Развитие таможенной службы в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:08, реферат

Краткое описание

Цель работы- раскрыть историю становления таможенной службы в России.

Задачи работы:

- рассмотреть зарождение таможни в Древней Руси;

- определить характеристику таможенных органов в 19- начале 20 веков;

- описать таможенную службу на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

1. Зарождение таможни в Древней Руси………………………………….4

2. Характеристика таможенных органов в XIX – начале ХХ веков …….8

3. Таможенная служба на современном этапе…………………………..12

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

практика.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В последней четверти XIX века законодательство совершенствуется. Таможенный устав 1892 г. стал более стройным, четким, его положения отражали стратегию таможенного дела. В связи с уравнением условий торговли в Центральной России и Западной Сибири были унифицированы пошлины и взыскания за контрабанду. Ряд статей Таможенного устава 1892 г. посвящен таможенной охране на море и в прибрежных водах.[7]

В начале XX в. таможенные платежи в доходной части государственного бюджета составляли 14,5% (более 200 млн руб.) в год, уступая лишь поступлениям от торговли крепкими спиртными напитками. Таможенные уставы 1904-1910 гг. отразили произошедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. Устав 1904 г. впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 г. уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы. События первой мировой войны (1914-1918 гг.) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России.

К осени 1917 г. таможенная система России оказалась практически разрушенной. Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 г.

С 1.01.1918 г. вводилось в действие Постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». В соответствии с этим Постановлением устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу).

В декабре 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс определял цели деятельности таможенных учреждений.

На протяжении 70-х – начала 80-х гг. таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, направленными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, рационализацию процедуры таможенного оформления, уточнение таможенного тарифа.[8]

К концу 20-х гг. государство все более активно вмешивается в деятельность промышленности, постепенно национализируя почти все предприятия. Уничтожается частная собственность на землю, окончательно монополизируется внешняя торговля. Государство контролирует фактически все сферы деятельности, вводится административный порядок управления, создается административно-бюрократический аппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Таможенная служба на современном этапе.

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения. В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.[9]

С 6 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза).

В РФ действует Единая система таможенных органов, основанная на принципах:

 

- единой таможенной политики;

 

- единой таможенной территории;

 

- единого таможенного законодательства;

 

- единого тарифного регулирования.

 

Задачами таможенных органов являются:

А) участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и обеспечение ее реализации;

Б) защита в пределах компетенции таможенных органов экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации;

В) обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого осуществляют таможенные органы;

Г) выявление, предупреждение и пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил;

Д) обеспечение безопасности деятельности таможенных органов и организаций, созданных таможенными органами для обеспечения своей деятельности, защита должностных лиц таможенных органов (далее сотрудники таможенных органов) от противоправных посягательств в связи с исполнением ими должностных обязанностей, членов их семей и близких;

Е) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам экономической безопасности Российской Федерации;

Ж) обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам таможенного дела.

З) В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти был издан указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС РФ), передав часть его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение.

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства.

Формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства.

Таким образом, анализ этапов исторического развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта, благодаря чему российская таможня заняла ведущее место среди стран – участников ВТО. Каждый период был связан с собственными характерными особенностями формирования таможенного дела, которые способствовали развитию его экономики, торговли и упрочнения финансового положения. При этом свою важную роль играли экономический, финансовый и социальный факторы как конечная цель проведения в жизнь таможенной политики.

Вывод:

Изучение историчиского опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.

 

Ныне, по истечении 15 лет независимости, таможенная служба России, созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет России) представляет собой разветвленную, многофункциональную структуру, органично вписывающуюся в реформируемую экономическую систему нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. – М., 2007. с. 55-63.

2. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М., 2009 с. 33-51.

3. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: уч. пос. - С-П.: РТА, 2009. - 297 с.

4. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 2008. - 425 с.

5. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - Челябинск.: Социум, 2008. - 410 с.

6. Попова Л.И. Развитие таможенного дела в России // Налоги. Инвестиции. Капитал. - № 3-4. - 2007. с. 15-27.

7. Вершинин А.П. Внешнеторговое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство НОРМА, 2010.-255с.

  8.  Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Рыбалкина В.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 177с.

9. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.- 145с.

10. Таможенное право: Учебн. пособие / Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 45-50 с.

11. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2008.- 123с.

12. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. Салимжанова И.К. - М.: КноРус, 2009.- 145с.

 

12

 



[1] Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. – М., 2007. с. 55

[2]Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М., 2009 с. 33

[3] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: уч. пос. - С-П.: РТА, 2009. - 297 с.

[4] Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского.– М.: ИПО Автор, 2008. - 425 с.

[5] Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. - Челябинск.: Социум, 2008. - 410 с.

[6] Попова Л.И. Развитие таможенного дела в России // Налоги. Инвестиции. Капитал. - № 3-4. - 2007. с. 15

[7] Вершинин А.П. Внешнеторговое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство НОРМА, 2010.-255с.

[8] Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Рыбалкина В.Е. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 177с.

[9] Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.- 145с.

 

[10] Таможенное право: Учебн. пособие / Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 45с.


Информация о работе Развитие таможенной службы в России: исторический аспект