Проблемы и перспективы развития современной валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
· рассмотреть валютную систему страны;
· выявить её основные элементы;
· показать развитие валютной системы в России;
· выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы России;
· рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Содержание

Введение
1. Формирование валютной системы..................................................................5
1.1. Национальная валютная система.................................................................5
1.2. Мировая валютная система..........................................................................6
1.3. Этапы развития мировой валютной системы.............................................7
1.4. Международная (региональная) валютная система.................................11
2.Валютная система Российской Федерации...................................................14
2.1. Становление валютной системы России...................................................14
2.2. Эволюция курса рубля России...................................................................19
2.3. Валютный коридор в России......................................................................21
3. Проблемы и
перспективы развития современной валютной системы России...................26
3.1. Проблемы развития валютной системы России.......................................26
3.2. Перспективы развития валютной системы России..................................30
Заключение..........................................................................................................36
Список использованной литературы...................

Вложенные файлы: 1 файл

моя первая курсовая1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Фундамент нормативной базы валютного регулирования создали закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его формирование многочисленные подзаконные акты. Система органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и её территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения.

Проблема утечки капитала из государства является сейчас во многом назначающей в дальнейшее развитие нашей нестабильной экономики. Иметь в своем распоряжении определенный ряд общих и основных черт с иностранными и развитыми аналогами, российский феномен оттока большого количества капитала отличается очень высоким своеобразием, как по мотивам утечек, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно прямо косвенно выливается из специфики первоначального и основного накопления капитала путем долгого теневого перераспределения доходов и извлекания из него спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, также и стремления хозяйствующих субъектов восстановить уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса.

Итак, можно сказать, что валютная система России страдает основном из-за утечки капитала из страны. Чтобы ее предотвратить нужно, найти методы решения этой проблемы, впоследствии которой валютная система могла бы нормализоваться.

 

3.2. Перспективы развития  валютной системы Российской  Федерации

Для сдерживания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать «бегство» капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдерживание «бегства» капитала, с мерами административного и финансового контроля над валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. К тому же за рубежом более 1 млн. компаний типа «почтовый ящик» (без активов и пассивов) отмывают «грязные» деньги.

Специалисты в области валютного регулирования предполагают, что для сдерживания «бегства» капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды «бегства» капитала.

Не менее важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как форма «бегства» капитала, если после перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз (от двух до пяти-шести, по некоторым оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются от среднемировых. Разница «уплывает» за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания «бегства» капитала в оффшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Учитывая важную роль банков и различных финансово-кредитных учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

В целях частичной репатриации «беглого» капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на «грязные» деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Необходимо также ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и «теневого» перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за рубеж. По оценкам экспертов, в России в среднем «теневой» капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол – первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций с переводом валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Как свидетельствует мировой опыт, для эффективного противодействия «бегству» капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать четкую институциональную структуру управления этим процессом, возглавляемую ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного центра должно стать не только противодействие отмыванию незаконных доходов, что находится в компетенции Межведомственного центра на базе МВД, но и «бегству» капитала по легальным и нелегальным каналам и стимулирование его репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы – невозврат экспортной выручки, упущенная выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным внешнеторговым контрактам, контрабандный экспорт товаров; так и легальные каналы – увеличение зарубежных активов предприятий и банков, не декларируемый вывоз иностранной валюты, в частности с использованием пластиковых карточек, долларизация экономики и другое.

Рост доверия российского бизнеса и населения к рублю можно отнести к числу наиболее важных экономических достижений последних лет. Этому во многом способствовали повышение внутренней финансовой стабильности, укрепление курса российской валюты, снижение темпов инфляции, а также отмена валютных ограничений на операции с капиталом.

Рост доверия к национальной валюте положительно сказывается на денежном обращении, способствуя дедолларизации экономики. Предприятия и население предъявляют все больший спрос на рубли, предпочитая их не только в качестве платежного средства, но и средства накопления. Более того, рубль начинает постепенно вытеснять иностранную валюту из теневого оборота. Однако положение российской валюты можно оценивать по-разному. Что касается сферы обращения, то пока российская валюта является лишь национальной валютой и обеспечивает лишь денежное обращение в России и в меньшей степени в рамках СНГ. Если оценивать ее место на мировом валютном рынке, то доля российского сегмента также пока невелика.

Вместе с тем, рубль постепенно укрепляет свои позиции, прежде всего, растет его доля на глобальном валютном рынке. Рост валютных операций с участием рубля наблюдается во многом благодаря высоким ценам на нефть и другие энергоносители, обеспечивающие приток дополнительной валютной выручки в страну. Однако значительный вклад в этот процесс, безусловно, вносят либерализация движения капитала и тенденция укрепления рубля.

