Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей.
Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию "культурные ценности";
проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
проанализировать основные характеристики таможенных операций связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы перемещения транспортных средств через таможенную границу. 5
1.1 Основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. 5
1.2. Особенности перемещение транспортных средств для личного пользования и транспортных средств международных перевозок 8
Глава 2. Таможенное оформление транспортных средств перемещаемых физическими лицами 17
2.1.Правовое обеспечение таможенного оформления. 17
2.2. Особенности таможенного оформления транспортных средств 24
Заключение. 27
Список используемых источников. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Popova-Plan.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенное право»

на тему «Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза»

 

 

2013

 

Оглавление:

 

 

Введение

Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан обладает богатым потенциалом  историко-культурного наследия, представленного тысячами памятников археологии, истории, архитектуры и градостроительства, декоративно-прикладного искусства, документальными источниками, отражающими тысячелетний исторический путь народов. Данное наследие выполняет одну из ведущих ролей в формировании национального менталитета, выступает своеобразной «визитной карточкой» трех народов. Приоритетом государственной политики является бережное сохранение и приумножение бесценных свидетельств старины, активное их использование в жизни современного общества. Необходимо сберечь все ценное, интересное и во многом уникальное наследие, созданное нашими предками. И забота о культурном достоянии, которое является ярчайшим свидетельством высоких достижений народа в различных областях жизни, является благородной целью.

Связь между таможенными органами и проблемой сохранения историко-культурного наследия куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Еженедельно таможенными органами задерживается около 17 объектов сакрального искусства, преимущественно икон. И в данной сфере целью таможенных органов является выработка механизмов регулирования перемещения историко-культурных ценностей, пресечение их нелегального оборота.

Тема « Таможенное регулирование перемещения через  таможенную границу таможенного  союза историко-культурных ценностей» особенно актуальна в настоящее время, так как нелегальный ввоз и вывоз историко-культурных ценностей приобрел тотальный характер.

Актуальностью работы также  является сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям, а это одна из приоритетных задач для каждой страны. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но в то же время не должно препятствовать свободному международному культурному обмену. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Актуальность рассматриваемой  проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического применения, обусловили выбор темы исследования, цель и основные задачи курсовой работы.

Объектом исследования является система правоотношений, возникающих  в процессе перемещения через таможенную границу Таможенного Союза культурных ценностей.

Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее перемещение культурных ценностей  через таможенную границу Таможенного Союза.

Цель курсовой работы – рассмотреть пути совершенствования законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей.

Для достижения обозначенной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • дать определение понятию "культурные ценности";
  • проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей;
  • проанализировать основные характеристики таможенных операций связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза;
  • ознакомиться с основными направлениями совершенствования правового регулирования в сфере перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного Союза.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу.

1.1. Понятие, сущность и классификация культурных ценностей.

 

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных  национальностей, так и различных  слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального  статуса. Для одних это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других – способ существования или средство наживы.

Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать  показателем уровня культурного  развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Обмен для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение и история.

Для многонационального народа России объекты культурного  наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. 1В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

а) "ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей".

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.2

Деление вещей на две  категории, а именно на недвижимые и  движимые было известно еще в римском  праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась  известная формула "движимость следует  за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства – участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей.

В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".3

В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее – СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее – Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

  1. культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  2. культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  3. культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  4. культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  5. культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  6. культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности".

"Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

  1. исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  2. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  3. художественные ценности, в том числе:
  4. картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  5. оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  6. оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  7. художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
  8. гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
  9. произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  10. изделия традиционных народных художественных промыслов;
  11. составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  12. старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  13. редкие рукописи и документальные памятники;
  14. архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  15. уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  16. почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  17. старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  18. редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  19. другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры".

Таким образом, данным Законом  исчерпывающим образом оговариваются  практически все предметы, которые  прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Не смотря на то, что  международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

Разнообразие применяемых  терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании  общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно  к таможенному законодательству. Это грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу.

С 1 января 2010 года на основании  Решения Межгосударственного совета Евразийского экономичесого сообщества № 18 от 27.11.09 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", вступила в силу Единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности (далее – ЕТНВЭД), в которой, как и в предшествующей ей ТНВЭД России, культурным ценностям отведен отдельный раздел, куда входит группа 97 "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат". Однако следует отметить, что такие товары классифицируются в других товарных позициях ЕТНВЭД, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстов примечаний или товарных позиций данной группы. Изделия, относящиеся к товарным позициям 9701 - 9705, остаются в этих товарных позициях, даже если их возраст превышает 100 лет.4

Согласно Таможенному  кодексу Таможенного Союза, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации, отнесено к числу основных функций таможенных органов. Культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Степень ответственности за совершение такого рода преступлений определена Уголовным Кодексом РФ: "наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом в размере одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового". Специалистами установлено, что процент раскрываемости контрабанды составляет 6-10 %. Принято считать, что это распространяется на все виды контрабанды. Однако специфика культурных ценностей как объекта незаконного перемещения допускает в некоторых регионах еще более низкий порог раскрываемости: для Дальнего Востока цифра, полученная методом расчёта, не достигает ниже 1 %.

Информация о работе Перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза