Псковская таможня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:10, реферат

Краткое описание

Целью работы является определение места и значения Псковской таможни в системе таможенной службы России на современном этапе, выделение особенностей ее функционирования.
Задачи работы включают:
-рассмотреть особенностей исторического развития российской таможни,
-анализ современную систему российской таможенной службы,
-изучить структуры и деятельности работы Псковской таможни

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Историографический обзор образования таможенных органов России...6
История Псковской таможни в 20-е года ХХ века....................................13
Псковская таможня в составе Федеральной Таможенной Службы РФ...16
Стратегические направления деятельности ФТС....................................................................................................16
Псковская таможня - один из важнейших элементов таможенной службы России..................................................................................18
Куничина гора – ворота в зарубежную Европу.............................20
Таможня...................................................................................20
Таможенник.............................................................................21
Путешественники...................................................................23
Заключение...............................................................................................................25
Список литературы..................................................................................................26
Приложение..............................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Псковская таможня (word 2010).docx

— 2.21 Мб (Скачать файл)

В 1753-1757 годы вновь была проведена  таможенная реформа, завершившаяся  перестройку таможенной системы  в России. Начало ей положил Манифест от 20 декабря 1753 года. В Манифесте  провозглашалась отмена 17 видов  таможенных и мелочных внутренних сборов с торговли и перевозки товаров. Взамен их вводился добавочный 13-процентный сбор русскими деньгами на все ввозимые и вывозимые товары. Поэтому в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных по азиатской  границе, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина с товарищами сроком на 6 лет.В 1763 году Компания не смогла уплатить правительству договорную сумму. Шемякин был отдан под  суд, а 24 августа 1762 года Екатерина II подписала  указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение16.

Для надзора над ними учредили Главную над таможенными сборами  канцелярию, а с 1789 года надзор был  возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. 15 ноября 1796 года была восстановлена  деятельность Коммерц-коллегии, и таможни  переподчинили ей. Министр коммерции  стал главным начальником всех таможенных учреждений России.

Таким образом, в XVIII веке таможенная служба имела уже разветвлённый  аппарат управления и стала частью бюрократического аппарата государства.

В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы  управления на министерскую. 25 июня 1811 года Министерство коммерции ликвидируется. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент  внешней торговли, включенный в состав образованного в 1802 году Министерства финансов. Таможня с этого времени  становится важной частью финансового  ведомства, поскольку важнейшей  ее функцией является наполнение казны  и препятствие контрабандной  деятельности.

С начала 1865 года функции  по правлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов. В это время  расширяются сферы работы таможенных служб. К ним относится теперь и охрана границы. В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там основана таможенная флотилия. Однако вскоре подобное расширение признается нецелесообразным – у  пограничников свои задачи. В октябре 1893 года пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса  пограничной стражи, который переводился  в непосредственное подчинение Министра финансов.

Мировая война, первые годы революции и гражданской войны  окончательно свели к нулю как внешний товарооборот, так и функции российской таможни. В условиях хозяйственной разрухи и натурального товарообмена вопроса о таможенной политике не возникало.

Последующие перемены произошли  после Октябрьской революции 1917 года. Из теории общенародной собственности, естественно, следовал вывод о национализации внешней торговли. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 года вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости.

22 апреля 1918 года был принят  декрет СНК о национализации  внешней торговли.

29 мая 1918 года утвердили  Декрет о разграничении прав  местной и центральной советских  властей по собиранию пошлин, о регулировании деятельности  местных таможенных учреждений. Этот день считается днем рождения  советской таможни и до сих  пор отмечается в Российской  федерации как День ветеранов таможенной службы.

29 июня 1918 г. принят декрет  «О переходе Департамента таможенных  сборов, Главного управления пограничной  охраны и корчемной стражи  в ведение Народного комиссариата  торговли и промышленности». Департамент  таможенных сборов переименовывался  в Главное управление таможенного  контроля с непосредственным  подчинением Народному комиссару  торговли и промышленности.

В начале 1921 года политика «военного  коммунизма» привела к тому, что  товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором  производства, низкое качество продукции  и высокая себестоимость отечественных  товаров при недостаточном ввозе, создали объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. В декабре 1921 года был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с  которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с  контрабандой под председательством  Реввоенсовета. В комиссии активно  участвовали таможенные органы.

 Таможенный устав СССР 1924 года - первый кодифицированный  акт по таможенному делу, окончательно  закрепивший сформировавшуюся систему  таможенного управления. Главной  задачей таможенных органов стал контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

На рубеже 1920-1930-х годов усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности.Таможенным кодексом 1964 года таможня подчинилась Министерству внешней торговли СССР.

Решением Совета Министров  в 1986 году на базе Главного таможенного  управления при МВТ СССР было образовано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при  Совете Министров СССР, которое существовало до распада СССР в 1991 году17.

Развитие Псковской таможни  происходило хотя и в рамках этих процессов, но зависело от изменений  государственных границ. Выход Прибалтийских  стран из состава России в 1920-х вновь сделал Псков пограничным городом, и таможня здесь была восстановлена, но очередное присоединение Прибалтики в 1940 г. отодвигает границу и ликвидирует Псковскую таможню. Причиной возрождения современной Псковской таможни в мае 1991 г. стало возвращение Псковской области статуса пограничной территории после провозглашения независимости Прибалтийских республик.

Таким образом, можно видеть, что российская таможенная служба имеет  длительную историю, которая тесным образом связана с интересами государства. Все основные трансформации в ней определялись потребностями и особенностями государственной системы и изменениями границ на разных исторических этапах.

