Механизмы защиты внутренних
производителей
ВТО позволяет странам-участницам
эффективно защищать и продвигать
на мировых рынках продукцию
и услуги наиболее перспективных
отраслей. Для этого существуют
два основных инструмента: тарифные
и нетарифные меры защиты внутренних
производителей. На фоне общего
роста протекционизма в мире,
в особенности, со стороны развитых
стран, полезно оценить российскую
ситуацию.
Россия существенно снизила
уровень таможенных тарифов и
провела их унификацию вне
переговоров с ВТО. В настоящее
время средневзвешенный уровень
тарифов - 10,92 %, действуют 5 тарифных
уровней от 5 до 25 %. Тем самым она
не только ослабила свою переговорную
позицию, но и сократила возможности
для дальнейшей стратегической
защиты и развития отдельных
товарных групп. Необходимость
унификации тарифов объяснялась,
прежде всего, неэффективным таможенным
администрированием. Вместе с тем,
наиболее экономически развитые
страны-члены ВТО максимально
используют возможности тарифной
защиты своих рынков путем
использования механизмов дифференциации
и эскалации тарифов, когда
таможенный тариф повышается
соответственно степени обработки
товара, что, в конечном итоге,
стимулирует производство товаров
с высокой степенью переработки
[14].
Другим эффективным механизмом
защиты рынка являются нетарифные
методы, включающие технические
барьеры, антидемпинговые расследования,
расследования о применении субсидий
и др. Практика показывает, что
частота их применения странами
ВТО год от года только растет.
Примером использования технических барьеров
являются, например, введенные Европейским
Союзом ограничения на выхлопы автомобилей
или на "шумность" авиатехники. В
России ни законодательство, ни практика
такого регулирования далеко не совершенны.
Ускорение процессов самоорганизации
производителей - важнейшая предпосылка
для эффективной защиты экономики
после присоединения к ВТО.
Именно ассоциации производителей,
охватывающие большую часть рынка
соответствующих товаров, могут
и должны выступать по нормам
ВТО в качестве инициаторов
антидемпинговых и иных защитных
мер по отношению к зарубежным
конкурентам. Создание ассоциаций
- элемент той инфраструктуры, которая,
с одной стороны, необходима
для работы в рамках ВТО,
а с другой - в России крайне
слаба и неразвита. К "инфраструктурным"
элементам относятся также наличие
опытных юристов и юридических
фирм, способных защищать интересы
российских производителей в
международных судах и органах
ВТО. Поиск, подготовка таких
специалистов должны стать элементом
политики по подготовке страны
к вступлению. На все это явно
потребуется не один год.
Неоднородность развития
российских регионов
Присоединение России к ВТО
может, с одной стороны, существенно
обострить диспропорции в развитии
российских регионов, а с другой
стороны, ограничить возможности
государства по компенсации региональных
диспаритетов. Наиболее драматичных
последствий от присоединения
России к ВТО можно ожидать
в обрабатывающих отраслях промышленности,
в частности, в химической и
нефтехимической, а также в
машиностроении. В тоже время,
структура промышленного производства
многих российских регионов слабо
диверсифицирована. Например, в Нижегородской
и Самарской областях продукция
машиностроения составляет, соответственно,
47 и 56,5 % промышленного производства,
при этом вклад налоговых поступлений
от машиностроительных предприятий в
общий объем уплаченных налогов достиг
в данных регионах 19 и 34%, соответственно.
Аналогичная картина наблюдается в ряде
других регионов со слабо диверсифицированной
отраслевой структурой производства [18].
Таким образом, присоединение
России к ВТО может привести
к существенному сокращению налоговой
базы отдельных "моноотраслевых"
регионов. В тоже время мала
вероятность того, что выпадающие
доходы в бюджетах и потери
в занятости в этих регионах
будут возмещены за счет развертывания
других производств, например
благодаря иностранным инвестициям.
