Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:42, контрольная работа
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности. Будь то строительство или транспорт, сельское хозяйство или медицина, космонавтика или экономика. Понятие риска используется и в целом ряде наук: право, философия, экономика.
В связи с этим, цель работы – изучение применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решения следующих основных задач:
Дать характеристику законодательству, регулирующему применение системы управления рисками.
Установить порядок применения, назначения и использования СУР при проведении таможенного контроля.
о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
заявляемой при осуществлении таможенных операций;
о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
о транспортных логистических схемах.
Важнейшим фактором, определяющим обоснованности и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.
Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определения необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.
В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.
2. Выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
объектов анализа;
критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
3. Разработка
и реализация мер по
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам – выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществляет контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам – их корректировку.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):
пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
на эффективность таможенного контроля;
на полноту взысканных таможенных платежей;
на ускорение товарооборота;
на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;
на изменение времени таможенного оформления.
При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.
Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
3. Профили рисков
Под профилем риска следует понимать не только абстрактную совокупность сведений.
Очевидно, что в случае выявления потенциальных рисков в результате анализа документов, сведений и иной информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов различных уровней, ФТС России издает правой акт, которым утверждается профиль риска, являющийся основанием для применения определенных форм таможенного контроля в отношении тех или иных товаров или лиц. Далее профиль риска доводится до сведения должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, и служит для них непосредственным указанием для применения тех или иных форм таможенного контроля6.
Примерная структура профиля риска:
I. Общие сведения:
Номер;
Срок действия и пр.
II. Сведения об области риска.
Индикаторы риска (вес, стоимость, количество и пр.);
Таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами;
Внешнеторговый контракт;
Таможенный режим;
Вид транспорта и пр.
III. Меры по минимизации риска.
Указание о применении мер;
Тип таможенного досмотра.
IV. Контактная информации
Контактное лицо;
Лицо, подписавшее проект профиля.
Таможенные органы используют следующую технологию создания профиля риска:
1. На основе анализа таможня, РТУ или ФТС формирует проект профиля риска.
2. Направление
проекта профиля риска
По имеющимся материалам проводится рабочее совещание, на котором принимается решение о целесообразности издания профиля риска, происходит подготовка профиля риска в электронном виде.
ГНИВЦ ФТС России осуществляет ведение справочника профилей рисков. Кроме того, ГНИВЦ обеспечивает доведение профиля риска до соответствующих таможенных органов7.
Следует различать понятия профиля риска и ориентировки. Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:
срок действия ориентировки;
территориальная сфера действия ориентировки;
описание области риска;
показатели индикаторов риска.
Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков. Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.
Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации. Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).
К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.
Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.
Индикаторы профиля риска:
Товары, наиболее подверженные контрафакции и пиратству (класса люкс, дизайнерские, известные торговые марки).
Недостоверное декларирование (неточно декларируемые или декларируемые как упаковка пластиковые или металлические части, образцы, товары для дома, запасные части к чему-либо).
Страна происхождения или отправления товара (Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Пакистан, Чехия, Турция, Польша, Канада, Мексика, Парагвай и Бразилия).
Качество исполнения документов.
Страна изготовления товаров (если указанная в декларации страна происхождения является одной из тех, где не организовано производство товаров правообладателя, например, подлинные часы "Ролекс" производятся только в Швейцарии).
Перемещение товаров и средства транспортировки (отправляются вне обычных каналов распространения продукции правообладателя).
Стоимость товаров (задекларирована слишком высокая или низкая стоимость товаров или они застрахованы по ненормально низкой стоимости).
Размер партии (товары транспортируются в ненормально высоких или низких количествах в зависимости от типа товаров).
Внешний вид упаковки.
Качество товаров.
Этикетки и маркировка товаров8.
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.
Законодатель четко определил, в каких формах и в каком порядке осуществляется таможенный контроль, а также принципы, в соответствии с которыми этот контроль проводиться. Основываясь на мировом опыте проведения таможенного контроля, Россия подписала Международную Конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), которой предусмотрено применение системы анализа и управления рисками при осуществлении таможенного контроля.
С внедрением этой системы тотальный таможенный контроль был заменен на выборочный. Это позволило увеличить товаропоток через таможенную границу РФ при наличии тех же технических и людских ресурсах, но при этом сокращая временные издержки. Также СУР пресекает незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ, влияет на эффективность таможенного контроля и полноту взыскания таможенных платежей.
Однако в свете происходящих событий во внешней политике России, а именно стремление России вступить во Всемирную торговую организацию, можно смело утверждать, что на этом унификация российского законодательства не закончиться, особенно в области таможенного дела.
Эффективное управление рисками является важным для современного таможенного дела и обеспечивает средства для достижения надлежащего баланса между облегчением торговли и регулятивным контролем. Принципы управления рисками могут применяться всеми администрациями независимо от того, используют они автоматизированные системы или нет, если они принимают стратегии, содержащие ключевые элементы основанного на рисках подхода к обеспечению соблюдения требований.
Для эффективного управления рисками администрации должны четко понимать природу рисков для достижения своих целей и выработки практических методов смягчения таких рисков. И, наконец, необходима ярко выраженная приверженность высших уровней организации поддерживать переход к основанному на рисках подходу к обеспечению соблюдения требований.
Таким образом в работе было дано понятие системе управления рисками. Была показана необходимость ее использования. А также основные принципы в ее построения и механизм функционирования. На основе такого анализа наряду со значительным количеством положительных сторон (большая прозрачность, предсказуемость таможенной службы, ограничение прав инспектора при осуществлении таможенного контроля, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений) несложно выявить одну из слабых сторон при применении СУР в настоящее время.
Такой стороной является монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность отдельных таможенных органов (которая, как правило, тем ниже, чем больше расстояние от Москвы), делает данную систему довольно «неповоротливой». При наложении данных факторов друг на друга (разница во времени, отдаленность от федерального центра, проблемы с электронными каналами связи) будет сложно оперативно перекрывать периодически возникающие каналы контрабандных поставок товаров в Россию и из нее.
Информация о работе Система управления рисками при проведении таможенного контроля