Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:20, курсовая работа
Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение и изучение региональных соглашений в системе мировой торговли на примере АТЭС, анализ механизма его действия и рассмотрения результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Показать основные тенденции формирования и развития РТС.
2) Определить причины подписания РТС и их эффективность.
3) Рассмотреть состояние и перспективы одного из рыночных блоков мировой торговли на примере АТЭС.
Введение
1 Теоретические аспекты регионально торговых соглашений
1.1 Основные тенденции формирования и развития РТС
1.2 Причины подписания РТС и их эффективность
1.3 Соответствие РТС правилам ВТО
2 АТЭС: состояние и перспективы регионального экономического развития
2.1 Принципы деятельности и структура АТЭС
2.2 Проблемы и перспективы АТЭС
2.3 Участие России в АТЭС
Заключение
Список литературы
Разумеется, в тактическом плане превращение Владивостока в один из так называемых мировых, или «ключевых» городов, выполняющих интернациональные экономические и политические функции, имеет большое значение для российского Дальнего Востока. Идея сделать Владивосток местом встреч глав государств и министров иностранных дел стран Азиатско-Тихоокеанского региона высказывалась М. Горбачевым еще в конце 1980-х годов. Концепцию превращения столицы Приморья в «ключевой» город Северо-Восточной Азии выдвинул в 1993 году дальневосточный исследователь В. Михайлов. В то время, по его мнению, имелись все необходимые условия для того, чтобы сделать Владивосток политическим, культурным, образовательным, научным и туристическим центром не только российского Дальнего Востока, но и всего Тихоокеанского бассейна.
Однако к середине 1990-х годов Приморский край в целом и Владивосток в частности утратили расположение российского руководства и привлекательность в глазах иностранных инвесторов. В результате в городе не произошло реального улучшения состояния транспортной инфраструктуры и курортной зоны. Отставание стало особенно заметным на фоне качественного прорыва в этих областях ряда городов Северо-Восточной Азии, таких как Саппоро, Ниигата (Япония), Пусан (Республика Корея), Далянь и Тяньцзинь (КНР). Тяньцзинь, как и Владивосток, представляет собой крупный город-порт, в котором начинается трансконтинентальная железнодорожная магистраль. Именно этот город китайская сторона предлагает сделать своего рода столицей Северо-Восточной Азии.
Решение руководства России провести саммит АТЭС-2012 во Владивостоке и выделить в связи с этим на развитие городской инфраструктуры более 6 миллиардов долларов вселяет надежду, что через несколько лет Владивосток сможет по праву претендовать на звание одного из «ключевых» городов Северо-Восточной Азии. Проект «Большой Владивосток», рассчитанный на 2008-2012 годы, предусматривает, в частности, реконструкцию международного аэропорта, развитие автодорожной сети, портовой и инженерной инфраструктуры, коммуникаций, а также сооружение многофункционального административно-делового центра, включающего гостиницы и международный конференц-центр на 7 тысяч человек. На острове Русском предполагается открыть туристко-рекреационную зону и технопарк. После саммита несколько возведенных гостиниц планируется использовать для проживания студентов нового федерального университета, в том числе иностранных.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы главное внимание руководителей страны, Дальневосточного региона и Приморского края, бизнес-сообщества и научной общественности было сосредоточено не только на сооружении объектов инфраструктуры, но и на содержательной части мероприятия.
Стратегические интересы развития Дальнего Востока требуют уже в ближайшее время определиться с российскими приоритетами в совместной работе с членами АТЭС. Учитывая социально-экономические реалии Дальнего Востока, а также то, что Россия не является членом ВТО, ее интересам в наибольшей степени отвечают собственное участие и вовлечение партнеров в программы ЭКОТЕК. Москва может декларировать несколько приоритетных направлений сотрудничества в этой сфере. Тема энергетического сотрудничества уже предлагалась нашей страной для обсуждения на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока это – ключевая возможность экономической интеграции, и эту тему целесообразно снова представить, но уже в контексте геополитических и экономических реалий Северо-Восточной Азии, а также с учетом новой энергетической политики России, оставляющей за Москвой принятие стратегических решений в области добычи и транзита энергоресурсов.
