Пензенский государственный
университет
Факультет экономики и управления
Кафедра «Менеджмент и экономическая
безопасность»
ОТЧЕТ
по результатам прохождения
производственной практики
в ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
студента 2 курса группы ________________________________________
_______________________________________________________________
Специальность: 38.05.02 «Таможенное
дело»
Руководитель практики от организации
__________________________
(подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель практики от университета
_________________________
(подпись)
_______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Студент ______________________________________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .………………………………………………………………….3
1 Организационно-правовые
основы деятельности таможенных
органов…………………………………………………………………………….5
1.1 Правовой статус и
структура таможенных органов
Российской федерации………………………………………………………………………...5
1.2 Пензенский областной таможенный
пост Саратовской таможни..………………………………………………………………………….
2 Документационное
обеспечение на Пензенском областном
таможенном посту Саратовской таможни……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Введение
Таможенные органы
являются неотъемлемой частью экономической
и внешнеторговой политики государства.
Таможенные органы активно содействуют
обеспечению экономической безопасности,
под которой понимается состояние экономики,
гарантирующее достаточный уровень социального,
политического и оборонного существования
и прогрессивного развития Российской
Федерации, неуязвимость и независимость
её экономических интересов по отношению
к возможным внешним и внутренним угрозам
и воздействиям.
Основной целью
таможенного регулирования в Российской
Федерации является обеспечение ее экономических
интересов, а именно:
- обеспечение выполнения Российской
Федерацией международных договоров,
составляющих договорно-правовую базу
Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее
− Таможенный союз), решений органов Таможенного
союза в сфере таможенного регулирования
и таможенного дела;
- обеспечение экономической
безопасности Российской Федерации при
осуществлении внешней торговли товарами;
- совершенствование государственного
управления в сфере таможенного дела;
- обеспечение соблюдения прав
и законных интересов лиц, осуществляющих
деятельность, связанную с ввозом товаров
в Российскую Федерацию и их вывозом из
Российской Федерации, лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела,
а также иных лиц, реализующих права владения,
пользования и распоряжения товарами,
ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми
из Российской Федерации;
- создание условий для развития
внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой
деятельности, инфраструктуры в сфере
таможенного дела.
Практика проходила в отделе
документационного обеспечения (ОДО) Пензенского
областного таможенного поста Саратовской
таможни.
Целью практики являлось:
- ознакомление с работой
Пензенского областного таможенного
поста Саратовской таможни;
- ознакомление с работой
отдела документационного обеспечения.
Для достижения поставленной
цели необходимо было выполнить следующие
задачи:
- ознакомиться с обязанностями,
правами и полномочиями государственного
таможенного инспектора ОДО и нормативными
документами, регламентирующими его деятельность;
- ознакомиться с основными
особенностями и направлениями деятельности
ОДО.
- изучить номативно-правовые
акты, в соответствии с которыми
осуществляет свою деятельность
отдел документационного обеспечения.
В ходе практики произведено
ознакомление с работой Пензенского
областного таможенного поста, с его историей
создания, основными целями и направлениями
деятельности, организационно-управленческой
структурой.
При прохождении практики также
была изучена литература, касающаяся данной
проблематики, в которой очень подробно
и четко описываются вопросы, входящие
в ведение таможенных органов, структура
таможенной системы.
1 Организационно-правовые
основы деятельности таможенных
органов
1.1 Правовой статус и
структура таможенных органов
Российской федерации
Таможенное регулирование в
таможенном союзе осуществляется в соответствии
с таможенным законодательством таможенного
союза, а в части, не урегулированной таким
законодательством, до установления соответствующих
правоотношений на уровне таможенного
законодательства таможенного союза, − в соответствии
с законодательством государств-членов
таможенного союза.
Единую таможенную территорию
таможенного союза составляют территории
Республики Беларусь, Республики Казахстан
и Российской Федерации, а также находящиеся
за пределами территорий государств -
членов таможенного союза искусственные
острова, установки, сооружения и иные
объекты, в отношении которых государства
- члены таможенного союза обладают исключительной
юрисдикцией. Пределы таможенной территории
таможенного союза являются таможенной
границей таможенного союза. В соответствии
с международными договорами государств
- членов таможенного союза таможенной
границей могут являться пределы отдельных
территорий, находящихся на территориях
государств - членов таможенного союза.
Таможенное законодательство
таможенного союза состоит из:
1) ТК ТС;
2) международных договоров
государств-членов таможенного союза,
регулирующих таможенные правоотношения
в таможенном союзе;
Таможенное законодательство
таможенного союза действует на таможенной
территории таможенного союза.
