Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:15, реферат
Согласно ст. 1225 ГК РФ объектами интеллектуальной собственности признаются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных и вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Введение
1. Права авторов рационализаторских предложений
2. Права авторов на товарный знак, знак обслуживания и фирменное наименование
3. Права авторов селекционных достижений
4. Право на топологии интегральных микросхем
Заключение
Список литературы
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Государственный университет —
учебно-научно-производственный комплекс»
Кафедра: Технология и
товароведение продуктов
Реферат
по дисциплине: «Таможенные институты защиты прав интеллектуальной собственности во внешней торговле»
на тему:
«Право на результаты творчества, используемые в производстве»
Выполнила студентка
гр. 21-ТД: Горькова К.Ю.
Проверила: Орлова И.В.
Орел, 2012
Содержание:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Право интеллектуальной собственности - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.
Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами, обеспечивающими их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.
Согласно ст. 1225 ГК РФ объектами интеллектуальной собственности признаются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных и вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
В зависимости от особенностей объектов права интеллектуальной собственности можно выделить четыре ее разновидности: 1) авторское право и смежные права; 2) право на открытие; 3) промышленная собственность (право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, которые называют также патентным правом); 4) другие результаты творческой деятельности, используемые в производстве (право на товарный знак, знак обслуживания, на рационализаторское предложение, фирменное наименование, охрану селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, интересов обладателя “ноу-хау”).
Объекты права интеллектуальной собственности следует отличать от материального носителя, в котором выражено произведение или иной результат интеллектуального труда. Если право на объекты интеллектуальной собственности принадлежит только авторам и их законным преемникам, то право собственности на материальные носители, в которых выражено произведение, может принадлежать неограниченному кругу лиц, но уже не на праве интеллектуальной собственности, а в порядке обычного имущественного права.
Для стимулирования рационализаторской деятельности авторы рационализаторских предложений наделяются личными неимущественными и имущественными правами, которые обеспечивают общественное признание их заслуг и удовлетворение имущественных интересов. Указанные права достаточно разнообразны и предоставляются:
а) в связи с самим фактом создания нового и полезного для предприятия решения (право на подачу заявки, право на закрепление первенства, право на официальное оформление предложения путем выдачи на него удостоверения);
б) в связи с официальной
в) в связи с использованием предложения (право на получение вознаграждения, право пользоваться в течение определенного времени старыми нормами и расценками и др.).
Кроме того, действующее законодательство предоставляет рационализаторам ряд льгот и преимуществ в области налогообложения, жилищного и трудового права, поступления в высшие и средние специальные учебные заведения и т.д. Поскольку многие из названных прав так или иначе совпадают с аналогичными правами изобретателей, создателей полезных моделей и промышленных образцов, селекционных достижений и т.д., едва ли есть необходимость подробно останавливаться на анализе каждого ю них. Отметим лишь те особенности, которыми обладают отдельные права рационализаторов.
Одним из важнейших прав каждого рационализатора является право авторства, которым обеспечивается возможность лица считаться и именовать себя действительным создателем сделанного им рационализаторского предложения. Как и всякое право авторства, оно характеризуется неразрывной связанностью с личностью автора, от которой оно не может быть отчуждено, а также своей бессрочностью, абсолютностью и исключительностью. Однако в отличие, например, от права авторства изобретателя действие исключительного права авторства на рационализаторское предложение ограничено сферой того предприятия, которому оно было подано и которое выдало автору удостоверение на рационализаторское предложение. За пределами этой сферы авторство на тождественное предложение может быть закреплено за другим лицом, которое самостоятельно разработало такое же предложение. Иными словами, авторами тождественных предложений, поданных на разных предприятиях, могут быть разные лица, права которых признаются и охраняются в пределах этих предприятий.