Поскольку Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, морепродуктов, металлов и других ресурсов, зависящие от их бесперебойных поставок страны Восточной Азии (особенно Китай и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в области их защиты и сохранения. В перспективе эта зависимость будет только усиливаться (серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае). Недавние экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, свидетельствует об актуальности темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.
Россия может внести весомый вклад в обеспечение транспортного сообщения между Восточной Азией и Европой. В том числе путем соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В связи с этим необходимо подготовить для обсуждения целый ряд проектов, направленных на совместное с зарубежными партнерами использование российского транспортного потенциала.
Конвструктивное и системное участие в деятельности АТЭС и других региональных международных организаций будет способствовать более эффективному решению неотложных задач, стоящих перед российским Дальним Востоком. Дело в том, что некоторые ключевые проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры Северо-Восточной Азии не могут быть реализованы из-за нерешенности проблемы безопасности на Корейском полуострове. Москве необходимо наращивать усилия по исправлению ситуации, последовательно выступая в роли участника многостороннего сотрудничества в АТР и Северо-Восточной Азии. Например, активное участие России в обсуждении и решении проблемы поставок энергоресурсов в КНДР в формате шестисторонних переговоров может стать ключом к формированию новой межправительственной организации, которая будет заниматься комплексными проблемами безопасности Северо-Восточной Азии.
Наконец, у России есть еще один ресурс – весомый образовательный и научный потенциал вузов и академических институтов Дальнего Востока. В вузах Владивостока и Хабаровска ежегодно растет число иностранных, в первую очередь китайских студентов, что открывает отличные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Существуют и другие направления регионального сотрудничества, приоритетность и эффективность которых надо оценивать уже сейчас, чтобы иметь возможность представить проработанные проекты для обсуждения в 2012 году.
Подготовка и проведение саммита во Владивостоке позволят гражданам России больше узнать о целях и деятельности АТЭС, о сотрудничестве в АТР и, самое главное, создадут предпосылки для более активного вовлечения Восточной Сибири и Дальнего Востока в интеграционное пространство Северо-Восточной Азии. Решение последней задачи, как и полноценное участие наших представителей в рабочих органах АТЭС, невозможны без качественного увеличения присутствия российского бизнеса при поддержке государства на рынках и в экономиках стран АТР. Иначе России придется еще долго испытывать неудобства, нося пиджак, по меткому выражению Е. Примакова, купленный в 1998 году на два размера больше в расчете на вырост. Россия сделала определенные усилия, чтобы этот пиджак пришелся ей по плечу, но их пока недостаточно. Подготовка к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке создаст Благоприятный фон для наполнения концепций и заявлений о российских намерениях в регионе реальным содержанием.
Заключение
Основываясь на вышесказанном, можно сделать следующие выводы.
Региональные торговые соглашения (РТС) являются характерной чертой современной многосторонней торговой системы. Их число, так же как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества, в течение последних 10 лет постоянно растет.
Общее число РТС в настоящее время составляет 170, примерно 20 соглашений должны вступить в силу после процедуры ратификации, еще 70 находится в стадии обсуждения.
Важной характерной чертой современного
этапа развития регионального взаимодействия
стало участие в РТС тех стран, которые
раньше не проявляли к этим процессам
никакого интереса.
Большое число членов ВТО использует РТС в качестве одного из инструментов регулирования торговли.
Рассматривая один из рыночных блоков на примере АТЭС, можно выделить некоторые моменты: Странами-основателями АТЭС выступили Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины и Япония.
Разнообразие участников и
широкий подход к членству
обеспечили АТЭС уникальную
Стратегические интересы
Список литературы
1Практически все члены ВТО, за исключением Монголии, являются членами тех или иных РТС. Для некоторых членов ВТО преференциальная торговля составляет 90% от общего товарооборота.
2Crawford J.-A., Florentino R. V. The Changing Landscape of Regional Trade Agreements // WTO. Geneva. DiscussionPaper № 8. 2008. Р. 3.
3Все большее число РТС заключается между странами, не связанными между собой географически. В этой связи аббревиатура РТС становится все в большей степени лишь удобным термином, однако в полной мере не отражает сущности происходящих процессов.
4К «чувствительным» относятся товары, которые в наибольшей степени страдают от иностранной конкуренции и требуют особых мер защиты, без которых могут наступить серьезные последствия для социально-экономического развития страны в целом.
Информация о работе Роль региональных соглашений в системе мировой торговли