Проблема вхождения России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. ВТО
1.1. Структура и история создания ВТО…………………….…...……4
Структура ВТО………………………………………………..…...……...4
История создания ВТО………………………………………….....……..7
Основные соглашения и принципы……………….……………..……..8
Преимущества торговой системы……………………………......…….11
Выгоды ВТО для потребителя………………………….…..….…..…..11
Выгоды ВТО для страны……………………………………….….…...13
Политические выгоды………………………………………….….……15
Выгоды ВТО для взаимоотношений между странами……….……...17
Глава 2. Россия и ВТО
2.1.Цели и задачи присоединения……………….…………………….20
2.2.Плюсы и минусы присоединения……………….…………………22
2.3. Проблемы и последствия присоединения………………………..24
2.4. Современный этап переговоров о вступлении России в ВТО.....32
Заключение …………………………………………………..……..…...35
Список использованной литературы…………………….…………….38

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема вхождения России в ВТО.docx

— 58.81 Кб (Скачать файл)

 

Механизмы защиты внутренних производителей

 ВТО позволяет странам-участницам  эффективно защищать и продвигать  на мировых рынках продукцию  и услуги наиболее перспективных  отраслей. Для этого существуют  два основных инструмента: тарифные  и нетарифные меры защиты внутренних  производителей. На фоне общего  роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых  стран, полезно оценить российскую  ситуацию.

 Россия существенно снизила  уровень таможенных тарифов и  провела их унификацию вне  переговоров с ВТО. В настоящее  время средневзвешенный уровень  тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных  уровней от 5 до 25 %. Тем самым она  не только ослабила свою переговорную  позицию, но и сократила возможности  для дальнейшей стратегической  защиты и развития отдельных  товарных групп. Необходимость  унификации тарифов объяснялась,  прежде всего, неэффективным таможенным  администрированием. Вместе с тем,  наиболее экономически развитые  страны-члены ВТО максимально  используют возможности тарифной  защиты своих рынков путем  использования механизмов дифференциации  и эскалации тарифов, когда  таможенный тариф повышается  соответственно степени обработки  товара, что, в конечном итоге,  стимулирует производство товаров  с высокой степенью переработки  [14].

 Другим эффективным механизмом  защиты рынка являются нетарифные  методы, включающие технические  барьеры, антидемпинговые расследования,  расследования о применении субсидий  и др. Практика показывает, что  частота их применения странами  ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

 Ускорение процессов самоорганизации  производителей - важнейшая предпосылка  для эффективной защиты экономики  после присоединения к ВТО.  Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка  соответствующих товаров, могут  и должны выступать по нормам  ВТО в качестве инициаторов  антидемпинговых и иных защитных  мер по отношению к зарубежным  конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая,  с одной стороны, необходима  для работы в рамках ВТО,  а с другой - в России крайне  слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие  опытных юристов и юридических  фирм, способных защищать интересы  российских производителей в  международных судах и органах  ВТО. Поиск, подготовка таких  специалистов должны стать элементом  политики по подготовке страны  к вступлению. На все это явно  потребуется не один год. 

 

Неоднородность развития российских регионов

 Присоединение России к ВТО  может, с одной стороны, существенно  обострить диспропорции в развитии  российских регионов, а с другой  стороны, ограничить возможности  государства по компенсации региональных  диспаритетов. Наиболее драматичных  последствий от присоединения  России к ВТО можно ожидать  в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и  нефтехимической, а также в  машиностроении. В тоже время,  структура промышленного производства  многих российских регионов слабо  диверсифицирована. Например, в Нижегородской  и Самарской областях продукция  машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства [18].

 Таким образом, присоединение  России к ВТО может привести  к существенному сокращению налоговой  базы отдельных "моноотраслевых" регионов. В тоже время мала  вероятность того, что выпадающие  доходы в бюджетах и потери  в занятости в этих регионах  будут возмещены за счет развертывания  других производств, например  благодаря иностранным инвестициям.  Как показывает статистика, прямые  иностранные инвестиции концентрируются  в Москве и Московской области,  куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение  к ВТО может привести к развитию  еще больших региональных диспропорций.

 

Региональные торговые соглашения

 Еще один аспект присоединения  России к ВТО, о котором говорят  мало и вскользь, но который  с точки зрения национальных  интересов страны может оказаться  более серьезным, чем прямые  экономические последствия. Речь  идет об обязательствах России  в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической  интеграции на постсоветском  пространстве.

 Несмотря на то, что экономика  России по своим масштабам  несопоставима с экономиками  стран СНГ, формирование интегрированного  экономического пространства с  ними играет принципиально важную  роль для развития российской  экономики в долгосрочной перспективе.  Такая зависимость прослеживается  по нескольким направлениям [18].

 

 

 Во-первых, Россия устойчиво  занимает лидирующие позиции  во внешнеторговом обороте отдельных  стран СНГ. Украина, Казахстан  и Беларусь импортируют из  России от 42 до 64 % от всего объема  своего экспорта. А такие страны  как Таджикистан, Молдова и  та же Беларусь экспортируют  в Россию от 33 до 51 % своих товаров. 

 Во-вторых, Россия в значительной  мере субсидирует экономики стран  СНГ за счет заниженных цен  на энергоресурсы, по оценкам,  до 5 млрд. долл. в год. 

