Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:27, реферат
Современная наука рассматривает таможенное дело как систему знаний и закономерностей, как сложное социально-экономическое явление. Исходя из этого, предметом истории таможенного дела является деятельность людей по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей.
Историческое изучение вскрывает неисправности в складе общества, больно и смутно чувствуемые людьми, указывает ненормальное соотношение каких-либо общественных элементов и его происхождение и дает возможность сообразить средства восстановления нарушенного равновесия.
Периодизация истории таможенного дела России
Содержание
Введение
Современная наука рассматривает таможенное дело как систему знаний и закономерностей, как сложное социально-экономическое явление. Исходя из этого, предметом истории таможенного дела является деятельность людей по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей.
Историческое изучение вскрывает неисправности в складе общества, больно и смутно чувствуемые людьми, указывает ненормальное соотношение каких-либо общественных элементов и его происхождение и дает возможность сообразить средства восстановления нарушенного равновесия.
Характерной особенностью предмета истории таможенного дела, вытекающей из цельности исторической науки, является оптимальное сочетание новых и сложившихся ранее взглядов на процессы, происходящие в человеческом обществе. История таможенного дела как составная часть исторической науки предполагает преемственность накопленного опыта, его реализацию в новых исторических условиях и предметно-проблемный подход к изучению таможенного дела в тесной связи с другими историческими науками, всестороннюю опору на теорию таможенного дела, таможенную политику и современную практику.
Целью работы является изучение периодизации таможенного дела.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Сущность таможенного дела
Таможенное дело, по утверждению историков, зародилось в глубокой древности, в период, когда в результате развития экономики начался процесс разделения труда, вызвавший повышение его производительности. Рост производительности труда привел к появлению излишков товаров. На этой основе осуществлялся обмен, а затем и купля-продажа. Появилось особое сословие людей – купцы, занимавшиеся куплей-продажей товаров. Объективно возникали и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место торговли и т. д. Но это были еще не таможенные сборы в нынешнем понимании, а лишь налог, пополнявший казну города или государства, т.е. фискальный сбор. Ближе к таможенному сбору была плата за гарантии сохранности перевозимого по территории государства товара и за услуги, оказываемые при перемещении и складировании товара. Здесь просматривается связь таможенного дела с финансами.
Развитие государства привело к созданию его институтов – администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Пошлины на привозные товары устанавливались по-разному и колебались от 0,01 стоимости товара до 0,1, т.е. зависели от решения того или иного административного органа и сложившейся торговой конъюнктуры.
Это подтверждается историческими примерами.
В III в. до н. э. в г. Тарифа, в нынешней Андалусии, в провинции Кадис на юге Испании, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города "тариф", упорядочивающий сбор пошлин.
Таможенный тариф стал для государства важным инструментом защиты национальной экономики и пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры. Древние государства, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Появление тарифа породило новое явление – составную часть таможенного дела – таможенную пошлину, которая носила объективный характер и требовала систематического учета.
С.В. Циммерман пишет в своей книге, что эволюция развития налоговой системы в древнем мире привела к изобретению налога на предметы. "В самой глубокой древности личная подать сопровождалась уже таможенной пошлиной, т.е. пошлиной на привоз, потребление и вывоз товаров".
Недооценка объективной природы пошлины приводила к разрушительным последствиям.
Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и свою негативную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше цены на ввозимые товары, а в это же время на рынок контрабандным путем проникали товары по более низким ценам. Государство от этого проигрывало, поскольку казна недополучала денежные поступления. Эти процессы происходили не только в Карфагене, но и в других государствах Средиземноморья, что стало одной из причин падения древних государств.
Историки констатируют, что повышение таможенных пошлин привело к тому, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и разбойники. В Древнем Риме это положение усугублялось еще и тем, что сбором официальных пошлин процедура не ограничивалась. Публиканы (сборщики пошлин) чинили в отношении приезжих явный произвол, собирая с них дополнительный налог, что приводило в конечном счете к сокращению торговли и отказу ввозить в Рим необходимые товары. [5, C.134-135]
В начале XII в. во избежание злоупотреблений в Пальмире (Сирия) были закреплены таможенные порядки. На камне был высечен тариф.
Финансисты и государственные деятели не сразу поняли объективный характер таможенного дела и оценили возможности использования таможни для развития и укрепления государства.
Экскурс в историю этого вопроса показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с общественно-экономическим строем государства. В V в. натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги становятся конечной целью хозяйственной деятельности. Таможенная политика в это время стояла на страже накопительства.
В VII-XI вв. таможенное дело превращается в инструмент регулирования товарообмена, а таможенники приобрели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, а казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенник и казначей избирались из числа горожан. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовое положение определялось демократическими институтами.
На протяжении многих столетий местные власти и правители государств стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников. Фактически созданная система существовала для пополнения казны и защиты интересов торговцев и ремесленников.
В V в. на Рейне было 64 таможенных заставы, на Эльбе – 35, а на Дунае, только в Нижней Австрии, – 773. Там, где реку можно было перейти вброд, феодалы строили мосты и брали плату за проезд и проход по этим местам. Иногда через реку протягивали канат, чтобы брать плату с купеческих судов за проход по реке под мостом. Средневековые замки строились феодалами под предлогом защиты таможен, но основной их целью было вымогательство.
В 1497 г. на воротах Нюрнберга было высечено изображение весов, под которыми стоит таможенник. На левую чашу весовщик кладет гири, на правой лежит товар, рядом стоит купец с кошельком и достает деньги для уплаты пошлины. Под весами надпись: "Тебе как и другому". Но это была лишь внешняя сторона.
В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявилась необходимость выработать общую пошлинную систему. Так начали складываться элементы таможенного права.
В XV-XVII вв. в связи с промышленным переворотом в странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма тесно смыкалась с политикой протекционизма, в таможенном деле возникли новые явления, связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров за пределы государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза аналогичных товаров из других стран. Происходило сближение таможенного дела не только с торговлей, но и с производством. Таможенный тариф способствовал развитию промышленности, защищал ее от конкуренции извне.
Главное же состояло в том, что если раньше таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма наметился его политический аспект. Происходило взаимное влияние, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой – внешней и внутренней политики на таможенное дело. Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил свое отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах.
Первоначально государство обращало внимание на субъект торговли. Проблема внешнеторговой политики заключалась в отношении государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами, т.е. в правовых нормах. Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей или купцов.
Таможенное дело развивалось по своим законам. Этот объективный процесс проявился в сфере межэкономических и торговых связей между государствами и внутри государств и стал одним из механизмов регулирования внешней торговли и экономики в целом, стабилизации финансов. [7, C.89-90]
2. Формирование таможенного права
Таможенное законодательство на территории Древней Руси складывалось под влиянием международного права, которое регламентировало ввоз и вывоз товаров и сбор таможенных пошлин за несколько столетий до нашей эры.
Картина развития таможенного права в Древней Руси и в других государствах во многом сходна. Таможенное законодательство было направлено в большей степени на пополнение государственной казны и в меньшей – на регулирование внешних торговых отношений. Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, – поборов, которые впоследствии взимались также городами, и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги.
Применение элементов таможенного права на Руси относится к V-VIII вв. В это время в государствах Западной Европы уже складывались правовые нормы сбора таможенных пошлин и были юридически закреплены таможенные обрядности.
Содержание норм таможенного права в рассматриваемый и в последующие периоды отражало интересы господствующего класса того или иного государства с учетом его экономического развития.
Сохранившиеся письменные источники не в полной мере раскрывают особенности формирования норм таможенного права. Из дошедших до наших дней документов следует обратить вновь внимание на договор князя Олега с греками, в котором содержится положение о купле-продаже: "И да творят куплю, якоже или подобе не платяче мыта ни в чем же". Можно предположить, что мыт на Руси был известен задолго до подписания договора. Восточные славяне еще в V-VI вв. поддерживали торговые связи с Северным Причерноморьем, которое торговало с Римом и Грецией, с Прибалтикой и Приазовьем, и не могли не знать о таможенных обрядностях. Этого мнения придерживается Е. Осокин. Он считает, что возникновение мытного сбора связано с греческими священниками, распространявшими христианство. Им же поручался надзор за торговыми весами и мерами, на основании которых осуществлялись таможенные обрядности, обязательно при этом должны были существовать правовые нормы, регулирующие взаимоотношения таможенников и торговых людей.
К.И. Лодыженский утверждает, что сбор мыта за провоз товаров, пользование местом, отведенным для торга, за соблюдение порядка во время торговли является древним обычаем славян.
В понятие "мыт" входили те правовые нормы, которые отражали установленный на Руси порядок осуществления сбора пошлин в ходе торговли. На торгово-пошлинные отношения оказывало влияние развитие ремесел и торговли, но не настолько, чтобы сложился таможенный механизм регулирования, так как не было достаточно массового товарного производства, а сами товары носили в основном сырьевой характер.
Естественно, что нормы таможенного права были зафиксированы не в IX в., а лишь в X-XII вв. – в своде законов под названием Русская Правда. До наших дней дошло несколько редакций этого свода. Русская Правда является памятником права. Наряду с другими правовыми документами в нее вошли нормы "Закона русского". В ней содержались также нормативные статьи, регулирующие финансовые и торговые вопросы на рынке. Согласно статье 35, при сделке на торге должен присутствовать мытник. А если перекупщик чужой вещи на торгах – зажиточный гражданин – купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать честное приобретение вещи, выставив свидетелей, или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 32 Пространной Правды). Сведения о торговом (таможенном) праве содержатся в "Повести временных лет" и других летописных источниках.
Информация о работе Периодизация истории таможенного дела России