Проблемы интеграции России в систему мировой экономики. Участие России в таможенных союзах и зонах свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является системное, целостное рассмотрение роли России в мировой экономике, а также её участие в региональной экономической интеграции.
Осуществление этой цели осуществляется через решение следующих задач:
Раскрыть понятие международной экономической интеграции, обозначив её признаки, преимущества и недостатки.
Выделить основные проблемы роли и места России в мировой экономике.
Рассмотреть приоритетные направления внешней политики, призванные обеспечить достижения лидирующих позиций России в мировой экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 7
2. СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

Понятно, что такие амбициозные  цели требуют совершенствования  как наднациональной нормативно-правовой базы ЕЭП, так и национальных законодательств  стран-участников: таможенных, налоговых, бюджетных кодексов и т. д.

В связи с этим положения  таможенного законодательства претерпевают существенные изменения. В практику таможенных органов внедряются новые  понятия, по-новому регулируется ряд  правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа  и смысловое наполнение13.

Рассуждая об экономической  целесообразности таможенного союза  и первых итогов его функционирования необходимо проанализировать чистый объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций между Белоруссией, Казахстаном и Россией. В 2011 году торговый оборот составил 63 млрд. долл. в 2011 г., что больше на 72%, чем в 2009 г., и на 37% – по сравнению с предыдущим годом.

Белоруссия и Казахстан  быстрее извлекли плюсы из интеграции: в 2011 г. почти две трети взаимной торговли были обеспечены экспортом  товаров из России, хотя еще два  года назад доля российского экспорта превышала 70%.

Одним словом, Таможенный союз не просто стал объективной реальностью, а начал постепенно трансформироваться в интеграционное объединение более высокого уровня.

Так, следующим шагом на пути реализации концепции создания Евразийского экономического союза стало создание зоны свободной торговли. В 1993-1994 гг. была предпринята попытка интегрировать все 12 стран СНГ под эгидой России.

15 апреля 1994 года президенты  Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана  и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ).

Подразумевалось, что в  ЗСТ будет осуществляться беспошлинная торговля, будут отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле и таким образом устранятся многочисленные торговые барьеры. Все  это должно было стимулировать увеличение товарооборота и создавать предпосылки  для устойчивого экономического роста государств - участников СНГ.

2 апреля 1999 года в Москве  был подписан Протокол об изменениях  и дополнениях к Соглашению  о зоне свободной торговли - рамочный  документ, который необходимо было  адаптировать к законодательству  каждого государства. Протокол  подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно  Протоколу, взамен действовавшего  в СНГ двустороннего режима  свободной торговли вводился  многосторонний, отменялись все  пошлины, а также налоги и  сборы, имеющие эквивалентное  действие, и количественные ограничения  на ввоз и (или) вывоз товаров  во взаимной торговле государств  - участников ЗСТ, устанавливался порядок разрешения споров и т.д.

Соглашение и Протокол к нему в пакете с другими документами, развивающими правовую базу по данной тематике, создавали достаточно эффективный  инструмент последовательного формирования режима свободной торговли.

Однако многосторонний режим  свободной торговли фактически до конца  сформирован не был. Участники Соглашения так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.

Ряд государств - участников СНГ не ратифицировали оба документа (Соглашение о ЗСТ и Протокол к  нему), что практически затормозило  реализацию масштабной зоны свободной  торговли. Между партнерами по Содружеству  продолжал действовать режим  свободной торговли, который был  зафиксирован в двусторонних соглашениях  о свободной торговле.

В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества на период до 2020 года.

Среди приоритетных направлений  в принятой Стратегии - завершение формирования и функционирование зоны свободной  торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной  торговой организации (ВТО); формирование предпосылок для создания общего экономического пространства; развитие общих рынков отдельных видов  продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.

В течение 2009-2011 годов велась работа над проектом Договора о зоне свободной торговли. Было проведено 13 заседаний специально созданной Рабочей группы по подготовке проекта документа, а также два совещания министров экономики.

18 октября 2011 года Договор о зоне свободной торговли был подписан.

Подпись под документом поставили  главы правительств восьми государств - участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран Содружества.

Консультации и переговоры о присоединении к Договору Азербайджана, Узбекистана и Туркмении планируется  продолжить.

Основными целями договора стали:

  1. Формирования условий для свободного движения товаров.
  2. Интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.
  3. Повышение уровня жизни населения своих государств.

Договор призван обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации (ВТО). Им предусмотрено неприменение таможенных пошлин в отношении экспорта и импорта товаров, происходящих с таможенных территорий, заключивших соглашение сторон, сведены к минимуму исключения из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины.

Кроме того, наряду с положениями  об отмене импортных пошлин соглашением  предусматриваются обязательства  сторон, гарантирующие недискриминационное  применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также соответствующие мировой  практике правила субсидирования. Помимо этого, договором предусматриваются  правила разрешения споров, что служит инструментом для принуждения сторон к выполнению взятых на себя обязательств.

