Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:53, реферат

Краткое описание

Перемены ожидает и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. ТК ТС практически воспроизводит определение таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под условия действия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Именно о нововведениях в ТК ТС в области проведения таможенного контроля пойдет речь в моей работе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль по ТК ТС: изменение форм и объектов таможенного контроля 5
Глава 2. Таможенная проверка по ТК ТС 12
Глава 3. Таможенная экспертиза по ТК ТС 17
Глава 4. Расширение полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Договором от 6 октября 2007 г. "О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" заложены основы образования Таможенного союза  трех договаривающихся государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В соответствии с данным Договором решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования договаривающихся государств.

На сегодня  ТК ТС является полноценно действующим  нормативно-правовым актом. Кодекс содержит значительное количество изменений  и нововведений. Помимо изменений  в понятийном аппарате, Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Перемены ожидает  и такой важнейший институт таможенного  дела, как таможенный контроль. ТК ТС практически воспроизводит определение  таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под  условия действия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Именно о  нововведениях в ТК ТС в области проведения таможенного контроля пойдет речь в моей работе.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТК ТС: ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМ И ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

В целом ТК ТС сохранил общую концепцию проведения таможенного контроля, заложенную в  ТК РФ. Кодекс воспроизводит принципы таможенного контроля, закрепленные в ТК РФ. В соответствии со ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

При выборе форм и объектов таможенного контроля используется система управления рисками (далее - СУР). СУР представляет собой  современную технологию таможенного  контроля, широко используемую таможенными  органами зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотской конвенции, ред. 1999 г.).1 С принятием ТК РФ данная система стала активно внедряться в российскую практику таможенного администрирования. Вместе с тем нормы о СУР содержались только в ст. 358 ТК РФ и ограничивались определением риска и перечислением целей применения системы. Более детально содержание и порядок применения таможенными органами СУР закреплялись в Концепции управления рисками в таможенной службе.2

ТК ТС включает гл. 18 "Система управления рисками", которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками. Статья 127 ТК ТС унифицирует и раскрывает ключевые понятия СУР: риск, анализ риска, индикаторы риска, профиль риска, оценка риска, области риска, товары прикрытия, товары риска и др.

Согласно ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют  СУР для определения товаров, транспортных средств международной  перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного  контроля, применяемых к таким  товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Целями применения СУР являются:

- обеспечение  в пределах компетенции таможенных  органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни  и здоровья человека, охране окружающей среды;

- сосредоточение  внимания на областях повышенного  риска и обеспечение более  эффективного использования имеющихся  в распоряжении ресурсов;

- выявление,  прогнозирование и предотвращение  нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза (имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы);

- ускорение  проведения таможенных операций  при перемещении товаров через  таможенную границу.

При этом стратегия, тактика применения СУР, порядок  сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками должны устанавливаться законодательством государств - членов Таможенного союза.

В отличие от ТК РФ в ТК ТС не только четко обозначаются объекты таможенного контроля, но и изменяется устоявшийся подход к их пониманию. ТК РФ четко не обозначал перечень объектов таможенного контроля, однако они прослеживались из анализа его положений (например, из ст. 14, закрепляющей, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю; из ст. 360, определяющей момент приобретения и утраты товарами и транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем и др.). Таким образом, ТК РФ к объектам таможенного контроля относил только товары и транспортные средства. ТК ТС расширяет перечень объектов таможенного контроля.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

- товаров, в  том числе транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу и (или) подлежащих  декларированию в соответствии  с ТК ТС;

- таможенной  декларации, документов и сведений  о товарах, представление которых  предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

- деятельности  лиц, связанной с перемещением  товаров через таможенную границу,  оказанием услуг в сфере таможенного  дела, а также осуществляемой  в рамках отдельных таможенных  процедур;

- лиц, пересекающих таможенную границу.

Как и прежде, проведение таможенного контроля отнесено исключительно к компетенции  таможенных органов. Вместе с тем  ст. 103 ТК ТС определяет особенности  проведения таможенного контроля на таможенной границе. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 103 ТК ТС). В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС).

Серьезное нововведение содержится в ст. 99 ТК ТС, регулирующей таможенный контроль после выпуска  товаров. В отличие от годичного  срока по ТК РФ, ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом статья предусматривает возможность увеличения законодательством государств - членов таможенного союза продолжительности данного срока, но не более пяти лет. Следует отметить, что проект федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации не увеличивает трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров.

Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий.

В то же время  в ТК ТС появляются три новые формы  таможенного контроля:

- учет товаров,  находящихся под таможенным контролем;

- проверка системы  учета товаров и отчетности  по ним;

- таможенная  проверка.

К числу принципиально  новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Проверка системы  учета товаров и отчетности была предусмотрена ст. 364 ТК РФ, которая  закрепляла обязанность лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного  дела, лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами, а также лиц, пользующихся и (или) владеющих условно выпущенными товарами по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах. Аналогичная обязанность теперь закреплена в п. 1 ст. 121 ТК ТС. Таким образом, по ТК ТС данная проверка получила статус формы таможенного контроля.

Согласно п. 3 ст. 121 ТК ТС проверка системы учета  товаров как форма таможенного  контроля проводится:

- при применении специальных упрощений в соответствии с ТК ТС;

- при условном  выпуске товаров;

- в отношении  лиц, осуществляющих деятельность  в сфере таможенного дела;

- в отношении  товаров, помещенных под таможенные  процедуры, предусматривающие ведение  учета таких товаров.

Наибольшую  детализацию в ТК ТС получила такая  новая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении  таможенного контроля. Таможенной проверке посвящена ст. 122 ТК ТС, а также  отдельная гл. 19 "Порядок проведения таможенных проверок". По своей правовой сущности данная форма контроля является аналогом предусмотренной ранее в ТК РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной.

Согласно п. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

ТК ТС расширяет  круг лиц, в отношении которых  может проводиться таможенная проверка. Так, ТК РФ позволял осуществлять таможенные ревизии у следующих категорий лиц: 1) декларантов; 2) лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков); 3) лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами; 4) участников внешнеэкономической деятельности.

По ТК ТС вторая категория добавляется владельцами  магазинов беспошлинной торговли, а  также уполномоченным экономическим оператором. Уполномоченный экономический оператор является новым субъектом таможенных правоотношений, под которым понимается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями.

Третья категория  проверяемых лиц вообще не выделяется в качестве самостоятельной категории.

Наибольшие  изменения затронули четвертую  категорию проверяемых лиц. В  соответствии с ТК РФ таможенным контролем  охватились практически только непосредственные участники внешнеэкономической  деятельности. Так, согласно ст. ст. 16, 376 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то таможенная ревизия могла быть проведена только у российского лица, которое заключило данную сделку или от имени либо по поручению которого сделка была заключена. И только если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения сделки - у лица, имеющего право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории, или у иных лиц, выступающих в достаточном качестве для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Так как основная доля перемещений товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществлялась на основании внешнеэкономической сделки, то таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям (владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки. Данные ограничения ТК ТС снимает.3

Согласно п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц также входят:

- лицо, обладающее  полномочиями в отношении товаров  после их выпуска, или его  представитель;

- лицо, осуществляющее  временное хранение товаров;

- перевозчик;

- иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

- лицо, в отношении  которого имеется информация, что  в его владении и (или) пользовании  находятся (находились) товары с  нарушением порядка, предусмотренного  ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.4

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА ПО ТК ТС

 

Более широко в ТК ТС, по сравнению  с ТК РФ, определяется предмет таможенной проверки. Так, статья 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.

Информация о работе Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза