Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 20:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации в рамках Таможенного союза, а также исследовать механизм его практической реализации.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие таможенного тарифа и составляющие его элементы;
- Рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;
- Изучить механизм применения таможенного тарифа в России в рамках таможенного союза.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА……………………..…..5
1.1. Единый таможенный тариф: сущность, цели, задачи…….……………......6
1.2. Формирование единого таможенного тарифа в Таможенном союзе……9
1.3. Применение единого таможенного тарифа в Таможенном союзе………12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….20
Интернациональные издержки
производства формируются в жесткой
конкурентной борьбе на основе национальных
издержек производства профильной, специализированной
продукции, поставляемой на мировой
рынок ее основными производителями,
обладающими определенными
Эти различия между национальными и мировыми
издержками и ценами, определяемые относительно
устойчивыми различиями в национальных
условиях производства продукции в разных
странах, и являются объективной основой
формирования таможенных пошлин.
Рассмотрение природы таможенной пошлины
позволяет сделать вывод о двойственном
характере ее сущности. Данная категория
рассматривается и как защитное средство,
и как источник получения государственных
доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина,
помимо регулирующего воздействия, несет
в себе и фискальную нагрузку.
Таможенные тарифы – это перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, систематизированный по определенным признакам. На территории Таможенного союза действует единый таможенный тариф. Таможенные тарифы действуют в каждом государстве и их использование направлено на реализацию целей торговой политики. Таможенный тариф может быть национальным, а может быть принят для ряда стран, входящих в Таможенный союз.
Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации представляет собой инструмент торговой политики ТС. Классификация товаров таможенного тарифа основывается на единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Таможенные тарифы напрямую влияют на величину таможенных платежей.
Единый таможенный тариф призван решать ряд экономических задач. Таможенные тарифы, действующие на территории Таможенного союза:
- рационализируют товарную структуру ввозимых товаров
- регулируют оптимальное соотношение импортно-экспортной продукции
- создают благоприятные условия для положительных изменений в производственной структуре и структуре потребления товаров
- позволяют проводить антидемпинговую политику в отношении импортных товаров
- обеспечивают условия для эффективного внедрения таможенного союза в мировую экономику.
Для определения таможенного тарифа необходимо изначально определить код декларируемого товара по ЕТН ВЭД ТС. Уже после этого, пользуясь вышеуказанным документом, определяется таможенный тариф. В процессе определения кода декларируемого товара необходимо пользоваться разработанными основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Таможенные тарифы предусматривают применение адвалорных ставок (в процентах от таможенной стоимости), специфические (определенная сумма за единицу облагаемого товара) и комбинированные (например, таможенная ставка 5%, но не менее 1 евро за литр).
Таможенные тарифные ставки
дифференцируется в зависимости
от страны, из которой происходит товар.
Можно выделить четыре уровня разделения.
Базовые ставки, приведенные в
Едином таможенном тарифе, используются
в отношении товаров
Вывод по главе 1.
В данной главе нами был рассмотрен единый таможенный тариф и его составляющие в рамках таможенного союза. Можно сказать, что таможенный тариф играет большое значение для внешнеэкономической деятельности России. Таможенный тариф постоянно совершенствуется, дополняется и регулируется, по большей части, таможенным союзом, что активно сказывается на его дальнейшем применении.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ.
Рассматривая механизмы таможенно – тарифного
регулирования ВЭД, необходимо учитывать,
что механизм регулирования должен вписаться
в международную торговую систему. Страна,
которая не считается с действующими в
мировом хозяйстве нормами и правилами,
обречена на постоянные торговые конфликты
и будет оставаться на периферии международного
разделения труда. Только участие во Всемирной
торговой организации откроет российским
товарам доступ на ряд рынков, которые
для них до сих пор фактически закрыты,
позволит прекратить дискриминацию российского
экспорта, даст возможность рассматривать
спорные вопросы в международных инстанциях.
Необходимо научиться отстаивать национальные
интересы теми методами, которые сегодня
признает ВТО. Постепенное приближение
таможенного регулирования к этим требованиям
нужно организовать таким образом, чтобы
не нанести существенного ущерба национальным
интересам[12].
Специфические и комбинированные
ставки ввозных таможенных пошлин применяются
в отношении значительного
Применение
данных видов ставок ввозных таможенных
пошлин позволяет, во-первых, в значительной
степени минимизировать потери по уплате
таможенных платежей в случаях декларирования
товаров с использованием умышленно искаженных
данных по таможенной стоимости, а во-вторых,
в определенной степени препятствовать
ввозу товаров низкого качества[13].
