Правовые принципы таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Краткое описание

Функционирование таможенно-тарифного механизма регламентируется принципами

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые принципы таможенно.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Правовые  принципы таможенно-тарифного регулирования

Т. Н. ТРОШКИНА*

Принципы, или  общие начала, занимают центральное  место в правовом механизме таможенно-тарифного  регулирования и в концентрированном  виде выражают его содержание.

Принципы правового  регулирования — это своего рода камертон всего последующего нормотворчества в таможенной сфере; их законодательное крепление в четких формулировках — непременное условие эффективного функционирования нормативной базы таможенно-тарифного механизма. Jни гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого, процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного законодательства и таможенной политики. Важную роль принципы играют в формировании судебной административной практики, в содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранении пробелов в таможенном законодательстве.

Функционирование  таможенно-тарифного механизма регламентируется принципами, среди которых выделяют:

— общеправовые (законность, федерализм, справедливость, примат международного права и др.);

— специальные  отраслевые и межотраслевые —  отражают наиболее характерные черты  и специфику таможенно-тарифного  регулирования (протекционизм, фискальный принцип и т. д.).

Комплексный характер правового регулирования таможенно-тарифных отношений предполагает, что часть принципов имеет административно-правовую природу (принцип охраны государственной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу; принцип защиты экономических интересов Российского государства1 и др.), другая же часть — финансово-правовую (налогово-правовую) природу (фискальный принцип, запрет придания обратной силы законам о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги и (или) сборы, повышающим налоговые ставки, устанавливающим или отягчающим ответственность за налоговые правонарушения, определяющим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков,2 и др.).

Особое место  в системе общих начал таможенно-тарифного  регулирования занимают конституционные принципы, задающие общее направление таможенно-тарифной политике (отнесение таможенного дела к исключительной компетенции Российской Федерации, единство таможенной территории и др.).

Рассмотрим, во-первых, основные принципы, являющиеся общими для всех видов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а во-вторых, принципы, характерные для таможенно-тарифного регулирования.

В первую группу входят, в частности, следующие принципы:

— единство внешнеторговой политики как составной части  внешней политики Российской Федерации;

— единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

— единство таможенной территории Российской Федерации;

— равенство  участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

— защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

— исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и  экономике Российской Федерации в целом.

Из числа специальных  принципов выделим:

— таможенный протекционизм;

— фискальный принцип;

— гласность  таможенно-тарифного регулирования  и заблаговременное информирование обо всех существенных изменениях в  таможенно-тарифном законодательстве;

— принцип межгосударственного  сотрудничества в таможенно-тарифной сфере.

Единство внешнеторговой политики как составной части  внешней политики Российской Федерации. Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

Внешнеторговая политика является частью внешней политики — общего курса государства в международных делах, подчинена целям и требованиям внешней политики данного государства и не должна входить в противоречия с ней. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешнеторговой деятельности с общими внешнеполитическими установками.

При этом иногда внешнеполитические интересы могут  оттеснить на второй план аргументы  экономической целесообразности и  эффективности конкретной внешнеторговой сделки (например, присоединение Российской Федерации к международным экономическим санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление всех внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни были).

Рассматриваемый принцип лежит в основании  системы дифференциации ставок таможенных пошлин в тарифе в зависимости от торгово-политического режима. Так, негативные изменения в международных (дипломатических) отношениях с государством N могут привести к отмене (приостановлению) режима наибольшего благоприятствования. Как следствие, товары, страной происхождения которых является N, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации облагаются таможенной пошлиной по ставкам, вдвое большим, чем базовые (т. е. по максимальным ставкам).

Другой пример. При периодическом пересмотре национальной системы преференций Российской Федерации Правительство РФ запрашивает  МИД России о состоянии внешнеполитических отношений с теми или иными  развивающимися странами и на основании официальной информации дипломатического ведомства принимает решение об оставлении конкретного государства в преференциальной системе России.

Единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Этот принцип, закрепленный в ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (п. 2 ст. 4), означает использование на равных обоих методов государственно-правового регулирования — таможенно-тарифного и нетарифного. Применение таможенного тарифа (т. е. налогообложения экспортных или импортных поставок) не исключает возможности использования по отношению к ним нетарифных инструментов (лицензирования, контингентирования, технических, санитарных и иных торговых барьеров). В ряде случаев одновременное применение таможенно-тарифных и нетарифных методов дает большие гарантии достижения конкретных внешнеторговых целей.

Данный принцип  не только устанавливает единство форм и методов государственного регулирования, но и требует создания системы эффективного контроля за регулятивной деятельностью государства. Контроль — обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц (ст. 35 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

Единство таможенной территории Российской Федерации. Принцип  единства таможенной территории произведен от правовых норм, содержащихся в ст. 8 Конституции РФ, в которой закрепляются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.

Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территория свободных таможенных зон и свободных складов рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определенных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации» (ч. 3 ст. 3 Таможенного кодекса РФ).

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционными принципами юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Следует заметить, что конституционный принцип  равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см. раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. 34-37), посвященный тарифным льготам).

Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, т. е. предоставлять одним  субъектам худшие условия для  внешнеторговой деятельности по сравнению с условиями, предоставленными другим субъектам.

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.

Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации  в международных санкциях, они  имеют право на возмещение убытков  в судебном порядке за счет средств  федерального бюджета (ст. 21 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намеченных ответных мер.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.

Для регулирования  отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются  принципы, закрепленные в ст. 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских  отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Очевидно, данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.

Таможенный протекционизм. Под протекционизмом понимается государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Протекционизм — понятие доктринальное, однако с недавних пор этот принцип стал упоминаться в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»3 среди принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества назван «государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества» (п. 1 ст. 4).

Одно из наиболее удачных определений таможенного  протекционизма дали А. Терехов и  Ф. Филипов, рассматривающие его  как категорию, «отражающую отношения, возникающие по поводу перераспределения прибавочной стоимости в процессе обособления национального рынка от мирового».4. Через определение таможенного протекционизма ими дается определение и таможенной политике: «государственное регулирование производственного отношения "таможенный протекционизм", определяющее изменение степени обособления национального рынка от мирового».5. Таким образом, таможенный протекционизм представляет собой особую форму общественных отношений, возникающих вследствие обособления внутреннего рынка от условий конкуренции на внешнем. Юридической категорией, разделяющей внутреннее и внешнее экономическое пространство, выступает таможенная граница. Правовой режим таможенной границы положен в основание нормативной базы, регулирующей механизм осуществления таможенного протекционизма.

Информация о работе Правовые принципы таможенно-тарифного регулирования