Конкурс на замещение вакантной должности
обеспечивает право на равный доступ граждан
к государственной гражданской службе. Методика проведения конкурса на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы, порядке и сроках
работы конкурсных комиссий в таможенных
органах Российской Федерации утверждена
Приказом Федеральной таможенной службы.
По результатам конкурса гражданин поступает
на гражданскую службу и заключает служебный контракт.
Профессиональная подготовка сотрудников
таможенных органов осуществляется также
в рамках формирования резерва кадров
для выдвижения на руководящие должности
в таможенных органах Российской Федерации.
От качества отобранных кадров зависит эффективность работы
таможенных органов, система оценки кандидатов
должна быть объективной, позволяющей
выявлять наиболее подходящих, отвечающих
требованиям должности, поэтому кадровой
политике в таможенных органах отведена
своя важная роль.
Президент Российской Федерации
В.В.Путин в одном из своих докладов отметил:
«Развитие профессионального потенциала
человека - это не только сегодня основная
цель государства, но и в долгосрочной
перспективе абсолютный национальный
приоритет России». Поэтому кадровая политика представляет
одно из ведущих направлений деятельности
в любой государственной структуре, система
таможенных органов не исключение. Она
охватывает разработку организационных
принципов работы с людьми, формирование
и рациональное использование человеческих
ресурсов, обеспечение эффективного развития
кадрового потенциала. Роль кадровой политики
в условиях развития рыночных отношений,
совершенствования внешнеэкономической
деятельности и необходимости быстрого
и эффективного реагирования на изменения
социально-экономической ситуации выделяется
в разряд важнейших факторов развития
таможенных органов как средство действенного
управления человеческими ресурсами и
поддержания кадрового потенциала.
Решению задачи качественного подбора кадров подчиняются все федеральные
модели и программы развития кадровых
процессов, формирования и реализации
резерва управленческих кадров, программы
кадровых перемещений в порядке ротации.
Только современные инновационные кадровые
технологии, основанные на передовой научной
управленческой мысли, творческом подходе
к работе с кадрами, могут стать действенными
инструментами эффективной реализации
кадровой политики.
К наиболее существенным направлениям, связанным
с формированием, реализацией и совершенствованием кадровой политики в таможенных
органах можно отнести:
- разработку на новой философско-методологической
основе федеральной политики в области
управления людскими, трудовыми, кадровыми
ресурсами государства и рационального
использования имеющегося кадрового потенциала в интересах общества.
Требуется установить ряд общих принципов
организации системы кадровой деятельности
а также принципов и технологий реализации
кадровой политики, включающих отбор должностных
лиц не по «вкусу», а по интеллектуальным
и профессиональным способностям с учетом
добродетельности их мировоззрения;
- формирование управленческой среды,
в которую могут инсталлироваться только
те руководители, развитие способностей
которых позволяют им реально соотносить
цели и возможности их достижения, брать на себя персональную ответственность
за принятие решений и их последовательное
результативное осуществление; видение
в службе (замещаемой должности) не способа
получения коммерческого прикупа («кормления»),
а прежде всего интереса, связанного с профессиональным и духовным развитием;
- формирование с учетом демографической
ситуации и геополитической составляющей
современной концепции кадровой политики,
а также программы ее реализации как системного
управленческого механизма и носителя
кадровых инвестиций, обеспечивающей реализацию
кадрового потенциала страны в ближайшее
время и перспективу до 2020 года;
- разработку интегрированной системы
научных знаний - «кадрологии», направленной
на научно-практическое обеспечение эффективной
реализации кадрового потенциала, формирования и развития
качественного кадрового состава органов
государственной власти, учреждений, организаций.
Основной целью этой системы знаний должны
быть выявление и постижение закономерностей,
связанных с опережающим отражением последствий принятия кадровых решений; формированием
кадровых систем, их гармонизацией, дебюрократизацией
кадровых процессов; ходом (формированием,
разработкой) и исходом (эффективностью,
результативностью) кадровой политики;
рациональным распределением персонала
по высшим должностям; оптимизацией кадрового
состава за счет снижения непрофильной
административной нагрузки на «производственный»
персонал; обеспечением эффективности
процесса формирования и результативности
государственной кадровой политики; установлением соответствия сложности задач, инвестиций, технологий и профессионализма кадрового состава в целом с реализацией кадровой стратегии;
- разработка эффективной системы недискриминационного
допуска лиц на работу в системе таможенных
органов, основанной на строгих профессиональных стандартах и технологиях
отбора (высокая профессиональная и правовая
культура, владение современными опережающими
кадровыми и информационными технологиями,
профессиональная честность и неподкупность,
безупречная репутация в обществе);
Признаками эффективной кадровой политики
в таможенных органах является ее достаточная
правовая и научная обеспеченность, а
также четкость признаков, в соответствии
с которыми можно сделать вывод о действенном
рабочем механизме подбора и расстановки
кадров в системе таможенных органов.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации от
12.11.1993;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору
о Таможенном кодексе Таможенного союза,
принятому Решением Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств
от 27.11.2009 N 17);
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред.
от 05.04.2013) «О государственной гражданской службе Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред.
от 07.05.2013) «О службе в таможенных органах
российской федерации»;
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред.
от 06.12.2011) «О системе государственной
службы российской федерации»;
- Приказ ФТС РФ от 08.09.2006 N 858 (ред. от 28.03.2011)
«Об утверждении Методики проведения
конкурса на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы,
порядке и сроках работы конкурсных комиссий
в таможенных органах Российской Федерации»;
- Приказ ГТК РФ от 31.07.2000 N 647 (ред. от 28.06.2002)
«О введении Программ подготовки и повышения
квалификации специалистов по таможенному
оформлению»;
- Брунер Р.Ф и др. Краткий курс MBA. М., 2005;
- Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. М., 2006;
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород,
2007;
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.
М., 2005;
- Маренков Н.Л., Косаренко Н.К. Управление
персоналом организации. М., 2005;
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом. М., 2005;
- Четвериков В.С. Административное право.
М., 2005;
- Управление персоналом на производстве:
учебное пособие/под ред. Н.И. Шаталовой,
Н.М. Бурносова.М.: ЮНИТИ, 2003;
1
Брунер Р.Ф и др. Краткий курс MBA. М., 2005.
С. 235.
2
Моргунов Е.Б. Управление персоналом. М.,
2005. С. 83.
3
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности.
М., 2006. С. 92.
4
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности.
М., 2006. С. 93.
5
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.
М., 2005. С. 105.
6
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.
М., 2005. С. 108.
7
Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород,
2007. С. 22.
8
Четвериков В.С. Административное право.
М., 2005. С. 120.