Как показывает статистика, прямые
иностранные инвестиции концентрируются
в Москве и Московской области,
куда в первом полугодии 2002
г. поступило 50% их общего объема.
В этом связи присоединение
к ВТО может привести к развитию
еще больших региональных диспропорций.
Региональные торговые
соглашения
Еще один аспект присоединения
России к ВТО, о котором говорят
мало и вскользь, но который
с точки зрения национальных
интересов страны может оказаться
более серьезным, чем прямые
экономические последствия. Речь
идет об обязательствах России
в рамках СНГ, а, говоря шире,
о будущем всей экономической
интеграции на постсоветском
пространстве.
Несмотря на то, что экономика
России по своим масштабам
несопоставима с экономиками
стран СНГ, формирование интегрированного
экономического пространства с
ними играет принципиально важную
роль для развития российской
экономики в долгосрочной перспективе.
Такая зависимость прослеживается
по нескольким направлениям [18].
Во-первых, Россия устойчиво
занимает лидирующие позиции
во внешнеторговом обороте отдельных
стран СНГ. Украина, Казахстан
и Беларусь импортируют из
России от 42 до 64 % от всего объема
своего экспорта. А такие страны
как Таджикистан, Молдова и
та же Беларусь экспортируют
в Россию от 33 до 51 % своих товаров.
Во-вторых, Россия в значительной
мере субсидирует экономики стран
СНГ за счет заниженных цен
на энергоресурсы, по оценкам,
до 5 млрд. долл. в год.
В-третьих, экономики стран
СНГ, особенно Белоруссии, Украины
и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС,
критически необходимы как рынки
сбыта российской продукции высокой
степени переработки и как
механизм для отработки стратегии
продвижения российских товаров
на рынки третьих стран. Нельзя
не учитывать, что уровень насыщения
российского экспорта, направляемого
в СНГ, продукцией высокой степени
переработки почти втрое выше,
чем в страны дальнего зарубежья.
Если в страны дальнего зарубежья
Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта
гражданской машинотехнической
продукции, то в страны СНГ
- 20 %. Для ряда отраслей машиностроения
(энергетическое, железнодорожное,
станкостроение и др.) экспорт
в СНГ является важнейшим каналом
реализации продукции. С другой
стороны, качество продукции металлургии
и машиностроения России критически
зависят от импорта из стран
СНГ ряда полезных ископаемых.
От кооперации со странами
СНГ критически зависит конкурентоспособность
российского машиностроения вообще
и выход его продукции на
мировые рынки. Отраслями, где
кооперация способна дать наибольший
эффект, являются: авиа- и автомобилестроение,
электротехника и приборостроение,
военно-техническая продукция и
др.
В случае присоединения России
к ВТО вся система отмеченных
выше факторов подвергнется значительным
корректировкам в первую очередь
потому, что двусторонние соглашения,
являющиеся организационно-правовым
механизмом согласования интересов и
принятия решений в СНГ, не только не позволят
скоординировать позиции стран СНГ, но
и не признаются ВТО в качестве основы
преференциальных торговых отношений.
Одним из первых кризисных последствий
может стать резкое понижение конкурентоспособности
товаров из стран СНГ на российском рынке
и наоборот, а также снижение взаимного
торгового оборота.
2.4. Современный этап
переговоров о вступлении России
в ВТО
Координация процесса присоединения
возложена на Комиссию Правительства
Российской Федерации по вопросам
ВТО, которую возглавляет заместитель
Председателя Правительства России
А.Л. Кудрин. В ее состав входят
представители всех ветвей государственной
власти и общественных организаций.
Руководителем Российской правительственной
делегации на переговорах по
присоединению к ВТО назначен
заместитель Министра экономического
развития и торговли М.Ю. Медведков.
В марте 2003 г. прошло 13-ое
заседание Комиссии по ВТО,
где были рассмотрены вопросы
о состоянии и основных задачах
по продвижению переговорного
процесса, приняты решения о продолжении
работы по приведению российского
законодательства и ведомственных
нормативных актов в соответствие
с нормами и правилами ВТО.