Помимо протекционистской
функции таможенного тарифа, важное значение,
имеет его регулятивная функция, заключающаяся
в создании благоприятных условий для
ввоза на территорию Российской Федерации
отсутствующих полностью или частично
на внутреннем рынке сырья, комплектующих
элементов, оборудования и других товаров,
необходимых для организации успешного
функционирования отечественного производства.
Участвуя в разработке предложений по
уровню ставок ввозных таможенных пошлин
на товары, необходимые для успешного
функционирования и дальнейшего развития
отечественной промышленности, ФТС России,
в частности, исходит из следующих соображений:
Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.
В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
3. Создание необходимых
предпосылок, стимулирующих развитие
конкуренции.
4.
Получение торгово-политических уступок
от стран – торговых партнеров Российской
Федерации.
5. Обеспечение решения социально
значимых задач, создание возможностей
для смягчения кризисных ситуаций и социальной
напряженности.
Очевидно, что при разработке мер таможенно
– тарифного регулирования необходим
учет всех перечисленных выше факторов.
Однако особо следует отметить тот момент,
что в связи с вступлением России в ВТО
ставки таможенного тарифа неизбежно
станут предметом переговоров, что является
сдерживающим фактором при выработке
оптимальных, с точки зрения других факторов,
уровней тарифных ставок[17].
В настоящее время все чаще имеют место
попытки отечественных производителей
решать проблемы, обусловленные неадекватностью
внутренних налогов, путём изменения таможенно
– тарифного регулирования. Однако такой
подход не обеспечивает решение проблем
отечественных производителей, одновременно
нарушая механизм и сбалансированность
многофункционального инструмента таможенного
тарифа за счет чрезмерного, неоправданного
усиления протекционистской функции.
Главная проблема заключается в обеспечении
сбалансированности и паритетности стоящих
задач, часть из которых имеет разнонаправленный
характер.
Меры по решению фискальных проблем и
защите отечественных производителей
могут противоречить мерам, направленным
на развитие конкуренции и решении социальных
задач.
Очевидно, оптимальным можно считать такие
ставки таможенных пошлин, которые позволяют
достигать максимального эффекта при
взаимоувязанном решении вышеуказанных
задач. Поэтому задача оптимизации мер
тарифного регулирования является в настоящее
время одной из наиболее актуальных, но
трудно реализуемых на практике[18].
Анализ действующих ставок таможенного
тарифа позволяет сделать однозначный
вывод о том, что в настоящее время по целому
ряду товаров государство фактически
занимает жесткую протекционистскую позицию,
в ряде случаев делая экономически невыгодным
их импорт путём установления высокого
уровня таможенных пошлин.
К таким товарам можно отнести, например,
легковые автомобили, одежду, обувь, мебель,
бытовую технику, отдельные виды продовольствия.
При этом зачастую игнорируется решение
таких задач, как развитие конкуренции
и обеспечение социальных интересов (интересов
потребителей), а также снижается эффективность
реализации фискальной функции. Таким
образом, не обеспечивается согласованное
решение стоящих задач.
Продуманная таможенная политика способна
изменить структуру импорта в пользу качественных
и высокотехнологичных товаров, способствовать
снижению цен, как на импортную, так и на
отечественную продукцию.
Однако, как уже отмечалось, достижение
поставленных целей и задач в области
таможенной политики во многом зависит
от того, насколько успешно таможенные
органы реализуют свои функции на практике.
Вывод по главе 2.
Таким образом, можно отметить, что механизм практической реализации таможенного тарифа широко применяем на территории Российской Федерации. Главной его особенностью является то, что в настоящее время таможенные платежи являются большой доходной частью составляющей федерального бюджета. Это является важной ролью во внешнеэкономической деятельности нашей страны. Но государство на сегодняшний день еще четко не сформировало свое мнение об установлении точного уровня таможенных пошлин, вследствие чего развитие внешнеторговых отношений, отчасти, затруднено, поэтому требуется правильный подход к установлению уровня пошлин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с поставленными задачами, мы раскрыли понятие таможенного тарифа, рассмотрели составляющие его элементы, виды и способы формирования таможенного тарифа, а также был изучен механизм его применения в России в рамках таможенного союза.
Усовершенствование и
развитие экономических связей сопровождались
качественными изменениями функций и
роли таможенного дела в реализации внутренней
и внешней политики, проявившимися в создании
межгосударственных зон свободной торговли
и таможенных союзов.
Сложившаяся к настоящему времени таможенно
– тарифная политика России в основном
ориентирована на: пополнение доходной
части бюджета (до 50% доходной части федерального
бюджета поступают от таможенных сборов);
защиту ослабленных секторов экономики
(отсюда повышение импортных пошлин на
многие виды зарубежных товаров).
Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:
Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.
Таким образом, многоплановость
и специфика влияния