Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), происходит связывание ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза со ставками, которые применяются странами - участницами ВТО, а также гармонизация всего механизма таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза. При этом важное значение приобретает совершенствование управления таможенного тарифа в целях более полной реализации его защитных функций при соблюдении интересов мирового торгового сообщества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Экономическая сущность таможенной пошлины…………………….3
1.1. Цели, роль и функции таможенной пошлины………………………….......3
1.2. Принципы и критерии формирования таможенной пошлины……….......10
Глава 2. Обоснованность ставок таможенных пошлин на примере ввоза грузовой техники……………………………………...………………..15
2.1. Импорт и производство грузовой техники в России……………………..15
2.2. Оценка обоснованности ставок таможенных пошлин……………………20
Глава 3. Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО………………..30
Заключение…………………………………………………...…………………..36
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 115.77 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Экономическая сущность таможенной пошлины…………………….3

1.1. Цели, роль и функции таможенной пошлины………………………….......3

1.2. Принципы и критерии формирования таможенной пошлины……….......10

Глава 2. Обоснованность ставок таможенных пошлин на примере ввоза грузовой техники……………………………………...………………..15

2.1. Импорт и производство грузовой техники в России……………………..15

2.2. Оценка обоснованности ставок таможенных пошлин……………………20

Глава 3. Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО………………..30

Заключение…………………………………………………...…………………..36

Список использованных источников……………………………..……….……37

Приложение. Таблица 1………………………………………………………....41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях усиления экономических связей между странами и их хозяйствующими субъектами в государственном регулировании все большее значение приобретает внешнеэкономическая, прежде всего внешнеторговая деятельность. От направленности внешнеторговой политики во многом зависит формирование эффективной отраслевой структуры национальной экономики, развитие отраслей, определяющих ее научно-технический потенциал, экономическую нишу страны в мировом хозяйстве.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), происходит связывание ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза со ставками, которые применяются странами - участницами ВТО, а также гармонизация всего механизма таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза. При этом важное значение приобретает совершенствование управления таможенного тарифа в целях более полной реализации его защитных функций при соблюдении интересов мирового торгового сообщества.

Цель работы направлена на оценку обоснованности ввозных таможенных пошлин на примере импорта грузовой техники.

Задачи исследования состоят в раскрытии экономической сущности таможенной пошлины, анализе импорта и производства грузовой техники в Российской Федерации, а также оценке и рационализации ставок таможенных пошлин в рамках вступления России в ВТО.

Предмет исследования – обоснованность применения ставок ввозных таможенных пошлин.

Объект исследования – ставки ввозных таможенных пошлин.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ

 

 

    1. Цели, роль и функции таможенной пошлины

 

Понятие таможенной пошлины закреплено в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС), что указывает на наднациональный характер правового закрепления таможенной пошлины.

Согласно статьи 4 ТК ТС под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу [1].

Как отмечалось раннее, дефиниция таможенной пошлины имеет наднациональный характер, а значит цели применения и использования данного инструмента регулирования внешней торговли также закреплены на уровне международных договоров Российской Федерации.

Соглашением «О Едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008 определено, что основными целями Единого таможенного тарифа являются [3,4]:

1) рационализация товарной  структуры ввоза товаров на  единую таможенную территорию  государств Сторон;

2) поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров на единой таможенной  территории государств Сторон;

3) создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий  для эффективной интеграции таможенного  союза в мировую экономику.

Анализируя данные цели, можно говорить о том, что внешнеторговая политика России преследует достижение двух конечных результатов. С одной стороны, поиск и приобретение наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства, поддержание нормальной конкуренции и защита собственной промышленности и сельского хозяйства от воздействия иностранной конкуренции. С другой стороны – обеспечение наиболее выгодных условий сбыта своей продукции на мировом рынке и рационализация товарооборота для достижения наибольшей экономической выгоды при меньших денежных потерях.

Раскрывая роль таможенной пошлины, следует учесть ее экономический и торгово-политический аспекты [10].

Экономическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она создает стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и чаще всего единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Также, целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики [11].

Торгово-политическая роль таможенной складывается в защите определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров. Это не обязательно должны быть более слабые в экономическом отношении отрасли или предприятия. Часто наибольшей защитой пользуются именно наиболее развитые, монополизированные отрасли. Цель такого рода политики — создание национальным производителям условий для получения на внутреннем рынке монопольно высокой прибыли как одного из условий успешного выступления на внешнем рынке.

Помимо этого, таможенная пошлина широко используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки [13].

Говоря об экономической роли таможенной пошлины, и раскрывая ее экономическую сущность, следует отметить, что данный вопрос является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Данное положение также вытекает и из определения таможенной пошлины, которое закреплено в ТК ТС, где говорится, что это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. А значит таможенная пошлина, в частном своем проявлении, является платежом, необходимым для успешного передвижения товара через таможенную границу и выпуска его для внутреннего потребления. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. За факт совершения таможенных операций по выпуску  товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги [14].

Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости [12].

