Понятие и виды таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 04:38, курсовая работа

Краткое описание

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава I. Общая характеристика таможенных платежей
1.1.Понятие, виды и функции таможенных платежей………………………….6
1.2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей……………………………………………………………………….…12

Глава II. Виды таможенных платежей
2.1. Таможенная пошлина…………………………………………………….…14
2.2. Налог на добавленную стоимость и акцизы………………………………16
2.3. Таможенные сборы, общая характеристика………………………………19
2.3.1 Таможенные сборы за оформление товара………………………………20
2.3.2 Таможенные сборы за сопровождение товаров……………………….…21
2.3.3 Таможенные сборы за хранение товара……………………………….…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды таможенных платежей_Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Административное  и таможенное право»

 

 

 

 

Выполнил 

студент группы Т-300

Гвоздюк Борислав Геннадьевич

 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук, доцент

Голоманчук Эйда Владимировна

 

 

 

 

 

Волгоград

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

 

Глава I. Общая характеристика таможенных платежей

1.1.Понятие, виды и  функции таможенных платежей………………………….6

1.2. Уголовная ответственность  за уклонение от уплаты таможенных  платежей……………………………………………………………………….…12

 

Глава II. Виды таможенных платежей

2.1. Таможенная пошлина…………………………………………………….…14

2.2. Налог на добавленную  стоимость и акцизы………………………………16

2.3. Таможенные сборы,  общая характеристика………………………………19

2.3.1 Таможенные сборы  за оформление товара………………………………20

2.3.2 Таможенные сборы за сопровождение товаров……………………….…21

2.3.3 Таможенные сборы  за хранение товара……………………………….…23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с развитием  мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу. Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу. Являясь составным элементом системы правоохранительных органов, таможенная служба вносит значительный вклад и в решение задач по борьбе с контрабандой, другими преступлениями, отнесёнными к её компетенции, и с нарушениями таможенных правил.

Однако на данном этапе  перед таможенными органами стоят  более масштабные и ответственные  задачи по формированию доходной части  федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.

Таможенные  платежи  играют важную роль для федерального бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов.  Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции.  Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Взимание таможенных платежей, их расчет, является важной и актуальной темой на сегодняшний день.

Итак, государственный  бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах  — системе налогов и таможенных платежах.

Именно о таможенных платежах и  пойдёт речь в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная цель написания курсовой работы по дисциплине «Административное и таможенное право», на тему «Понятие и виды таможенных платежей» состоит в том, чтобы сформировать комплексное понимание особенностей таможенных платежей, их роли для федерального бюджета, а также ознакомиться с функциями, порядком установления и уплаты отдельных видов таких платежей. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение таможенных платежей;
  2. Охарактеризовать таможенные платежи по отдельным видам;
  3. Указать различия между уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой.

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

1.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

 

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.

Во-первых, следует различать  «таможенные платежи» и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством». Последнее понятие является более  широким и включает в себя как  сами таможенные платежи, так и некоторые  другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Во-вторых, не все таможенные платежи уплачиваются исключительно  таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные  непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, могут  уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ, т.е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счёт таможенных органов.

Обязательный  характер таможенных платежей основан на конституционной норме (статья 57 Конституции РФ), согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах», а так же и иных нормативных актов о фискальных платежах. Отсутствие в формулировке названной статьи Конституции РФ указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством, например пошлин, не изменяет характера названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним основного закона. Пункт 2 ст. 318 ТК гласит, что таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей (ст. 5 Закона о таможенном тарифе, статья 11 ТК, ст. 8 НК).

Установление  таможенных платежей представляет собой сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается в необходимости не просто закрепить перечень таможенных платежей, но и определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.  При установлении таможенных платежей применяются нормы как таможенного, так и налогового законодательства. При этом перечень таможенных платежей сдержится в ст. 318 ТК. Раздел III ТК РФ полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, входит в компетенцию Правительства РФ, в частности установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же подробно регламентирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к налогам, взимаемым в области таможенного дела. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.

В качестве объединяющего фактора  выступает то, что обязанность  по уплате таможенных платежей продиктована совершением действий, направленных на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. Некоторые особенности имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий, непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, по таможенному сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений российского законодательства, в соответствии с которым происходит ввоз (вывоз) товаров.

Контроль над уплатой таможенных платежей осуществляют таможенные органы. В соответствии со ст. 403 ТК названные органы выполняют функции по взиманию таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролю над правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, принятию мер по их принудительному взысканию.

Таможенные платежи играют важную роль для федерального бюджета, так  как в полном объеме учитываются  в его составе доходов в  качестве налоговых (налоги, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Более трети всех доходов федерального бюджета формируется за счет поступления от их уплаты. Однако таможенные платежи должны иметь значимость для всей бюджетной системы страны. Их распределение между бюджетами следует осуществлять с учетом региональных интересов.

Таким образом, таможенные платежи представляют собой систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым законодательством РФ, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему России.

Виды таможенных платежей определены Таможенным Кодексом Российской Федерации, к ним относятся:

  1. таможенная пошлина;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. акцизы;
  4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
  5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия  аттестата;
  6. таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств;
  7. таможенные сборы за хранение товаров;
  8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  9. плата за информирование и консультирование;
  10. плата за принятие предварительного решения;
  11. плата за участие в таможенных аукционах.

Все перечисленные платежи  взимаются российскими таможенными  органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются  как по юридической природе, так  и по экономическому содержанию. Среди  них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Однако в Таможенном Кодексе невозможно заранее предусмотреть появление новых видов таможенных платежей. Состав таможенных платежей расширяется и обновляется по сравнению с Таможенным Кодексом Российской Федерации.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в  федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые  различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

Для реализации всего  комплекса таможенных мероприятий  создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная Таможенная Служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК РФ.

В соответствии с законодательством  России о мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться  специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Активное использование  института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

Регулирующая  функция таможенных платежей содержит широкий спектр экономических мер - от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений в целях насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Истории мирового хозяйства известны два диаметрально противоположных фланга внешнеторговой политики: автаркия – изоляция от внешнего мира (полная или частичная) и фритредерство – свободная торговля. Средствами их реализации служат соответственно протекционизм – система мер защиты внутреннего рынка и обеспечения интересов отечественного производителя, а так же либерализация, допускающая свободу конкуренции в угоду потребителю. Каждое из этих направлений таможенной политики имеет свои положительные и отрицательные характеристики.

Информация о работе Понятие и виды таможенных платежей