Автор рационализаторского предложения имеет право на получение вознаграждения за использование его предложения. Рационализаторское предложение признается использованным, если оно применяется в изготовляемой продукции, технологическом процессе, технической или технологической документации, передаваемой третьим лицам на возмездной основе, продаваемой лицензии. Важное значение имеет определение момента начала использования. Для рационализаторских предложений, относящихся к конструкциям (устройствам) или материалам (веществам), им признается день начала изготовления продукции с использованием рационализаторского предложения. Рационализаторские предложения, относящиеся к способам (технологиям), признаются использованными со дня начала их применения в производственном процессе. Рационализаторские предложения, содержащие организационные или управленческие решения, считаются использованными со дня начала их применения на предприятии. Факт использования должен подтверждаться специальным документом (актом), содержащим название и регистрационный номер рационализаторского предложения, дату и место начала использования.
Прежде вопросы о размере, порядке и сроках выплаты вознаграждения решались в централизованном порядке. Размер вознаграждения определялся в зависимости от суммы годовой экономии, полученной в первом году использования предложения, по утвержденной шкале. Вознаграждение за рационализаторские предложения, не создающие экономии, но дающие иной положительный эффект, выплачивалось единовременно в размере, определенном в зависимости от их действительной ценности с учетом достигнутого положительного эффекта и объема использования.
Заслуживает упоминания
и такая предоставляемая
Предприятия имеют право вводить и иные льготы и преимущества для рационализаторов, если они не противоречат действующему законодательству.
Предприятия, принимающие рационализаторские предложения к использованию, не получают на них каких-либо особых монопольных прав. Однако их интересы могут быть ограждены правилами о защите служебной и коммерческой тайны и борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Отношения по поводу охраны
и использования товарных знаков,
знаков обслуживания и наименований
мест происхождения товаров
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответствующие товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Главная функция товарного знака и знака обслуживания - отличительная. Вместе с тем товарный знак выполняет и рекламную функцию, позволяет потребителям лучше ориентироваться в выборе товаров и услуг и оценки их качества с учетом репутации производителя.
Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие (например, звуковые) товарные знаки и их комбинации. По другим критериям различают также коллективные товарные знаки.
По законодательству к регистрации в качестве товарных знаков не допускаются некоторые обозначения, в частности: не обладающие различительной способностью, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, общеупотребительные обозначения товаров определенного вида и общепринятые символы и термины. Запрещается регистрация ложных обозначений либо способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его патентным поверенным в Патентное ведомство. Заявка должна содержать заявление о регистрации, само обозначение и его описание, перечень товаров (услуг), для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также документ об уплате пошлины либо об основаниях освобождения от ее уплаты или уменьшения ее размера.
По принятым к рассмотрению заявкам на регистрацию товарных знаков проводится предварительная экспертиза, по результатам которой заявка принимается к рассмотрению или отклоняется. По ее завершении проводится экспертиза заявленного обозначения.
При положительном решении
Патентное ведомство вносит товарный
знак в Государственный реестр товарных
знаков и знаков обслуживания Российской
Федерации, производит публикацию о
регистрации в своем официально
Владелец товарного знака имеет право в течение десяти лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать третьим лицам использовать данный знак без разрешения (лицензии). Допускается продление регистрации товарного знака по заявлению его владельца, подаваемому в последний год действия регистрации, каждый раз на десять лет.
Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно, а также историческое название географического объекта.
Отношения по регистрации (Патентным ведомством), по подаче и экспертизе заявки, а также по выдаче свидетельства на право пользования (в течение десяти лет с возможным продлением) наименованием места происхождения товара подробно регламентируются Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак (знак обслуживания) или наименование места происхождения товара, приобретают право использовать их для обозначения соответствующих товаров на всей территории РФ. В обоих случаях данное право действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство'. При этом указанный срок рассматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. В принципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельств на товарный знак или наименование места происхождения товара может неоднократно продлеваться в порядке, установленном ст. 16, 36 Закона РФ о товарных знаках и конкретизированном в Правилах продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания от 16 сентября 1993 г. и в Правилах продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в РФ и внесения изменений в регистрацию и свидетельство от 16 сентября 1993 г.
Информация о работе Право на результаты творчества, используемые в производстве