 В-третьих, экономики стран  СНГ, особенно Белоруссии, Украины  и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС,  критически необходимы как рынки  сбыта российской продукции высокой  степени переработки и как  механизм для отработки стратегии  продвижения российских товаров  на рынки третьих стран. Нельзя  не учитывать, что уровень насыщения  российского экспорта, направляемого  в СНГ, продукцией высокой степени  переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья.  Если в страны дальнего зарубежья  Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта  гражданской машинотехнической  продукции, то в страны СНГ  - 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное,  станкостроение и др.) экспорт  в СНГ является важнейшим каналом  реализации продукции. С другой  стороны, качество продукции металлургии  и машиностроения России критически  зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

 От кооперации со странами  СНГ критически зависит конкурентоспособность  российского машиностроения вообще  и выход его продукции на  мировые рынки. Отраслями, где  кооперация способна дать наибольший  эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение,  военно-техническая продукция и  др.

 В случае присоединения России  к ВТО вся система отмеченных  выше факторов подвергнется значительным  корректировкам в первую очередь  потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Современный этап  переговоров о вступлении России  в ВТО

 

 Координация процесса присоединения  возложена на Комиссию Правительства  Российской Федерации по вопросам  ВТО, которую возглавляет заместитель  Председателя Правительства России  А.Л. Кудрин. В ее состав входят  представители всех ветвей государственной  власти и общественных организаций.  Руководителем Российской правительственной  делегации на переговорах по  присоединению к ВТО назначен  заместитель Министра экономического  развития и торговли М.Ю. Медведков.

 В марте 2003 г. прошло 13-ое  заседание Комиссии по ВТО,  где были рассмотрены вопросы  о состоянии и основных задачах  по продвижению переговорного  процесса, приняты решения о продолжении  работы по приведению российского  законодательства и ведомственных  нормативных актов в соответствие  с нормами и правилами ВТО.  Также проблемы присоединения  были рассмотрены Советом Безопасности. 16 июля проведена Коллегия Министерства  по итогам переговорного процесса  по присоединению к ВТО. 

22 июля 2003 г. состоялось заседание  Правительства Российской Федерации,  посвященное рассмотрению вопроса  “О результатах очередного раунда  переговоров по присоединению  России к ВТО и перспективах  переговорного процесса”. С конца  июля Рабочая группа Государственного  Совета Российской Федерации  по вопросу присоединения России  к ВТО ведет подготовку Доклада  с участием регионов для его  рассмотрения на заседании Госсовета. 

 Ключевым элементом внутренней  работы является приведение российского  законодательства в соответствие  с нормами и правилами ВТО. 

 С 2000 года в Государственной  думе при Комитете по экономической  политике и предпринимательству  работает Экспертный совет по  законодательству во внешней  торговле и иностранным инвестициям  с целью выяснения мнений органов, общественных организаций, научных и деловых кругов в этой сфере с учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО.

 Распоряжением Правительства  России от 08.08.01 г. № 1054-р (в  редакции Распоряжения от 21.06.02 г.  № 832) был утвержден План мероприятий  по приведению законодательства  Российской Федерации в соответствие  с нормами и правилами ВТО,  предусматривающий разработку ряда  законопроектов, принятие которых  позволит в целом решить проблему  адаптации нормативной правовой  базы положениям ВТО. В их  числе – новая редакция Таможенного  кодекса, проекты новых законов  “О валютном регулировании и  валютном контроле”, “Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности”,  “О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров”, “О таможенном  тарифе”, а также внесение  поправок к законам по производству  и обороту алкоголя, а также  ряду других проблем. 

 Проводится экспертиза регионального  законодательства и ведомственных  актов на предмет их соответствия  нормам ВТО, разрабатываются новые  международные соглашения, регулирующие  вопросы, вытекающие из присоединения  России к ВТО. 

 В 2000-2003 гг. Минэкономразвития  провел около 500 встреч по обсуждению  российской позиции на переговорах  с различными союзами экспортеров,  импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные  встречи с Российским союзом  промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и  другими объединениями деловых  кругов, представителями научных  и общественных организаций.

 В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных  конференций "Россия, ВТО и  интересы российского бизнеса"  во всех федеральных округах  и более чем в 30 субъектах  Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов.

 За последние два года  при участии научных и деловых  кругов подготовлено более десяти  коллективных исследований, посвященных  оценке социально-экономических  последствий присоединения России  к ВТО. На их основе в настоящее  время готовятся рекомендации  для Правительства Российской  Федерации по минимизации возможных  негативных последствий присоединения  и совершенствованию взаимодействия  с ВТО с целью наиболее эффективного  использования преимуществ членства  в этой организации. 

 В результате интенсификации  переговорного процесса в 2003 г.  Российская делегация вышла на  завершающую стадию присоединения.  Необходимо подчеркнуть, что Россия  не готова присоединиться к  ВТО на любых условиях. Потенциальные  обязательства по всем параметрам  присоединения (тарифы, обязательства  в области сельского хозяйства,  доступ на рынок услуг, системные  вопросы) будут основываться на  реальном положении в экономике  и перспективах ее развития, обеспечивать  необходимую защиту национальных  производителей при сохранении  адекватной конкурентной среды.  Основные направления подготовки  к присоединению к ВТО объективно  совпадают с проводимыми в  стране реформами, что предусмотрено  среднесрочной Программой социально-экономического  развития России на 2003-2005 годы.

 

Информация о работе Проблема вхождения России в ВТО