2. История Псковской таможни в 20-е годы ХХ века

На протяжении долгой своей  истории таможня в Пскове то ликвидировалась, то возобновлялась. Все зависело от того, какое положение в тот  или иной период занимал город. В очередной раз граница придвинулась к Пскову, оставив за рубежом русские земли, после подписания Тартуского мирного договора 1920 года, в результате чего Прибалтийские республики получили независимость18.

На границе с Эстонией были созданы Ямбургский, Гдовский и Псковский таможенные надзоры, на границе с Латвией – Островский, Опочецкий и Невельский. Каждый из них нес ответственность за свой участок государственной границы.

Основной работой таможни  становится борьба с контрабандой. Одной из причин развития контрабанды становится положение страны после гражданской войны. В условиях установленной монополии внешней торговли и колоссальной хозяйственной разрухи, контрабанда приняла в стране угрожающие размеры. Особенно широкое распространение она получила среди населения приграничных районов Псковской губернии19.

Для меня особый интерес  представляют сами контрабандисты и  причины занятия контрабандой в 20-е годы. Итак, основную массу лиц, занимавшихся контрабандой, составляло местное приграничное население.Существовало два вида контрабандистов: крестьянские и городские. Городские контрабандисты в отличие от крестьян были значительно лучше организованы, имели за границей постоянные связи и клиентов, были вооружены, да и объемы и ценность контрабанды у этих лиц были значительно больше.Иногда силы контрабандистов были настолько значительны, что пограничники и таможенники просто не решались вступать с ними в перестрелку.

Главной причиной занятия контрабандой было тяжелое хозяйственное положение приграничного населения, которое больше всех пострадало в годы гражданской войны. К тому же в приграничной полосе почти полностью отсутствовала налаженная торговля предметами первой необходимости. Главными предметами контрабанды при вывозе были: лен, золото, серебро, пушнина; при ввозе – сахарин, спирт, кокаин, чай, мануфактура, краски. Основное количество задержанных товаров попадало на импортную контрабанду.

Декретом от 31 марта 1922 года СНК утвердил Временное положение  о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомвнешторг составлял  перечень таможенных округов. Было определено 8 таможенных округов, которые стали подразделяться на таможни I, II и III разрядов и таможенные посты. Таможни I разряда учреждались при железнодорожных станциях и портах с большим грузооборотом, II разряда – в небольших морских портах, при реках, озерах, шоссейных дорогах и небольших железнодорожных станциях, а III разряда – при грунтовых дорогах. Процесс реорганизации таможенных надзоров, расположенных на границе с Эстонией и Латвией, в таможни I, II и III разрядов начался в августе 1992 года. К середине 1923 года реорганизация таможенных учреждений РСФСР на эстонско-латвийской границе была завершена20. Каждая таможня обслуживала свой участок государственной границы, на котором выстраивала сеть таможенных постов21.

Таким образом, в состоянии  вновь утвержденного Северо-Западного  Инспекторского Управления в 20-е гг. были организованы районные таможни, в состав которых включались таможни II и III разрядов и таможенные посты, причем Псковская таможня из таможни II разряда была преобразована в районную таможню I разряда22, а Себежская, потеряв самостоятельной единицы, вошла в состав Северо-Западного Районного Таможенного Инспекторского Управления. Такая организационная структура таможенных учреждений сохранилась до конца 20-х годов. Единственное изменение в структуре было преобразование Островской таможни в Островское отделение Псковской районной таможни.

Система действовала в  сложившемся виде до 1940 г., когда  с присоединением республик Прибалтики вновь была реорганизована в связи  с утратой Псковщиной пограничного статуса. Новейшая история псковской  таможни начинается уже в 1991 г. в  рамках Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Псковская таможня в составе Федеральной Таможенной Службы РФ

3.1. Стратегические направления ФТС РФ

Распад СССР приводит к  появлению фактически нового государства  – самостоятельной Российской Федерации, и оформление таможенной службы Российской Федерации становится неотъемлемой составной частью формирования атрибутов  российского государства и обеспечения  его суверенитета. Правовой основой  и организующим началом этого  процесса стал Указ Президента РСФСР  Б.Н. Ельцина «О Государственном  таможенном комитете РСФСР» от 25 октября 1991 г. Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный  таможенный орган России. На него возлагалась  ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил  новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность  и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника  РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы.

В 1999 г. была разработана  «Стратегия и основные направления  деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями». Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне23.

Главным событием 2003 года стало  принятие Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 1 января 2004 года. Более половины норм, прописанных в кодексе, в повседневной практике должны были применяться напрямую. Основные положения кодекса приведены  в соответствие с общепризнанными  нормами и правилами ВТО.

В 2004 году произошло изменение  статуса службы. Во исполнение Указа  Президента РФ от   9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  Государственный таможенный комитет  Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Ну и, безусловно, на дальнейшую деятельность российской таможни повлияет вступление России в ВТО 16 декабря 2011 года.

Реформирование и модернизация таможенной службы продолжают осуществляться в целях совершенствования таможенного  регулирования.На основе теоретических принципов деятельности таможни в России, мы можем сформулировать её государственную миссию и стратегические цели развития.

Государственная миссия таможни:

1.Реагировать на международную ситуацию в области безопасности и защищать общество и среду от внешних угроз;

2.Обеспечить точное применение таможенных правил, поспособствовать международной торговле,  сохранить таможенный контроль и формальности на таком уровне, который необходим для осуществления эффективного контроля;

3.Осуществлять свою работу, защищая внешнюю границу Российской Федерации и сотрудничая с другими национальными и международными инстанциями.

Стратегические цели таможни:

Информация о работе Псковская таможня