Система таможенных органов
включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела;
2) региональные таможенные
управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Таможенные органы выполняют
следующие основные функции:
1) осуществляют таможенное
оформление и таможенный контроль,
создают условия, способствующие
ускорению товарооборота через
таможенную границу;
2) взимают таможенные
пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные
и компенсационные пошлины, таможенные
сборы, контролируют правильность
исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов
и сборов, принимают меры по
их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение
порядка перемещения товаров
и транспортных средств через
таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение
установленных в соответствии
с законодательством о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности
и международными договорами запретов
и ограничений в отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу ТС;
5) обеспечивают в пределах
своей компетенции защиту прав
интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандой
и иными преступлениями, административными
правонарушениями в сфере таможенного
дела, пресекают незаконный оборот
через таможенную границу наркотических
средств, оружия, культурных ценностей,
радиоактивных веществ, видов животных
и растений, находящихся под угрозой
исчезновения, их частей и дериватов,
объектов интеллектуальной собственности,
других товаров, а также оказывают
содействие в борьбе с международным
терроризмом и пресечении незаконного
вмешательства в аэропортах в
деятельность международной гражданской
авиации;
7) осуществляют в пределах
своей компетенции контроль за валютными
операциями резидентов и нерезидентов,
связанными с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу, в соответствии
с валютным законодательством Российской
Федерации и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами органов
валютного регулирования;
8) ведут таможенную статистику
внешней торговли;
9) обеспечивают выполнение
международных обязательств Российской
Федерации в части, касающейся
таможенного дела, осуществляют
сотрудничество с таможенными
и иными компетентными органами
иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела;
10) осуществляют информирование
и консультирование в области
таможенного дела, обеспечивают
в установленном порядке государственные
органы, организации и граждан
информацией по таможенным вопросам;
11) проводят научно-исследовательские
работы в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба
(ФТС) является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
в соответствии с законодательством Российской
Федерации функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию,
контролю и надзору в области таможенного
дела, а также функции агента валютного
контроля и специальные функции по борьбе
с контрабандой, иными преступлениями
и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью
Федеральной таможенной службы осуществляет
Правительство Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба
осуществляет свою деятельность непосредственно
и через таможенные органы и представительства
Службы за рубежом во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, Центральным
банком Российской Федерации, общественными
объединениями и иными организациями.
Федеральную таможенную службу
возглавляет руководитель, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Правительством Российской Федерации.
Место нахождения Федеральной
таможенной службы - г. Москва.
Региональное таможенное управление
(РТУ) является таможенным органом, входящим
в единую федеральную централизованную
систему таможенных органов Российской
Федерации и обеспечивающим реализацию
задач и функций ФТС России в регионе деятельности
РТУ в пределах установленных компетенций.
РТУ осуществляют руководство
таможенным делом в своем регионе, который
определяет ФТС России. В задачи РТУ входят
организация таможенного дела, обеспечение
своевременного перечисления в федеральный
бюджет таможенных платежей, обобщение
и анализ таможенной практики, разработка
и осуществление в пределах своей компетенции
мер, направленных на обеспечение единства
таможенной территории России, ее экономической
безопасности в части, относящейся к таможенному
делу, борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое,
финансовое, кадровое, социально-бытовое
и прочее обеспечение своей деятельности
и деятельности подчиненных органов.
РТУ осуществляет руководство
деятельностью таможен, за исключением
таможен, непосредственно подчиненных
ФТС России, и таможенных постов, подчиненных
РТУ, находящихся в регионе деятельности
РТУ (далее − подчиненные таможенные органы),
и является по отношению к ним вышестоящим
таможенным органом.
РТУ создается, реорганизовывается
и ликвидируется ФТС России. Организацию,
контроль и координацию деятельности
РТУ осуществляет ФТС России. Место нахождения
РТУ определяется ФТС России.
РТУ возглавляет начальник,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности руководителем ФТС России.
1.2 Пензенский областной таможенный
пост Саратовской таможни
Таможенная служба на Пензенской
земле зародилась еще в ХVIII веке во исполнение
Указа Императора Петра Великого Коммерц-коллегии
о требованиях к работе таможенных служителей.
Дошедшие до наших дней архивные документы
датированы 1740 годом. Таможня просуществовала
13 лет, а в 1753 году была упразднена императорским
Указом, наряду с другими внутренними
таможнями России.
Возрождение таможенного дела
в Пензенской области произошло спустя
почти 250 лет, сработала инициатива ведущих
предприятий Пензенского региона, которые
занимались экспортными поставками, и
возник вопрос об ускорении прохождения
процедур таможенного контроля. Приказом
Главного управления государственного
таможенного контроля при Совете Министров
СССР № 192 от 20.11.1989 был создан Пензенский
таможенный пост Средневолжской территориальной
таможни со штатной численностью 4 человека. Приказом
ГУ ГТК СССР № 167 от 30.07.1990 Пензенский таможенный
пост был преобразован в Пензенскую таможню.
В 1993 году Государственный таможенный
комитет Российской Федерации издал приказ
№ 201 от 27.05.1993г «О создании таможенных
органов».
Приказом № 26-П по Пензенской
таможне от 30.07.1993 «О формировании структурных
подразделении таможни» (во исполнение
вышеназванного приказа ГТК) были созданы
таможенные посты в Сердобске, Кузнецке,
Каменке и Нижнем Ломове Пензенской области.
До этого таможенный контроль в этих городах
осуществлялся инспекторами-уполномоченными
Пензенской таможни. И хотя три из приведенных
таможенных постов (Каменский, Кузнецкий,
Сердобский) были в разное время ликвидированы,
сотрудниками постов и их руководителями
был внесен значительный вклад в развитие
внешнеэкономической деятельности и таможенного
дела в регионе деятельности Пензенской
таможни.
Приказом ГТК РФ от 11.12.2003 №
1445 первого февраля 2004 года создан Пензенский
таможенный пост первой категории. В 2004
году в конкурсе на звание «Лучший таможенный
пост Приволжского таможенного управления»,
среди 78 постов, Пензенский таможенный
пост занял третье место.
Приказом ФТС от 24 сентября
2012 года № 1918 «О совершенствовании структуры
таможенных органов, расположенных в приволжском
федеральном округе», Пензенский областной
таможенный пост включен в состав Саратовской
таможни.