Также проблемы присоединения
были рассмотрены Советом Безопасности.
16 июля проведена Коллегия Министерства
по итогам переговорного процесса
по присоединению к ВТО.
22 июля 2003 г. состоялось заседание
Правительства Российской Федерации,
посвященное рассмотрению вопроса
“О результатах очередного раунда
переговоров по присоединению
России к ВТО и перспективах
переговорного процесса”. С конца
июля Рабочая группа Государственного
Совета Российской Федерации
по вопросу присоединения России
к ВТО ведет подготовку Доклада
с участием регионов для его
рассмотрения на заседании Госсовета.
Ключевым элементом внутренней
работы является приведение российского
законодательства в соответствие
с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года в Государственной
думе при Комитете по экономической
политике и предпринимательству
работает Экспертный совет по
законодательству во внешней
торговле и иностранным инвестициям
с целью выяснения мнений органов, общественных
организаций, научных и деловых кругов
в этой сфере с учетом требований ВТО,
а также координации законотворческой
деятельности, связанной с присоединением
России к ВТО.
Распоряжением Правительства
России от 08.08.01 г. № 1054-р (в
редакции Распоряжения от 21.06.02 г.
№ 832) был утвержден План мероприятий
по приведению законодательства
Российской Федерации в соответствие
с нормами и правилами ВТО,
предусматривающий разработку ряда
законопроектов, принятие которых
позволит в целом решить проблему
адаптации нормативной правовой
базы положениям ВТО. В их
числе – новая редакция Таможенного
кодекса, проекты новых законов
“О валютном регулировании и
валютном контроле”, “Об основах
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности”,
“О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при
импорте товаров”, “О таможенном
тарифе”, а также внесение
поправок к законам по производству
и обороту алкоголя, а также
ряду других проблем.
Проводится экспертиза регионального
законодательства и ведомственных
актов на предмет их соответствия
нормам ВТО, разрабатываются новые
международные соглашения, регулирующие
вопросы, вытекающие из присоединения
России к ВТО.
В 2000-2003 гг. Минэкономразвития
провел около 500 встреч по обсуждению
российской позиции на переговорах
с различными союзами экспортеров,
импортеров и объединениями товаропроизводителей.
Регулярно проводятся консультативные
встречи с Российским союзом
промышленников и предпринимателей,
Торгово-промышленной палатой и
другими объединениями деловых
кругов, представителями научных
и общественных организаций.
В итоге только за 2002-2003 гг.
проведено свыше 90 региональных
конференций "Россия, ВТО и
интересы российского бизнеса"
во всех федеральных округах
и более чем в 30 субъектах
Федерации, организованные Минэкономразвития
при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП
и региональных Администраций и законодательных
органов.
За последние два года
при участии научных и деловых
кругов подготовлено более десяти
коллективных исследований, посвященных
оценке социально-экономических
последствий присоединения России
к ВТО. На их основе в настоящее
время готовятся рекомендации
для Правительства Российской
Федерации по минимизации возможных
негативных последствий присоединения
и совершенствованию взаимодействия
с ВТО с целью наиболее эффективного
использования преимуществ членства
в этой организации.
В результате интенсификации
переговорного процесса в 2003 г.
Российская делегация вышла на
завершающую стадию присоединения.
Необходимо подчеркнуть, что Россия
не готова присоединиться к
ВТО на любых условиях. Потенциальные
обязательства по всем параметрам
присоединения (тарифы, обязательства
в области сельского хозяйства,
доступ на рынок услуг, системные
вопросы) будут основываться на
реальном положении в экономике
и перспективах ее развития, обеспечивать
необходимую защиту национальных
производителей при сохранении
адекватной конкурентной среды.
Основные направления подготовки
к присоединению к ВТО объективно
совпадают с проводимыми в
стране реформами, что предусмотрено
среднесрочной Программой социально-экономического
развития России на 2003-2005 годы.