Разделение труда и отраслевая структура таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Таможенное дело и обеспечиваемое им таможенно - тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов государственного управления. Принятие Закона РФ «О Таможенном тарифе» усилило роль и значимость таможенного дела как отрасли народного хозяйства и его составных элементов. Принятием данного закона была достигнута главная цель - установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, решения вопросов тарифных льгот и др.

Содержание

Введение 3
Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в РФ 4
Таможенное дело, как отрасль народного хозяйства 8
Структура таможенных органов РФ: Таможенное оформление Таможенные услуги 13
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Тамож .doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

 

Контрольная работа.

 

Разделение труда и отраслевая структура таможенного дела.

 

 

План

 

 

 

 

Введение

 

Таможенное дело и  обеспечиваемое им таможенно - тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов государственного управления. Принятие Закона РФ «О Таможенном тарифе» усилило роль и значимость таможенного дела как отрасли народного хозяйства и его составных элементов. Принятием данного закона была достигнута главная цель - установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, решения вопросов тарифных льгот и др.

Кроме того, вопросы таможенного дела регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенной системы. 1

Эффективно действующие механизмы таможенного дела являются неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов во всех отраслях народного хозяйства. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой-основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (ст. 4 Таможенного кодекса РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 Таможенного кодекса РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Рассмотрим  в работе разделение труда и отраслевую  структуру таможенного дела.

Понятие, цели, содержание и структура таможенного  дела в РФ

Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

В Таможенном кодексе  Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения  через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование  товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что  оно в собственном смысле слова  означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной  власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Отнесение таможенного  дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: “На  территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств”. Отсутствие внутренних таможенных границ является одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является. Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

  1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
  2. Таможенные режимы.
  3. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.
  4. Таможенное оформление.
  5. Таможенный контроль.
  6. Предоставление таможенных льгот.
  7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
  8. Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление  таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные  цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

ТК определяет общее направление развития таможенного  дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).

Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

 

Таможенное дело, как отрасль народного хозяйства

Так как таможенное дело является отраслью народного хозяйства  РФ, то планы развития таможенной отрасли должны быть сбалансированы по стоимостным, материально-вещественным и трудовым показателям и взаимоувязаны с планами развития других отраслей и народного хозяйства страны в целом. Такая сбалансированность и взаимоувязка обеспечивается в процессе финансового планирования отрасли, основными задачами которого являются:

- определение общей величины финансовых ресурсов, получаемых таможенной службой в планируемый период;

- расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения предусмотренных планами мероприятий для решения производственных и социальных задач, а также определение источников этих ресурсов;

- количественная регламентация взаимоотношений  таможенной отрасли  с финансовой, кредитной и другими системами государства.

Планирование таможенного дела в РФ осуществляется на всех уровнях управления таможенной отраслью, включая Центральный аппарат Федеральной таможенной службы, региональные таможенные управления, таможни (рисунок 1).

Финансовое планирование таможенного дела как отрасли народного хозяйства осуществляется в нескольких направлениях.

Во-первых, планирование оборотных средств таможенных органов - денежных средств таможенных органов, авансируемых для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения в размерах, обеспечивающих работу таможенных органов.

Рисунок 1 – Функции государственного управления таможенным  делом как отраслью народного хозяйства2

Основными задачами планирования оборотных средств являются:

- обеспечение деятельности таможенных органов;

- соблюдение норм запасов и  расходов;

- своевременное выявление неиспользуемых материальных ценностей;

- обеспечение контроля за движением  и правильным расходованием всех  материальных ценностей (при этом  следует подчеркнуть, что в осуществлении финансового контроля участвуют также «нетаможенные» органы: финансовые, кредитные, налоговые. Они могут проводит документальные ревизии и проверки финансовой деятельности  таможенных  органов).

Во-вторых, планирование развития основных фондов - материальных ценностей, которые участвуют в производственном процессе и постепенно переносят на стоимость конечного экономического продукта. Основными особенностями, которые необходимо учитывать при  планировании развития основных фондов, являются следующие:

- в таможенном деле таможенные органы не владеют основными фондами – их собственниками является государство;

- в таможенных органах не  создаются амортизационные фонды;

- не существует механизма переноса  стоимости основных фондов на  стоимость таможенных услуг;

- таможенные органы могут самостоятельно  приобретать основные фонды от  доходов от предпринимательской  деятельности, а также могут получать  безвозмездно.

Основные фонды таможенных органов  можно разделить по экономическому признаку: производственные фонды (участвуют в производстве таможенных услуг) и непроизводственные фонды (это здания, жилые дома, находящиеся на балансе таможни).

К основным фондам не относятся:

- предметы служащие менее 1 года, в независимости от их стоимости;

- предметы стоимостью  менее 50 мин. зарплат, не зависимо  от срока службы (региональный  начальник может установить другой  предел: не 50, а 40);

- временные здания  в лесу;

- спецодежда, предназначенная  для выдачи сотрудникам;

- форменная одежда;

- тара для хранения материальных ценностей.

Стоимость основных средств  таможенных органов можно классифицировать следующим образом:

- первоначальная;

- восстановительная (стоимость  после переоценки);

- балансовая (стоимость,  отраженная в балансе);

- остаточная стоимость (балансовая - износ);

- ликвидационная (стоимость,  по которой объект будет реализован  за вычетом средств на демонтаж).

Основными задачами по обновлению основных фондов таможенных органов  являются:

- возмещение выбывающих  средств труда;

- увеличение количества средств труда с целью роста фондовооруженности труда;

- улучшение технологической структуры производственного аппарата с целью повышения эффективности таможенного дела.

Обновление основных фондов таможенных органов может  происходить как путем замены устаревшего оборудования на новое - без капитального строительства, так и путем капитального строительства. Ввод в действие основных фондов осуществляется в процессе капитального строительства по следующим направлениям:

- строительство новых  зданий и сооружений на вновь осваиваемых площадях (например, на таможенных терминалах);

- расширение действующих таможенных организаций путем сооружения вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных зданий и сооружений;

Информация о работе Разделение труда и отраслевая структура таможенного дела