Следовательно, можно сказать, что в действующем законодательстве смешиваются совершенно разные экономические категории, что, конечно, имеет негативные последствия для формирования налоговой системы и таможенного тарифа. Методология определения налогов и таможенных пошлин совершенно различна и это должно получить отражение в различных законодательных актах.

Налоги являются составной, объективно обусловленной частью. Они определяют в конечном итоге размер части вновь созданной стоимости, поступающей в доход государства, которая не должна превышать определенного предела. Изъятие через налоги больших сумм вновь созданной стоимости замедляет или даже приостанавливает нормальный процесс расширенного воспроизводства, если государство не осуществляет соответствующего объема инвестиций;   у  предприятий   не   хватает   в   этих условиях  средств   на   поддержание процесса   расширенного воспроизводства, они увеличивают цены на свою продукцию, не осуществляется нормальное воспроизводство рабочей   силы.   Это   ведет   к   снижению   платежеспособного   спроса,   а, следовательно, к падению объемов производства [12,15].

Таким образом, налог служит экономическим инструментом перераспределения доходов, являющихся денежной формой вновь созданной стоимости. Как справедливо отмечают некоторые авторы, таможенная пошлина имеет рентный характер. Отсюда очевидно, что налог и таможенная пошлина являются различными экономическими категориями.

Ввозная таможенная пошлина отражает тот добавочный доход, который должен был бы получить импортер иностранного товара, приобретенного на мировом рынке по более низкой цене, чем та, по которой аналогичный товар может быть реализован отечественным производителем. Источником этого дохода является та часть вновь созданной   стоимости,   которая   предназначена   для   удовлетворения   потребности   в этом товаре. Если товар, предназначенный для удовлетворения этой потребности произведен отечественным производителем, то осуществляется обмен    вновь    созданной    стоимостью    различных    отечественных производителей.    Если    эта    потребность удовлетворяется   за   счет   товара,   то   вновь   созданная   стоимость, предназначенная для удовлетворения этой потребности, распределяется в пользу импортера, у которого она изымается полностью или частично в пользу государства через таможенные пошлины [9].

Таким образом, государство аккумулирует у себя часть созданной стоимости, которая образовалась в результате того, что потребность была удовлетворена более дешевым иностранным товаром, а часть производственных ресурсов на удовлетворение этой потребности высвободилась. Следовательно, государство должно рационально использовать эту экономию, т.е., направить ее на ускорение социально-экономического развития, а это во многом будет зависеть от квалификации высвобожденного труда и материально-вещественного состава высвобожденных ресурсов. Если эти ресурсы высвобождены из наиболее эффективных сфер, например, отраслей высоких технологий и они, естественно, не  могут  быть направлены  в  более  эффективные сферы,  а будут трансформироваться  в менее эффективные сферы или изыматься из общественного производства.

Иначе говоря, налог есть часть реализованной в процессе общественного воспроизводства вновь созданной стоимости, а таможенные пошлины есть часть нереализованной стоимости в процессе общественного воспроизводства, и здесь важное значение имеет то, насколько эффективно она может быть использована, реализована государством [8].

Накопленная в государственном бюджете экономия общественного труда в виде таможенных пошлин, может быть вообще выведена из процесса воспроизводства и направлена на цели конечного потребления, выплату внешних долгов, вложения в ценные бумаги других государств.

Если ставка установлена ниже ее экономически обоснованного уровня, то производственный капитал определенных отраслей прекращает функционирование и обесценивается, какая-то его величина в виде экономии потребителя передается в другие сферы, а остальная направляется в государственный бюджет [9,10].

Таким образом, посредством регулирования ставок таможенных пошлин достигаются определенные структурные сдвиги.

Например, при снижении ставок пошлин на импорт продукции машиностроения капитал этой отрасли обесценивается и частично передается в виде экономии в отрасли - потребители этой продукции.

В результате из машиностроительного комплекса будут изъяты и направлены на другие цели значительные объемы производственного капитала, а импорт продукции машиностроения значительно увеличился.

Источником экспортной пошлины является мировая рента, формирующаяся за счет части вновь созданной стоимости потребителей этой продукции. Аккумулируемые через экспортные пошлины в государственном бюджете доходы должны являться источником ускорения социально-экономического развития. Занижение экспортных пошлин увеличивает доходы   экспортеров,   стимулирует поставки   продукции   на   экспорт   при одновременном занижении экспортных цен [8].

Сущность таможенной пошлины также отражается в поддержании рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет [13].

Роль, которую играют таможенные пошлины в экономической системе страны, их значение как инструмента государственного регулирования экономики находит конкретное воплощение в выполняемых ими функциях.

Одной из функций является регулирование, которая непосредственно реализует значение таможенных пошлин как инструмента воздействия государства на экономические процессы. Диапазон возможностей, которыми она обладает, широк. Таможенные пошлины влияют на товарные и денежные потоки, спрос и предложение на отдельные группы товаров, структуру производства. Регулирующий потенциал таможенных пошлин реализуется посредством выполнения ими других функций: распределительной, поддержки конкурентной среды. Также данная функция реализуется посредством изменения ставок таможенных пошлин с учетом динамики цен на мировом рынке [9].

Информация о работе Повышение эффективности таможенных пошлин и их рационализация в рамках вступления России в ВТО