Учитывая, что в ближайшие годы тенденция укрепления курса рубля сохраниться, государство должно взять на себя заботу о создании механизмов, способствующих скорейшему расширению спроса на продукцию отраслей обрабатывающей и авиационной промышленностей, автомобилестроения и энергетического машиностроения, в том числе путем организации и развития на условиях государственно-частного партнерства системы гарантийных фондов, лизинга, кредитования и страхования экспорта машинно-технической продукции. Не стоит забывать и про возможности государственного заказа, а также налогового стимулирования. Многие из этих механизмов вообще не требуют увеличения бюджетных расходов. Те же средства, которые государству предстоит потратить, являются по сути инвестиционными и не приведут к усилению инфляционного давления на экономику.

Государственная поддержка стратегических отраслей и секторов экономики, в том числе национальной банковской системы, имеет важное значение и для самого рубля. Спрос на российскую валюту будет расти только по мере повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличение товарного наполнения рубля и объемов экспорта из России машинно-технической и другой готовой продукции, которая будет пользоваться стабильным спросом за рубежом. В этом случае повышение доверия к рублю не будет носить исключительно конъюнктурный характер, а спрос на российскую валюту станет устойчив как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

Что касается международного признания рубля, то его часто ассоциируют с достижением полной конвертируемости. Однако эти понятия не являются эквивалентными. Полная конвертируемость рубля фактически уже достигнута со снятием валютных ограничений на капитальные операции. Международное же признание близко к понятию международной резервной валюты, когда национальная валюта используется во всем мире, подобно доллару и евро. Однако достижение этого статуса для рубля – задача на многие годы вперед. Ее решение зависит от фундаментальных факторов, которые могут изменяться лишь постепенно, а именно: значимости и размера экономики, роли России в мировой торговле и финансовых рынках. Пока же доля России в мировом ВВП, экспорте и капитализации фондового рынка укладывается в 3.7 %, говорить о реальном признании рубля в качестве международной валюты рано.

Для вовлечения рубля в международные расчеты необходимо снять ограничения на использование рублевых счетов, открытых за границей. Важным шагом на пути создания подобной системы расчетов в России может стать специальная фондовая площадка для осуществления валютных операций с участием банков-нерезидентов, которые смогут приобретать российскую валюту для своих клиентов. Для контроля над оборотом нашей валюты за рубежом целесообразно установить определенные требования к банкам-нерезидентам, допускаемым к участию в фондовых торгах (например, уровень кредитного рейтинга и страна происхождения), а также к открываемым на них лимитам.

Вовлечение рубля в международные расчеты будет способствовать повышению его статуса и постепенному превращению в региональную валюту для стран СНГ. При этом степень доверия к рублю будет зависеть не только от его устойчивости, но и от характера развития российской экономики.

Уже в этом году на российской и китайской валютных биржах начнутся торги пары рубль-юань, интерес к этому есть уже у 30 банков, но объем торгов пока будет небольшим.

Ожидается, что торги пары рубль-юань поможет снизить долю доллара во внешнеторговом обороте обеих стран. Растущий авторитет юаня подтверждает и интерес иностранных компаний к выпуску облигаций, номинированных в этой валюте. Не исключено, что для привлечения инвесторов их могут использовать российские крупные компании.

Первым шагом к «сотрудничеству» российской и китайской валют стало разрешение Банка России открывать счета в Китае в юанях всем российским банкам, а Банка Китая – проводить приграничной провинции операции с безналичными рублями по прямому курсу. Банки и их клиенты смогут значительно экономить на прямой конвертации валют, минуя доллар [6].

Поскольку экономическая ситуация в России по-прежнему остаётся нестабильная, то предложения руководителей России и Китая торговать между собой за рубли и юани, создание Таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) являются шагами в правильном направлении к преодолению системного кризиса в странах бывшего СССР и в мире. Но нужно идти дальше и руководству РФ пора начинать торговать энергоресурсами за рубли не только с Китаем и странами Таможенного Союза, но и со странами группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а дальше и со всем остальным миром. В КОБ с 1992 года научно обоснована необходимость торговать ресурсами России (нефтью, газом, электроэнергией, металлами и т.п.) за рубли и избрать в качестве инварианта прейскуранта не долларовый стандарт (который ни чем не обеспечен), и не золотой стандарт (который себя изжил, поскольку запасы золота ограничены, а долларовая масса после 1972 года (отмены золотого стандарта в качестве инварианта прейскуранта) многократно выросла и не может быть обеспечена всем имеющимся золотом на планете), а энергорубль. Энергорубль – энергетический стандарт, обеспеченный 1 киловатт-часом электроэнергии и эквивалентным ему количеством нефти или газа. Об этом сказано в КОБ, об этом сказано в экономическом блоке Программы КПЕ [5].

Заключение

Таким образом, можно сказать, что валютная система – это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Валютное регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала потребности текущего момента.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития современной валютной системы России