ограничений на ввоз или вывоз товаров:
- запрещенных или ограниченных в обороте, перемещенных через границу без уплаты налога;
- без разрешения таможни и внесения подлежащего уплате налога, представления разрешительных свидетельств;
- находящихся под таможенным контролем, и ввезенных из-за границы транспортных средств.
Кроме того, к контрабанде относят неуполномоченную (самовольную) продажу облагаемых налогом товаров, а также товаров, облагаемых по льготным ставкам.
Если перечисленные действия не образуют состава преступления, таможня конфискует сокрытые контрабандные товары, грузы и полученный незаконный доход, а также наложит штраф в соответствии с нормой абз. 2 ст. 82 Таможенного закона.
В ст. 85 Таможенного закона указано, что при перемещении или отправлении по почте товаров в количестве, превышающем личные потребности, и в нарушение закона без указания их перечня в таможенной декларации нарушитель обязан доплатить таможенный налог. Помимо этого может быть наложен штраф. При анализе этой нормы необходимо обратить внимание на ряд аспектов.
Преступления в сфере наркотиков
В соответствии с определением, приведенным в статье 357 Уголовного кодекса КНР (и использованным в Законе КНР «О борьбе с наркотиками»), к наркотикам относятся опий (опиум), героин, метамфетамин («лёд»), морфий, каннабис (конопля), кокаин, а также иные наркотические и психотропные вещества, оборот которых находится под контролем государства.
Подробный список наркотических
и психотропных веществ, находящихся
в КНР под контролем
В соответствии с Постановлением Верховного суда КНР «О квалификации преступлений при применении Уголовного кодекса» в Китае выделяются следующие преступления в сфере наркотиков:
Информация о работе Ответственность за совершение таможенных преступлений в КНР