С момента ратификации  договор заменяет ряд ныне действующих  соглашений между государствами  — участниками СНГ.

Договор содержит понятийный аппарат, а также базовые положения и нормы, регулирующие торгово-экономические отношения государств - участников СНГ на более высоком качественном уровне.

В Договоре существенно сокращается  количество изъятий из режима свободной  торговли при импорте. Фактически это  только три товара: спирт, сахар и  табачные изделия - и пошлины на них  сохраняются только до 1 января 2015 года.

Стороны договорились "заморозить" экспортные пошлины на существующем уровне и через шесть месяцев  после вступления Договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной  отмене.

Стороны согласились также  не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор фиксирует  отмену количественных ограничений  во взаимной торговле государств - участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер, то есть нетарифные ограничения полностью отменяются.

Важными положениями документа  являются:

- предоставление друг  другу национального режима в  отношении внутренних налогов,  сборов, законов, правил, относящихся  к купле-продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке;

- провозглашение принципа  свободы транзитных перевозок.

Статья 9 Договора посвящена  применению антидемпинговых и компенсационных  мер во взаимной торговле и направлена на устранение практики субсидирования экспорта. При этом определены четкие правовые механизмы по урегулированию возникающих проблем во взаимной торговле.

Согласно достигнутым  договоренностям обеспечивается прозрачность государственной помощи предприятиям путем ежегодного информирования других сторон об общей сумме и распределении  помощи, оказываемой государством, и предоставляя по требованию другой стороны информацию об оказании государственной  помощи в конкретных случаях и  схемы предоставления такой помощи.

В Договор включена основанная на правилах ВТО норма (статья 14), разрешающая  временно применять ограничения  в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.

Договор содержит норму, предусматривающую  независимое рассмотрение спора  комиссией экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, основанной на международной практике.

20 марта 2012 года Государственная  Дума РФ ратифицировала договор о зоне свободной торговли. 28 марта Договор был ратифицирован Советом Федерации РФ.

Второй страной, ратифицировавшей Договор о зоне свободной торговли, стала Белоруссия: 19 апреля 2012 года документ был ратифицирован парламентом, 8 мая 2012 года - белорусскими сенаторами.

30 июля 2012 года Договор  о зоне свободной торговли  ратифицировала Украина.

Таким образом, из восьми государств, подписавших документ, Украина стала  третьей после России и Белоруссии страной, которая ратифицировала его.

Создание зоны свободной  торговли позволило перейти к  следующему этапу  интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Основным содержанием  дальнейшей интеграции станет полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, на основе которого к 2015 году будет создано новое интеграционное объединение – Евразийский экономический союз.

 

 

Констатируя успешное функционирование Таможенного союза трех государств в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого экономического пространства, можно выразить убежденность в том, что дальнейшее развитие интеграции, основанной на глубоких исторических и духовных связях между народами, отвечает национальным интересам этих государств, способствует решению стоящих перед ними общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, мы рассмотрели роль России в мировой экономике, а также её участие в региональной экономической интеграции, раскрыв их с помощью поставленных задач.

Исходя из этого, можно  сделать следующие выводы:

Международная экономическая  интеграция является процессом хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

Основное преимущество интеграции - углубление специализации и международного разделения труда, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни. Главный недостаток – неравномерное распределение преимуществ интеграции между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Позиции России в мировом  экономическом пространстве осложняются  следующими обстоятельствами: участие в международном разделении труда преимущественно на экспорте энергоносителей; неадекватная законодательная база страны; недостаточное использование транзитного потенциала; низкая конкурентоспособность национального производства; недостаточная инновационная активность и технологическая отсталость России от ведущих стран мира.

Решение данных проблем невозможно без продвижения приоритетных национальных интересов в рамках многосторонних торгово-экономических отношений, в частности, в ВТО, а также развития тесного сотрудничества в рамках постсоветского пространства и ориентация на евразийский статус страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1.  Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией…") [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ 
    strategicplanning/concept/doc20081117_01?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e&WCM_Page.ResetAll=TRUE&CACHE=NONE&CONTENTCACHE=NONE&CONNECTORCACHE=NONE
  2. "Договор о зоне свободной торговли" (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2012 N 21-ФЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС – Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121497;dst=0;ts=392CDF3454519EE605BDB77BD35490CF;ts=471EB587CBE5D4BFDBEFC386F8C29A77
  3. Декларация от 18.11.2011 "О евразийской экономической интеграции" [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС – Консультант Плюс http://base.consultant.ru/test/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121934;dst=0;ts=927B03E42A3228F23FA4C4F3FBE96BD2
  4. Единое экономическое пространство начинает работать с 1 января 2012 года // Известия ¾ Режим доступа: www.evrazes.com/i/data/item7568-2.pdf

Информация о работе Проблемы интеграции России в систему мировой экономики. Участие России в таможенных союзах и зонах свободной торговли